RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Рустам Батров: Совет улемов унифицирует и стандартизирует богослужение в соответствии с ханафитской традицией

11.05.2010 09:52

21 апреля 2010 года на Пленуме ДУМ Татарстана был избран новый состав Совета улемов республики. Его председателем стал проректор по научной работе Российского исламского университета Рустам Батров. 11 мая Совет улемов собирается на свое первое заседание. Р.Батров рассказал об основных задачах и перспективах деятельности.  

 

Рустам хазрат, 11 мая Совет улемов Татарстана собирается на первое свое заседание. Какой вы видите основные цели и задачи его деятельности и как эти цели будут претворяться в жизнь?

 

Совет улемов – это институт, предусмотренный Уставом духовного управления мусульман Татарстана, член СУ – это не назначаемая, а избираемая должность. В ходе последнего пленума ДУМ РТ состоялись выборы членов СУ и его председателя. Совет улемов – это коллегиальный совещательный орган. Чтобы объяснить его функции уместно применить аналогию с устройством светской системы государственного управления: она имеет три ветви власти – исполнительную, судебную и законодательную. Условно говоря, наша религиозная система управления устроена так же, есть органы с исполнительскими функциями, судебными (институт казыев) и законодательными (Совет улемов).

 

Основными двумя задачами Совета являются разработка богословских решений – фетв и подготовка регламентации для осуществления религиозных обрядов в форме инструкций и положений.

 

В первую очередь мы ставим себе задачу унифицировать проведение богослужений: будут разработаны требования к проведению пятничных и праздничных намазов, график произнесения азанов в мечетях. Мы хотим стандартизировать в соответствии с ханафитской традицией и унифицировать совершение обязательных молитв и всего, что с этим связано в пределах республики. Планируется разработка типовых пятничных и праздничных проповедей для имамов и материалов для проведения проповедей в виде подборки аятов и хадисов на определенные темы. В перспективе мы надеемся выйти на тематическую синхронность проведения проповедей в мечетях. Такая практика распространена в Турции и для верующих это удобно.

 

Будет проведена работа по спорным моментам намаза – поднятие рук, произнесение после суры «Фатиха» слова «амин» вслух, вопросы зикра и тасбиха после намаза. Планируется разработка материалов по вопросам погребения усопших. Совет улемов разработает положение об определении дат мусульманских праздников, так как сегодня такой регламентирующей процедуры нет. Большое внимание будет уделено определению точного времени совершения ежедневных обязательных пятикратных молитв. К примеру, сейчас в Татарстане распространено чтение иша (ночного) намаза через полтора часа после магриба (захода солнца) в любое время года. Но в нашей полосе продолжительность сумерек и соответственно наступление ночи для разных времен года разное, нельзя круглогодично читать по одной и той же мерке. И даже сам вопрос о чтении магриба нуждается в изучении – то время захода солнца, которое учеными высчитано для каждого меридиана, не учитывает ряд важных моментов. К примеру, время захода солнца высчитано для нулевой отметки, т.н. уровня мирового океана, а мы живем выше этого уровня. Во-вторых, при проведении магриба (ахшам намаза) мы не учитываем явление рефракции – преломление солнечных лучей в земной атмосфере – в результате которого мы продолжаем видеть солнечный диск, хотя по математическим расчетам оно уже опустилось за линию горизонта.

 

Этими мелочами определяется точность совершения религиозных обрядов, они поставлены самой жизнью.

 

Мы планируем разработать сайт Совета улемов и на нем будет «приемная» по сбору обращений и заявок. При поступлении обращений о разъяснений тех или иных вопросов от имамов совет будет разрабатывать фетвы и заниматься также экспертизой литературы, но не всей, а по поступлении запросов касательно конкретных изданий.

 

Вопросы уточнения времени намазов, определения дат проведения праздников наверняка разрабатываются и в других странах, ведь с подобного рода проблемами сталкиваются все верующие. Планируется ли изучать опыт зарубежных ученых и насколько Совет улемов Татарстана располагает квалифицированными кадрами для решения поставленных задач?

 

Потенциал Совета улемов достаточно высок и позволяет решить поставленные задачи. В его новом составе 16 человек, 11 из которых имеют духовный сан, это, в том числе, три казыя, один заместитель казыя, два имама-мухтасиба. Почти половина из них – семеро имеют научные степени, а двое членов Совета улемов являются членами Академии наук Республики Татарстан, практически все имеют богатый опыт преподавательской деятельности и множество публикаций.

 

Что касается изучения наработок коллег из-за рубежа, мы этого, разумеется не отвергаем, но здесь нужно понимать, что наша ситуация достаточно уникальная. К примеру, как только в беседе с ученомым из Ближнего Востока зайдет речь о том, что в нашей широте летом ночь не наступает, он вам ответит традиционно: в таких случаях следует совершать намаз ориентируясь на ближайшее мусульманское государство, в котором нет таких аномалий, либо на мекканское расписание намазов. Но наша специфика такова, что в периоды длинных дней по факту ночь у нас наступает, но ее продолжительность бывает одну-две минуты, то есть время, недостаточное для совершения намаза. В качестве ночи мы понимаем период, когда солнце скрывается за горизонт на определенную глубину. Здесь очевидно, что мы не можем опираться на шаблонные положения.

