RSS | PDA | Архив   Вторник 7 Май 2024 | 1433 х.
 

Юнус-бек Евкуров: прощать может только сильный человек

26.08.2010 10:42

- Уважаемый Юнус-Бек Баматгиреевич, одной из главных тем, которую Вы обсуждали на встрече с Президентом России Д.А.Медведевым 18 августа, стала проблема безработицы. В конце 2009 года Вы говорили, что она составляет 50 процентов трудоспособного населения. Какова ситуация сегодня?  

 

- Безработица сохранилась почти на том же уровне. «Ингушнефтегазпром» вынужден был сократить до 700 рабочих. При этом мы создали новые рабочие места, но планку в 700 рабочих мест не перешли. Мы приняли ряд активных мер, чтобы улучшить ситуацию в этом направлении. В первую очередь, я договорился с губернаторами, в частности, с губернатором Свердловской области, о том, чтобы тех людей, которые хотят выехать на работу за пределы Республики, направлять организованно, на сегодня туда у нас переехало 80 человек. Скоро к ним поедут семьи. Понятно, где-то получится, где-то нет. Но главное, мы дали возможность людям – поезжайте и работайте. Там же, в Свердловской области, работает большое количество строителей. Они компактно бригадами работают, о них хорошие отзывы. Я направлял туда делегацию, и мы создаем условия – договорились с Генподрядчиками, они пришлют запрос, сколько людей им еще нужно и по каким специальностям, и мы людей туда отправим под гарантию того, что им будут регулярно платить зарплату. Второй аспект: сейчас в Ингушетию приходит работать «Роснефть», у нее есть много объектов, в том числе за пределами страны, мы договорились, что используя вахтовый метод, будем направлять специалистов на эти объекты. Третье: многих выпускников берет работать в министерства в качестве стажеров. Так что проблему мы решаем. Вообще окончательно ее не решить, но существенно снизить процент безработных можно, и нужно пристроить промышленные предприятия, те, которые позволят создать рабочие места. В рамках ФЦП это все заложено.

 

-  Средства по ФЦП сейчас как поступают?

 

- Нам поступило 258 миллионов. Это по линии Минрегионразвития. До конца месяца должна поступить по Минсельхозу и Минобразования. Тот график, которые мы заложили до конца августа по поступлению денег, соблюдаем. Деньги у нас переходящие, и мы начатые  объекты завершим.

 

- Какие конкретно?

 

- Мы в этом году строим 17 объектов. Это подстанция, которая существенно снижает напряженность для юго-западной части Назрани, части Плиево и Барсуков, а также в/ч и того жилого фонда, который будет в части расположен. Подрядчик уже начал строить подстанцию, к декабрю обещает сдать. По линии ЖКХ мы строим ряд водоводов в Магасе. Три объекта – это школы. Четыре объекта – медицинских. Это станция скорой помощи, поликлиники. И животноводство – закупка крупного рогатого скота, овец и плюс строительство трех животноводческих комплексов.

 

- А что касается трудоустройства молодежи, молодых специалистов?

 

- Мы много делаем. Я сказал уже про выпускников ВУЗов – они трудоустроены в качестве стажеров. В этом и в прошлом году мы выпускников трудоустроили свыше 800 человек. Мы проработали еще один вариант: я губернаторам написал письма взять на работу по 2-3 человека, ингушей, которые живут в том или ином регионе, или принять наших, из Республики, чтобы они получили опыт работы. Это будут кадры, которые в будущем могут вернуться в Республику. 40 человек уже трудоустроены таким образом – они работают в Нижегородской, Рязанской, Московской областях. Я надеюсь, это будут они и в Москве. Мы должны омолодить кадровый потенциал. Кроме, как в регионах России, опыт работы у себя в Республике получить невозможно.

 

- И все-таки: полгода назад ситуацию с безработицей характеризовали как драматическую, сейчас положительные сдвиги наметились?

 

-  Критическая, драматическая – так нельзя говорить. Безработица была всегда, чего лукавить. Если раньше спасали сезонные заработки, то сегодня этого нет. Поэтому мы и организовываем работу так, как в Свердловской области или в других регионах. К тому же мы не учитываем малое предпринимательство. Потом те стройки, которые есть у нас, позволяют людям зарабатывать. Мы определили подрядным организациям делать суточную зарплату и месячную, т.е. человек может прийти дней 10 поработать, получить свои деньги и дальше заниматься своими делами.  Так что я не назову ситуацию драматичной. Она решается поступательно.

 

- Какие еще вопросы Вы обсудили с Президентом России?

