RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Жизнь мусульман Серова на излете советской эпохи…

24.12.2010 15:43

1960-1980-е гг. - пожалуй, самая темная страница истории ислама в нашей стране. От той поры сохранилось не так много официальных документов (главным образом, отчеты Уполномоченных по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по отдельным регионам), да и сведения их скупы и весьма противоречивы. Читая их, можно подумать, что ислам в советском обществе почти исчез, а его последователями были лишь немногочисленные старики. Что ж, отчасти это правда. Но как тогда объяснить бурное религиозное возрождение 1990-х гг.? Оно не могло появиться на пустом месте. Свет на эту тайну помогают пролить воспоминания. И.о. Главы мусульман Уральского региона от ДУМ АЧР, муфтий Альфрид Мустафин рассказал корреспонденту IslamRF.ru о том, как протекала на излете советского времени жизнь мусульманской общины его родного города Серова, что на севере Свердловской области.

- Ассаляму алейкум, Альфрид-хазрат. Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Насколько мне известно, жизнью мусульманской общины Серова в советское время руководили ваши родственники?

- До революции в Серове было две мечети. В 1930-е гг. их отобрали у мусульман, и встала нужда в молитвенном помещении. В нашей семье всегда чтились традиции ислама. Мой прадед Абделкавый Галиуллин - отец моей бабушки по отцу – в послевоенные годы по просьбе верующих разрешил у себя дома читать пятничный намаз, который проводился там вплоть до 1985 г. Сам дедушка умер в 1974 г. Умирая, он наказал своему младшему сыну Кадыру: «Сколько времени будут ходить дедушки читать намаз, не выгонять их, а если захотят уйти, то не останавливай». Это было сказано потому, что в обществе господствовала идеология воинствующего атеизма, а мои дядя с тетей в то время были коммунистами. Но, несмотря на это, в их доме с 1974 по 1985 гг. читался джума-намаз.

- Сколько человек приходило на молитву?

В это время, когда мы были маленькими ребятами, бегали и баловались, но я хорошо запомнил, что каждую пятницу приходило от 25 до 40 человек преклонного возраста. Молодежи практически не было. Нас боялись приобщать к этому ввиду агрессивно атеистической политики государства. Моя бабушка, будучи глубоко верующим человеком, научила нас в первую очередь благодарить Всевышнего после еды и после любого действия, научила начинать дела с молитвы «Бисмилля…», чтобы в душе у нас всегда был Бог. Этим учеба ограничивалась. Видя, что творится в государстве, зная, как обустроена жизнь простого человека в государстве, пройдя через репрессии и военные годы, все пожилое поколение боялось за детей, боялось, что их будут преследовать за религию, поэтому старики учили нас только азам и большего не давали, прося у Бога лучшей участи своим детям.

- А пожилых людей власти как-то преследовали в этот период?

- Конечно, очень разнообразно. Власти проводили с верующими людьми беседы, как в официальном, так и в индивидуальном порядке, вызывали в горком, увещевали, призывали отказаться от религии. Но, как правило, люди не распространялись о том, что с ними проводились такие беседы. Когда мы росли, в 1980-е гг., на наши мусульманские праздники приходил из администрации какой-нибудь человек, татарин, якобы мусульманин, он вместе со всеми молился. Но после каждого праздничного молебна эти люди составляли отчет в горкоме партии о том, что они увидели, что люди делали во время этих молебнов: была ли антиправительственная, антигосударственная, антисоветская агитация.

- Мусульмане знали этих «засланных казачков»?

- Как правило, нет, т.к. это всегда были разные люди и о своей миссии они, конечно, не распространялись.

- А где проводились Курбан- и Ураза-Байрам?

По большому счету молебны проводились у дедушки дома, а общегородских мероприятий не было. Баранов в те годы не резали, это как-то не практиковалось.

- Очень часто, помимо частых домов, мусульмане в советское время собирались на кладбищах. Так в отчете Уполномоченного по делам религиозных культов по Свердловской области за 1960-й г. читаем: «В г. Серове выявлена группа верующих мусульман в количестве примерно 30-40 человек, все преклонного возраста, на моления собираются на татарском кладбище. Муллы нет. Читают молитвы из Корана наиболее грамотные, сведущие в религиозных делах верующие, а также совершают обряды погребения умерших по религиозным обрядам».1 Как вы можете прокомментировать эти строки?

- На самом деле в Серове как такового мусульманского кладбища не было. Был стихийно образованный мусульманские секторы на городских кладбищах: шла центральная дорога, если у дороги хоронили православных и атеистов, то с другой стороны дороги на «Филькинском кладбище» хоронили мусульман, был также татарский сектор на «Зеленцовском кладбище». При мне на кладбище никаких собраний не проводилось.

- Скажите, Альфрид-хазрат, а проводилась ли хутба во время джума-намаза в доме вашего прадеда?

- Обязательно. Ее готовили наши муллы. Они умели читать по-арабски и читали Священный Коран на всех праздниках в хутбах и проповедях. В доме прадеда была небольшая библиотека книг, напечатанных до революции, и, как правило, перед джума-намазом они брали эти старинные книги и на основании них строили свои проповеди.