 

Ведь ученые из традиционных исламских стран с такой спецификой не сталкивались и потому в эти вопросы они досконально не вникали. Хотя некоторые из них и рассматривали актуальные для нас вопросы. Например, известный сирийский факих Вахба аз-Зухейли пишет о посте в длинные дни «в Волжской Булгарии», что его следует соблюдать по мекканскому времени, то есть где-то он об этом читал или слышал, но до мелочей в нашу ситуацию не вникал. По существу, нам придется разбираться с этим самим, хотя мы и будем опираться на классические источники.

 

Вы являетесь проректором по научной работе Российского исламского университета. Какая работа проводится в этом отношении в вузе?

 

Мы развиваем традиционные формы научной деятельности – проведение конференций, защиту курсовых и дипломных работ, издание книг. За последние 2-3 года университетом издано 64 книги, для сравнения, за 8-летнюю историю РИУ до того было издано не более 40 наименований. Понятно, что для крупных государственных вузов с большим бюджетом это было бы совсем немного, но что касается исламских вузов, думаю, это высший показатель в России. Мы издаем переводы с арабского и английского и труды наших преподавателей. В 2009 году была проведена крупная конференция совместно с ISESCO, а осенью текущего года планируется проведение еще одной.

 

Кроме того, мы занимаемся развитием и экспериментальных форм научной деятельности. К примеру, в этом учебном году мы провели турнир по студенческим богословским диспутам. Это тоже научная работа, но построенная в форме дебатов. Хотя мы и называем ее экспериментальной, такая работа проводилась в дореволюционных медресе. Оппонирующие команды выступают с докладами, каждая раскрывает свое видение проблемы, затем наступает этап оппонирования друг другу, а следом сессия вопросов из зала.

 

В турнире участвовало 8 команд, на каждом «поединке» рассматривались наиболее злободневные вопросы, а команды отстаивали противоположные точки зрения. Например, обсуждалось на каком языке следует проводить проповеди в мечетях, является ли курение харамом или макрухом, необходимо ли переводить религиозные термины с арабского на русский и др. За последним из таких диспутов наблюдал авторитетный кувейтский шейх Хамад Синан. По его восторженным отзывам, он уже много лет ездит по миру, но такой практики нигде не встречал. Проведение таких мероприятий дает студентам опыт публичных выступлений, побуждает их к дополнительному изучению материала и студентам в них участвовать интереснее, чем в научных конференциях.

 

Научная работа проводится и преподавательским составом. У нас была серия публичных лекций известных исламоведов и востоковедов. Сейчас мы задумали цикл мини-курсов по повышению квалификации преподавателей, которые будут проводить мэтры отечественной исламоведческой науки. Приезжающий из Москвы или Санкт-Петербурга лектор будет проводить лекцию, научно-методический семинар и консультации с молодыми преподавателями, которые хотели бы развиваться в богословском направлении. Далее в течение года этот молодой преподаватель будет закреплен за своим куратором и будет проводиться совместная работа, взаимодействие.

 

Совсем недавно, будучи в Казани, министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко заявил о том, что столица Татарстана имеет все шансы стать молодежной столицей России, спортивной столицей Казань считается уже давно, а также крупным образовательным центром России, ведь здесь располагается Казанский (Приволжский) федеральный университет. Как вы считаете, могла бы Казань претендовать на звание столицы исламского образования в России?

 

Казань фактически стремительно приближается к этому статусу. На примере РИУ могу сказать о том, что сейчас мы в дополнение к статусу религиозного университета смогли получить статус института, признаваемого государством. Недавно в СМИ вышел конфуз: журналисты посчитали, что РИУ понизил свой уровень. На самом деле это другие исламские университеты несмотря на свое наименование такой статус получить не могут, мы же прошли государственную аккредитацию, которая проводится в соответствии с очень высокими требованиями, начиная от научной деятельности, квалификации ППС и заканчивая наличием необходимых площадей. Для нас это достижение высокой планки, которую не могут взять другие исламские вузы страны.

 

По всем предметам у нас составлены учебно-методические комплексы, учебный процесс стандартизирован в соответствии с Болонским соглашением, по многим показателям мы идем в авангарде, но еще больше нам предстоит сделать. Не случайно РИУ – еднственный ВУЗ от Российской Федерации – был принят в Федерацию университетов исламского мира, это показатель международного признания вуза.

 

В РИУ ведется уникальная для России работа по подготовке хафизов Корана, работает Центр подготовки хафизов Корана, в котором учатся юноши, были проведены всероссийские и международный конкурсы среди хафизов. В данное время налаживается работа по развитию этого движения среди женщин – открыт Центр подготовки хафизов Корана среди женщин – это единственное подобного рода учреждение в России, которое признано авторитетными международными организациями. Само возникновение этих двух центров обусловлено запросом со стороны населения.

 

Таким образом, мы ведем работу, с одной стороны, по возрождению и укреплению традиции классического религиозного образования, а с другой, открытию новых светских специальностей.

 

Беседовала Диляра Ахметова

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/12657/">ISLAMRF.RU: Рустам Батров: Совет улемов унифицирует и стандартизирует богослужение в соответствии с ханафитской традицией</a>