 

- Мы говорили об образовании, о дошкольных учреждениях, о средних школах. У нас они образца 30-80-х годов, все обветшало. Дошкольные учреждения перенасышены. Там, где положено быть двум тысячам, более четырех тысяч детей находится. В школах такая же картина. 12 школ работают в три смены.  Мы доложили Президенту, что в рамках ФЦП мы заложили 9 дошкольных учреждений, в рамках региональной программы – 4. Это частично спасет ситуацию, но не полностью. В рамках ФЦП заложено до 2016 года построить 12 новых школ. В рамках Федеральной программы «Образование» мы отремонтировали 8 школ, на следующий год заложен капремонт 21 школы. Мы доложили Президенту об итогах проведения ЕГЭ. У нас в этом году балл ниже. Мы считаем, что это не потому, что дети хуже учились, а потому, что мы на более жесткий контроль взяли сдачу ЕГЭ, не говоря уже о чиновниках, которые были наказаны за нарушения. И по целевым местам – я выразил благодарность министру образования России, который пошел навстречу и выделил Ингушетии более 500 мест. Я затронул и проблему массового появления детей-инвалидов. В связи с этим я уже обратился в Минздрав с просьбой прислать комиссию, чтобы проверить всех инвалидов. Инвалиды – это льготное поступление в вуз. Если сейчас силами прокураты мы не разберемся, то у нас в разы дети-инвалиды будут превышать здоровых. Я сделал анализ данных 2009 года и нынешнего – в разы возросло количество. Это трагедия для людей. Придумывать ребенку инвалидность – грех. Мне сообщения и письма приходят: дети, которые с отличием закончили школу, не могут поступить, потому что инвалид вперед прошел. А они знают этого инвалида как нормального здорового человека, но не отличника. Я доложил Президенту и о ситуации с пожарами в Республике. Мы локализовали более 20 очагов возгорания. Мы говорили с Д.А.Медведевым и об обстановке в Республике, которая существенно стабилизировалась. Конечно, никто не застрахован от когого-то нового внезапного нападения, но – ряд самых одиозных личностей мы уничтожили и арестовали. Это огромная заслуга правоохранительных органов, им низкий поклон за это. И – заслуга самого населения. Если сравнивать 2009-2010 годы, то в этом году процентов 80 раскрываемости преступлений, предотвращения терактов – это обращения, помощь граждан. Граждане понимают сегодня, что если не мы сами, то никто не придет и не наведет порядок в Республике.

 

- Юнус-Бек Баматгиреевич, поскольку идет священный месяц рамадан, я не могу не спросить о вопросах религиозных. Накануне рамадана вы посетили два исламских учебных заведения Республики в Орджоникидзевской и в Малгобеке. Какое впечатление они произвели?

 

- Скажу так – разница колоссальная между двумя учебными заведениями. Все зависит от их руководства. Я сделал замечания в Орджоникидзевской, довольно существенные. Совершенно другая картина в Малгобеке. Им тоже никто денег не дает, но они находят спонсоров. Привлекают людей. И я скажу, приятное впечатление произвело. Учащиеся в три смены учатся и работают. Кирпич, цемент – они сами строят, сами работают! На высоком уровне содержат помещение. Мы им поможем, найдем спонсоров, чтобы они нормально вошли в зимний период. Вглубь учебного процесса я не входил, этим занимается муфтият. Он эти учебные заведения проверял и перепроверял. В их работе нет ничего, чтобы уводило ребят от нашего традиционного ислама.

 

- Большой резонанс получила исламская конференция, которая прошла в Назрани  в начале июля, в частности, ее решение об увеличении размера калыма. Хотя, на мой взгляд, на ней решались и более важные вопросы, в частности, кровной мести и компенсации за убийство.

 

- Конференция созвана не внезапно, ее готовили два года почти. Я на ней выступил. Были поставлены проблемные вопросы, которые родились не сегодня. Мнение было общим, что размер калыма мал. Надо понимать, что более 70 процентов жителей не берут этих денег вообще. Берут мизерную плату, потому что калым – предписание религии, брак без него невозможен. Муфтият не обязывает, а рекомендует платить ту сумму, которую определили на конференции. Это надо всем понять. А то все восприняли так, будто муфтият обязал платить такую сумму. Нет, только рекомендовал. Неправильно понимают и другой момент: если у парня не будет 40 тысяч, значит, он не женится. Совершенно не так. Есть и другая сторона - девушка. Много семей, где девушку не в состоянии одеть на свадьбу. Калым помогает это сделать, деньги же в семью идут. А то восприняли это, как что-то средневековое. Принцип не в том, чтобы 40 тысяч отдать, а чтобы соблюсти традицию. И от этого, я вам скажу, меньше браков не становится. По поводу кровной мести: мы за полтора года примирили 150 семей, кровная месть, которая длилась давно-давно. И дальше  эта работа будет продолжена, постараемся сделать все, чтобы минимизировать это явление. Мы бываем бесшабашны, быстры в решениях, бывает, принимаем неверные решения. Если произошло убийство случайно, то родители ради Аллаха все прощают, никто денег не берет. Там, где умышленное убийство, надо заставлять платить деньги. На машине наехал – трезвый-нетрезвый – неважно. Большая сумма заставит человека призадуматься. А миллион – большая сумма, нужно много чего продать. Одной семье таких денег не собрать, это весь род, весь тейп будет собирать, чтобы расплатиться с другим тейпом. А это дома будет обсуждаться: вот, видите, за глупость одного – мы расплачиваемся. Я считаю, что это правильное решение муфтията. Но это не ингушский обычай, а мусульманский. Кровная месть – не ради того, чтобы отомстить, а чтобы человек задумался: если я совершу это, мне отомстят, т.е. предотвращение преступления.