- Помните ли вы имена мулл советского времени?

- Когда я был маленьким муллой был Касым-бабай, фамилию его я, к сожалению, не помню, после него был Гариф-бабай Зарипов, потом был Хасиб Ахметзянов, после него был Салих-бабай, а потом и до настоящего времени Габдулхак-хазрат Фазлыев.

- Как эти люди становились муллами?

- Религиозные знания они получали, как правило, в первую очередь в семье - от своих отцов - и от других верующих. До выхода на пенсию они всю жизнь были рабочими, работали на производстве, а муллами становились после выхода на пенсию, когда они уже ничем не были обязаны государству.

- Собирали ли верующие какие-то денежные средства?

- Да, деньги собирались, когда намаз читался в доме прадеда. На эти деньги иногда в год покупались две машины дров, чтобы помочь хозяевам, также деньги шли на садака для тех, кому нужна была материальная помощь. Например, после землетрясения в Армении, куда направлялись денежные средства со всего Советского Союза.

- Свидетельством тому, жива ли религия в обществе, является совершение людьми обрядов жизненного цикла: имянаречения, никаха и джаназа. Насколько распространенным это было среди мусульман Серова?

- Да, этих традиций придерживались крепко. Например, когда мусульмане узнавали, что умер их единоверец, и если на работе, на предприятии и у себя дома каких-то срочных дел не было, то люди отпрашивались с работы и шли копать могилу умершему, независимо от того, был ли он их приятелем или они его вообще не знали. У меня отец умер в июле 1994 г. и то не все люди знали, когда его будут хоронить. Мы не думали, что так быстро все сделаем. На следующий день копать могилу пришли около 40 человек, отца многие лично знали, он держал лошадь, помогал всем бесплатно, работал на благо всех людей, был печником и плотником. Если молодые люди начинали жить без никаха, это порицалось. Большинство татар-мусульман делали имянаречение своим детям, приглашали муллу, но очень немногие делали обрезание мальчикам. Эта традиция начала уходить в 1940-1950-е гг., когда на бабаев суннатчеляр (обрезателей) коммунисты подавали в суд за незаконную медицинскую деятельность.

- Что произошло с серовскими мечетями?

- До начала 1930-х гг. на территории старого городского рынка действовало 2 мечети. Одна мечеть была закрыта в 1929 г., другая – в 1931 г. Их отдали металлургическому заводу (под контору) и милиции. Затем в течение более чем 20-ти лет организовать религиозную деятельность мусульманской общины не удавалось из-за угрозы репрессий. Только в 1954 г. был проведен первый за 20 лет Курбан-Байрам. Как скидывали минарет с первой мечети, мне рассказывала бабушка, которая видела это собственными глазами: «Когда полумесяц скинули, он ушел под землю и его не могли найти. Это чудо Аллаха», - говорила бабушка. Полумесяц скидывал один мужчина, он был татарином, я его сам знал под старость, он стал верующим мусульманином, сделал покаяние, но все равно в наказание за этот грех он умер оттого, что у него сгнили ноги. Другая мечеть, в которой располагалось фотоателье и ателье по пошиву одежды, простояла до 1984 г. Я в то время уходил в армию. В этот год 4 человека разобрали ее вскладчину, раскатали бревна, распилили и увезли по своим домам. Но Всевышний наказал их за это. Один из таких людей жил на соседней с нами улице, когда я уходил в армию, у него был дом полная чаша – жена, дети, машина, две коровы, когда я вернулся из армии, то отец рассказал мне, что у соседа все ушло в тартарары: жена серьезно заболела, зять машину разбил так, что не восстановишь, сам сильно пострадал, одна корова издохла, вторую успели прирезать.

- А какова была роль женщин в сохранении исламских традиций?

- Всегда в Серове были абыстайки. На собраниях женщин они читали Коран, проповедовали ислам, обучали исламу, совершали омовение умерших женщин. Женщины собирались достаточно часто для того, чтобы провести поминки, обряды, а также проводились ифтары при разговении и мавлиды, восхваляя нашего пророка Мухаммада (мир ему). Такие мероприятия проводились в любом доме: тот, кто хотел совершить ифтар, звал людей к себе, приглашал верующих, либо это могли быть одни женщины, либо одни мужчины, либо проводилось совместное собрание.

- Какие меры предпринимали власти для давления на верующих-мусульман Серова в советское время?

