RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Валерий Хазиев: Система, когда исламские учебные заведения дают дополнительное образование, была бы привлекательна для молодежи

29.08.2011 10:46

  В рамках государственной программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама в Башкортостане готовят уникальных специалистов – юристов, владеющих сразу несколькими правовыми школами. О том, как построен образовательный процесс в интервью IslamRF.Ru рассказал заведующий кафедрой философии, социологии и политологии БГПУ им. М.Акмуллы Валерий Хазиев.  

 

Валерий Семенович, расскажите, пожалуйста, о группе «Юриспруденция с углубленным изучением истории и культуры Ислама»: когда был создан, сколько студентов обучается на этом факультете, кто инициатор создания и главная цель факультета?

 

С 2005 года в нескольких государственных вузах России началась подготовка специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама. Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ им. М.Акмуллы) участвует в этом федеральном проекте с 2007 года. Министерство образования и наук ежегодно выделяет 10 целевых бюджетных мест: до 2010 года 10 мест для студентов-специалистов, с 2010 года 7 для студентов-специалистов и 3 для студентов-магистров. Инициаторами создания факультета были Духовное управление мусульман Республики Башкортостан и БГПУ им. М.Акмуллы. Исламским вузом-партнером является Российский исламский университет ЦДУМ России. Цель факультета указана в названии «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама».

 

Как вы считаете, дают ли эти же знания (углубленные знания истории и культуры ислама) исламские учебные заведения? Рассматривался ли как вариант открытия этого факультета в исламском вузе?

 

Согласно профилю исламского вуза и учебного плана с теологической позиции, разумеется, да. Но необходимо показать, что есть и другие позиции: как конфессиональные (например, христианское видение истории и культуры ислама, которое отличается от иудейского понимания истории и культуры ислама), так и светские. Для полноты знаний нужно знать не только свою позицию, но и другие, в том числе и те, которые с твоей точки  зрения не истинные или даже ложные. Открытие же юридического факультета в РИУ ЦДУМ России, насколько мне известно, не рассматривался.

 

 

Выпускники этого факультета получат диплом бакалавра, или специалиста? Какие у них дальнейшие перспективы в БГПУ, т.е. имеется ли обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре в этом направлении?

 

Выпускники получат государственный диплом специалиста. Те, кто успешно закончит магистратуру, – соответственно магистра. Они, как и все граждане России, могут продолжить свое образование в аспирантуре и докторантуре по выбранным ими специальностям.

 

Каким образом идет набор на этот факультет?

 

Требование к поступающим такие же, как и ко всем абитуриентам. Единственный момент – необходима рекомендация организаций (светских и религиозных), где они впоследствии будут проходит и практику, и, надеюсь, успешно работать.

 

Выпускники этого факультета в какой сфере смогут работать? Будут ли созданы для них рабочие места?

 

Если по ситуации по стране, то ответ дипломатичный такой: где они сами захотят работать, и сами выберут свою дальнейшую судьбу. Никакого обязательного распределения и отработки определенного срока нет. Но, так как трудоустройство сейчас для молодых специалистов проблема, мы делаем то, о чем сказал выше – еще при поступлении стараемся определиться с организациями, где они будут востребованы.

 

Поскольку факультет новый и исламские предметы в стенах университета (возможно) еще не преподавались, каким образом руководство БГПУ им.Акмуллы решил вопрос преподавательского состава для нового факультета? Есть ли преподаватели из исламских учебных заведений?

 

Студенты учатся по государственному учебному плану, как и все другие студенты в Институте истории и права БГПУ им. М.Акмуллы. В этом отношении никаких проблем у нашего университета нет. Что касается исламских дисциплин, здесь мы привлекаем преподавателей своих, из РИУ ЦДУМ, представителей госструктур и духовных управлений. Сейчас отрабатываем возможность приглашения коллег из стран СНГ. Есть предварительные договоренности с Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном. В основном это ученые вузов, академических структур и министерств образования.

 

На какие предметы делается основной упор в обучение студентов факультета «Юриспруденция с углубленным изучением истории и культуры Ислама»?

 

Основные предметы – арабский язык и исламское право. А также другие дисциплины по истории и культуре ислама (прошлое и настоящее). Интерес к исламским наукам также проявили студенты и других факультетов нашего института (обращались в Научно-исследовательский центр «Развития мусульманского образования» (НИЦ «РМО»)), в частности отдельные студенты естественно-географического факультета, факультета физической культуры и факультета иностранных языков. Поэтому с этого года в БГПУ им. М.Акмуллы на двух факультетах (факультете башкирской филологии и в Институте истории и правого образования БГПУ им. М.Акмуллы) будет реализоваться курс по выбору «Этноконфессиональные отношения: история и современность».