 

- Не поэтому ли Вы, выступая в московской Исторической мечети во время первого таравих-намаза, призвали мусульман к прощению?

 

- Главная основа священного рамадана – найти в себе силы простить всем.   Я лично считаю, что если я соблюдаю пост, не простив кого-то, значит этот пост не примет Аллах. Почему? Потому что как я, держа пост, имею в голове дурные мысли кому-то отомстить?! Поэтому я и сказал – найдите в себе мужество, чтобы простить. Прощать может только сильный человек, слабый не прощает. И пожелал всем быть прощенными.

 

-  В Ингушетии начинает работать исламское радио?

 

-  Мы уже с муфтием торжественно его открыли, дали интервью. Радио «Ангушт» - круглосуточное – начало работать. Есть внимание со стороны молодежи, жителей Республики.  Я дал коллективу кое-какие указания. У нас есть свои исполнители – ингуши, чеченцы, надо их передавать. Религия нас обязывает беречь свою культуру, свой язык. Не надо брать голос араба, чтобы он азан читал. У нас есть люди, которые великолепно читают азан. Запишите их, а не передавайте какого-то саудовца. Надо не арабизировать Республику. По этому вопросу я дал указание, и думаю, что у нас это радио будет хорошо развиваться.

 

- В этом году 1500 мусульман Ингушетии смогут совершить хадж, такая квота выделена Республики. Как решается вопрос отправкой паломников?

 

- У нас создан штаб, активно работает и муфтият, и правительство. Мы проговорили вопрос с министром транспорта России, заручились поддержкой всех силовых структур, что в этом году, как и в прошлом, направим паломников с нашего аэропорта «Магас». Откроем временные таможенные и пограничные пункты, и организованно все проведем. Уже сейчас идет подготовка автобусов, чтобы они отвечали всем требованиям. В каждой группе будет опытный проводник, кто ни раз был в хадже. Заранее у нас передовая группа выедет на место, чтобы организовать встречу паломников.

 

- В Кувейте в декабре прошлого года на заседании группы стратегического видения «Россия-исламский мир» Вы сказали, что направите  делегацию  в Кувейт для налаживания сотрудничества  с этим арабским государством.

 

- Сейчас этот вопрос прорабатывается с МИДом. Планируем это сделать и сделаем обязательно.

 

- Ингушетия – единственная из северокавказских Республик приняла участие во второй выставке «АРАБИА-ЭКСПО», которая прошла в Москве в июне.  Заместитель министра по строительству Адам Мальсагов представлял конкретные проекты. Республика выстраивает линию на сотрудничество с арабским миром?

 

- И не только с ним. Те проекты, которые приемлемы, мы должны предлагать и у них брать полезное. Мы понимаем, что есть и радикализация различных направлений, но мы не можем ворота закрыть. Есть те условия, которые есть. Есть законные правила игры, и в рамках законов РФ мы будем стараться привлекать арабские инвестиции. Было бы хорошо, если бы арабские инвесторы построили у нас завод по производству воды. Или бы помогли построить мебельную фабрику. Создание рабочих мест, инфраструктуры, гуманитарная помощь – все это было бы для нас хорошо.

 

-  Юнус-Бек Баматгиреевич, что бы Вы пожелали своим единоверцам в оставшиеся дни священного месяца?

 

- Я всех поздравляю, всем желаю сил выдержать пост. Всем, еще раз подчеркиваю, желаю найти в себе силы простить друг друга. Мира, добра, чтобы наша религия не превращалась в радикальные течения, чтобы мы своими поступками, делами доказали, что Ислам – это чистая хорошая религия. Это главное. Те, кто призывает к вражде, - это враги ислама. Еще желаю, чтобы у всех хватило ума не слушать того, чего не надо слушать, и не говорить того, чего не надо говорить. На том свете за это тоже спросят. Скажете дурное, и кто-то возьмет это на вооружение и сделает что-то плохое – вы будете за это все отвечать. В Священный рамадан, если у мусульманина есть возможность сделать что-то хорошее, это надо сделать.

 

- Благодарю Вас за беседу.

 

 Беседовала Ольга Семина

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/13409/">ISLAMRF.RU: Юнус-бек Евкуров: прощать может только сильный человек</a>