RSS | PDA | Архив   Вторник 16 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Алгоритм адаптации выпускников зарубежных исламских вузов

19.05.2011 14:01

Упорядоченный выезд, четкое представление целей и задач и постоянная связь в течение всего периода обучения, - рецепт для того, чтобы из арабских стран в Россию возвращались квалифицированные специалисты, а не радикалы-недоучки. Продолжение темы – в интервью порталу IslamRF.Ru заместителя председателя ДУМ РБ по вопросам образования, внешних связей и связей с общественностью Руслан хазратом Саяховым.

 

- Руслан хазрат, на повестку дня со всей остротой встал вопрос об обучении исламскому богословию за рубежом и о том, что потом делать с получившими образование в арабских странах специалистами. В последнее время много говорится о необходимости их адаптации. Башкортостан – регион, в котором одними из первых стали заниматься кураторством обучающихся за рубежом студентов еще на этапе студенчества. Расскажите подробнее о концепции работы со студентами за рубежом и какие цели ДУМ РБ преследует. Каким образом, на ваш взгляд, должна проходить адаптация выпускников зарубежных вузов к религиозной и преподавательской деятельности здесь?

 

- Мне кажется, не стоит воспринимать учебу за рубежом некой «страшилкой». Пока наша собственная система исламского образования находится на стадии становления, поиск знаний вдали от дома остается достаточно актуальным и оправданным. Вспомним также, что само нахождение вдали от родных мест всегда означало приобретение особого жизненного опыта. С ребятами, пребывающими вдали от дома, необходимо поддерживать деловые и дружеские связи. Духовные работники на местах должны корректировать их действия, делиться собственным жизненным опытом, позиционируя себя искренне желающими добра земляками. Я уверен, чем раньше ребята воспримут нас таковыми, тем меньше проблем будет копиться у нас на будущее.

 

Что касается алгоритма работы с такими ребятами: во-первых, это упорядоченный выезд после соответствующего отбора кандидатов. Во-вторых, четкое определение целей и задач. Далее – тесная связь с духовенством на местах, подведение промежуточных итогов учебы, ведение минимальных исследовательских работ по заданию Духовного управления, обязательное ежегодное возвращение на отдых и практику, материальная поддержка в течение учебы, распределение на работу после обучения.

 

Адаптации же, на мой взгляд, будет способствовать поддержка постоянной связи с ребятами, поддержание их в курсе происходящих в духовной области процессов. Весьма важную роль играет практика на местах, состоящая в помощи имаму-мухтасибу, имаму-хатыбу, муэдзину, в ознакомлении с работой муфтията.

 

- Как бы вы прокомментировали мнение о том, что университеты Египта и других арабских стран готовят радикалов, и их выпускники с автоматами в руках воюют на Северном Кавказе против федеральных войск?

 

- Мне кажется, это мнение не вполне обоснованно. Каждый студент выбирает для себя то, к чему изначально был предрасположен. Никто не навязывает вам чуждую вам самим идеологию. Я знаком с работой достаточно крупных исламских учебных заведений в Судане, Египте и Саудовской Аравии, и могу сказать, что в каждом из них человек способен найти то, что соответствует его внутренним душевным переживаниям.

 

- Ваше мнение о том, какие основные проблемы современной системы исламского религиозного образования в России и каковы ее перспективы в ближайшие 10- 20-30 лет?

 

- Говоря о современных проблемах исламского образования, я бы отметил следующие: кого мы хотим видеть «на выходе»? Какими знаниями и личностными качествами должен обладать человек, решивший отдать себя работе в религиозной области? Что считать эталонной системой исламского образования на сегодня, и насколько адекватно мы представляем себе те образовательные традиции, которые сложились в наших исламских учебных заведениях к концу XIX - началу XX века?

 

Надеюсь, что в ближайшие годы та колоссальная работа, что ведется в данной области, позволит обнаружить состав идеального сплава, состоящего из набора базовых востоковедческих, основательных религиозных знаний и высокой и искренней духовности.

 

- Вы восемь лет обучались в арабских странах, что вы можете сказать об отличиях системы образования арабских стран и России?

 

- Тяжело сравнивать целые системы и находить их коренные отличия. Отмечу лишь некоторые особенности. Обучение за рубежом естественным образом предполагает необходимость знания языка, а потому весьма нерационально выезжать на обучение за рубеж без предварительной языковой подготовки на родине. Следует учитывать и специфику необходимости заучивания наизусть больших фрагментов информации. Специфичным для нас являются и весьма ограниченные возможности пересдачи, и за провалы на экзаменах порой приходиться очень дорого «платить» месяцами, а то и годами дополнительного пребывания вдали от дома. Приятной спецификой является общение с высочайшими специалистами в религиозной области (мы пока не можем похвастать наличием большого количества мусульманских ученых на родине). Следует учитывать также часто непривычную для нас логику суждений.

 

- Как в Башкортостане обстоит ситуация с обеспеченностью кадрами в мечетях и медресе?

 

- Анализ проведенной нами в апреле аттестации имамов и муэдзинов ДУМ РБ показал, что более 50% духовных работников – это люди, давно перешагнувшие за пенсионный возраст. Есть имамы 1926, 1930 года рождения. Это весьма уважаемые и мудрые, но уже уставшие и не поспевающие за современностью люди. Порядка 20 % работников не имеют никакого даже начального религиозного образования. В последнее время в Духовное управление все чаще обращаются с просьбой прислать молодых специалистов, но далеко не на все заявки мы можем ответить. Штат медресе необходимо пополнять грамотными специалистами.

 

- Какова ваша оценка современной учебной литературы для исламских учебных заведений в России?

 

- Большое количество и разнообразие имеющейся на сегодня литературы еще не означает безоблачности в данной сфере. Весьма значительную часть имеющейся в продажи литературы я бы отнес, извините, к поспешно изданным недоработкам. И это объяснимо, ведь чтобы создать полноценный учебник, нужны годы работы опытнейших специалистов. Для этого должны быть сложены коллективы ответственных и глубоко верующих людей. Это требует больших финансовых затрат.

 

Ринат Сагитов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/16102/">ISLAMRF.RU: Алгоритм адаптации выпускников зарубежных исламских вузов</a>