- Во-первых, произошла утрата арабской письменной культуры. То, что не мог сделать царизм, советская власть сделала за очень короткий промежуток времени путем трех реформ татарского языка, это очень сильно повлияло на утрату тех знаний и ценностей нашего народа, которые сохранялись благодаря книгам на основе арабской графики. В послевоенное время и до развала СССР работники-пропагандисты и в коллективах, и во время личных встреч вели антирелигиозные и антиисламские беседы. Эту работу можно сравнить с миссионерской деятельностью и она, к сожалению, принесла свои плоды. Многие отошли от исповедания ислама. Урал находится в самом центре России, где мусульмане составляют меньшинство, экспансия других идеалов была очень сильной, они навязывались и принимались. Были специальные отделы, которые занимались тем, чтобы верующих превращать в неверующих, выпускались книги, как методические пособия агитаторам, где брались коранические аяты и хадисы пророков (мир им), и эти тексты рассматривались с позиции неверия и атеизма, и в таком комментарии, с издевательством, что верующие - люди недальновидные, полные предрассудков, люди прошлого. Эти книги печатались, раздавались инструкторам горкома, которые уже вели по ним агитацию среди населения.

- Как мусульмане вашего города относились к смешанным бракам, которые стали распространяться в советское время?

- К этому явлению верующие относились отрицательно, они старались сохранить если хоть не религию, то национальные особенности и самобытность татар, а любой смешанный брак приводит к вырождению нации, т.е. даже если одно - два поколения будут чтить культуру, язык, традиции обеих национальностей, то под воздействием времени следующие поколения обрусеют. Но никто открыто не возмущался. Это все сугубо интимные вопросы, они решались в кругу семьи, сор из избы не выносился. Родители пытались повлиять на детей, чтобы этого не было. Но советская власть воспитывала «пай-мальчиков» и «бой-девочек» и впоследствии семейные традиции попирались детьми.

- Стал ли следствием этого разрыв поколений?

- Конечно, то, что некоторые родители дали детям лишь азы религиозных знаний, а другие и вовсе не давали ничего по исповеданию веры, приводило к тому, что дети становились обделенными религией. Разрыв поколений произошел в 1960-70-е гг. В хороших, интеллигентных семьях дети с уважением относились к исламу и когда сами выходили на пенсию, они вставали на путь исповедания религии, когда не зависели от государства. На мой взгляд, этот разрыв повлиял на сегодняшнее состояние ислама. Вследствие утраты религиозной традиции обязательно происходит утрата национальной самобытности, языка, культуры. Уходит поколение бабаев, которые ругают детей за то, что те не умеют говорить по-татарски. Многие люди моего возраста, которым сегодня по 40-50 лет, вообще не умеют говорить по-татарски и соответственно не могут научить детей родному языку, поэтому дети перестают в нем нуждаться, это основная причина обрусения татар и других народов России.

- Когда в Серове начались процессы религиозного возрождения?

Это произошло в начале 1990-х гг. Бабаи как и раньше собирались на квартире одного из мусульман, благодаря одной набожной и очень активной женщине Сание Фатхуллиной в Серове в 1991 г. появилась юридически зарегистрированная организация мусульман. Она же занималась вопросом строительства мечети. Был выделен участок в центре города рядом с автовокзалом, были забиты сваи, но с 1994 г. в течение семи лет никаких подвижек в строительстве мечети не было. Потом благодаря учреждению Фонда поддержки строительства мечети, проведению ежегодных марафонов по сбору средств на ее строительство, которые проводятся при поддержке городских властей, строительные работы начали идти и сейчас мечеть почти готова. В 1993 г. в обмен на территорию утраченных мечетей администрация города Серова отдала мусульманам помещение бывшей школы №4 (ул.Осипенко, 66) – деревянное 2-х этажное здание, куда мусульмане пришли 23-го мая 1993 г. и здесь для молитвы собираются до сих пор. Сегодня в Серове проживает более 10 тыс. мусульман самых разных национальностей.

Интервью провел Алексей Старостин 16 июля 2010 г.

Справка: Серо?в — город в Свердловской области. Население собственно города — 98,5 тыс.человек, население Серовского городского округа — 100,3 тыс.человек. Крупный промышленный, культурный и транспортный узел Свердловской области. Расположен на севере Свердловской области, на восточном склоне Уральского горного хребта, на границе между Средним и Северным Уралом. В черте города протекает река Каква — правый приток реки Сосьвы (бассейн Оби). Расстояние до центра области — Екатеринбурга: по железной дороге — 388 км, по автомагистрали — 344 км. Первое постоянное поселение было основано 29 мая 1894 г. в момент закладки сталерельсового завода, который был назван Надеждинским по имени владелицы Богословского горного округа Надежды Михайловны Половцовой. В 1917 г. на заводе в Надеждинске работало около 12000 человек (больше тысячи составляли татары и башкиры). В 1926 г. Надеждинский рабочий посёлок был возведён в ранг города. Постановлением № 6809 Малого Президиума Уральского областного исполнительного комитета от 19 января 1934 г. город Надеждинск был переименован в город Кабаковск в честь видного деятеля Коммунистической партии Ивана Дмитриевича Кабакова. Но в 1937 г. он был репрессирован, а городу возвращено прежнее название. 7 июня 1939 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР город Надеждинск был переименован в город Серов, в честь легендарного советского лётчика — Анатолия Константиновича Серова.

1 ЦДООСО. Ф.4. Оп.59 Д.110. ЛЛ.63-64

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/14610/">ISLAMRF.RU: Жизнь мусульман Серова на излете советской эпохи…</a>