 

Расскажите о программе обучения факультета «Юриспруденция с углубленным изучением истории и культуры Ислама: каким образом разрабатывали, брали ли в пример учебную программу исламских учебных заведений России и арабских стран?

 

При разработке программы мы проявили творческий подход с учетом отечественного исторического опыта (джадидизма, например), опыта московских, казанских, нижегородских коллег, а также зарубежного опыта, адаптируя к нашей стране и правовому пространству РФ.

 

Расскажите подробнее о творческих подходах зарубежного опыта и джадидизма?

 

В качестве примера я, кажется, уже говорил о Ташкентском исламском университете, где есть четыре факультета (юридический, экономический, исторический и филологический), которые дают полное светское образование по этим специальностям. Есть бакалавриат и магистратура, аспирантура и докторантура. Исламская составляющая похоже на то, чем отличается подготовка, скажем, математика в классическом университете и в педагогическом. В педагогическом – кроме математической подготовки, есть педагогическая составляющая, которой отводится до 40% времени обучения. Так в исламском университете, кроме названных специальностей, может быть еще вполне фундаментальная исламская подготовка.

 

Наши выпускники получают диплом государственного образца. Если выпускник желает стать профессиональным священнослужителем, тоже есть механизм переаттестации по договоренности с духовными управлениями. Детали – предмет специального разговора для специалистов.

 

Джадидизм во всех трех течениях (левый, правый, центристский), суть которого заключался в дополнение чисто духовного исламского образования светскими дисциплинами.

 

Полагаю, что именно такая система российского исламского образования, когда исламские учебные заведения будут давать еще дополнительно медицинское, педагогическое, журналистское, филологическое, политологическое, социологическое, информационно-математическое, инженерное и др. образование и станет привлекательной для молодых людей из мусульманских стран при выборе исламского образования. Именно таким образом Россия может стать привлекательным центром исламского образования, ибо именно по профессиональной подготовке Россия является лучшей образовательной страной мира.

 

Где проходят практику студенты данного факультета? И, поскольку они изучают арабский язык и историю ислама, рассматривалась  ли практика для студентов в арабских странах?

 

Практику проходят в НИЦ «РМО» при БГПУ им. М.Акмуллы, в Совете по конфессиональным вопросам при Президенте Республики Башкортостан, в РИУ ЦДУМ России, в ДУМ РБ, в Министерстве образования РБ, в Исламском колледже им. М. Султановой, в уфимской мечете «Ихлас», а также в других образовательных, академических и государственных структурах. Языковая практика за рубежом в этом году не состоялась в связи с известными событиями на Ближнем Востоке. Мы в проекте с 2007 года, т.е. наши студенты в 2011 году (самый старший курс) учились лишь на третьем курсе, когда и планируется по учебному плану языковая практика в странах, носителях этого (речь об арабском) языка. Надеюсь, что все успокоится, и мы продолжим работу.

 

Какие основные достижения вы можете отметить студентов факультета «Юриспруденция с углубленным изучением истории и культуры Ислама»: призовые места на олимпиадах, соревнованиях, участие в конференциях и др.?

 

Работа новая, профиль новый, требования новые, но ситуация старая, абитуриенты из наших «старых» школ, поэтому проблем больше, чем хотелось бы. Но есть определенные новации, которые нас радуют. Во-первых, наши студенты уже сейчас в молодежной среде становятся носителями и пропагандистами не только специфически исламских духовных ценностей и идеалов, но и общечеловеческих духовных (культурных) ценностей: в быту, в обществе, в семье, в отношениях между собой, в отношениях к старшим, в отношении к работе. Во-вторых, они для молодежи реальность не на словах, а на деле, что ислам – религия мира, толерантности, дружелюбия, трудолюбия, жизнелюбия, человеческого достоинства, ответственности перед родными и обществом. В-третьих, они наши самые близкие помощники в формировании новой российской системы мусульманского образования, о чем можно было бы говорить особо и подробно. В-четвертых, они призеры российской олимпиады по арабскому языку. В-пятых, самое главное – они все очень хорошие молодые люди: умные, веселые, оптимисты, активные, инициативные. Самое большое достижение, на которое мы надеемся, - их счастливая судьба в родном отечестве.

 

Ринат Сагитов

Собкор ИД «Медина» в Башкортостане

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/17509/">ISLAMRF.RU: Валерий Хазиев: Система, когда исламские учебные заведения дают дополнительное образование, была бы привлекательна для молодежи</a>