RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Исламская группа Райян: Мы прилагаем усилия, а результат – от Аллаха

31.10.2011 12:44

Пятого ноября в концертном зале казанской филармонии состоится дебютный концерт исламской группы «Райян».  Это событие, равно как и появление самого коллектива, без преувеличения можно назвать долгожданным для мусульманского сообщества.

Хочется верить, что наша умма получает отечественную альтернативу популярных коллективов, работающих в жанре «иляхи» в Малайзии, Боснии и Герцеговине, Турции, Индонезии, США и многих других странах. В составе «Райяна» два солиста – Азат Адиев и Вали Фазлиахметов. В преддверии знаменательного концерта и на фоне ажиотажной занятости участников группы корреспонденту IslamRF.ru удалось встретиться с Азатом и побеседовать о творчестве, о жизни и о религии.

 

Прежде всего, расскажите, пожалуйста, о предстоящем концерте. Чего ожидать зрителям?

 

Наш первый сольный концерт можно назвать отчётной работой и, прежде всего, презентацией нашего первого альбома. Накануне праздника Курбан-байрам мы ожидаем от зрителей особой теплоты и хотим подарить им радостное настроение. В программе будет несколько приглашённых гостей, а также композиции в исполнении детей-воспитанников мусульманского дома «Жемчужина веры». Стоит отметить, что продажа билетов на концерт идёт с учётом разделения зала на мужскую и женскую стороны. Мы очень рады, что, наконец, смогли осуществить это важное требование в условиях сольного концерта.  Далее с семнадцатого ноября у нас начнутся гастроли по республике, и затем нас ждут в городах России – Челябинске, Саратове, Екатеринбурге, Москве.

 

Кто пишет для вас песни?

 

Мы сотрудничаем с разными авторами, такими как Салават Шаихов, который работает для большого количества  исполнителей нового поколения на татарской эстраде. Именно он написал музыку к композиции «Болгар иле». Несколько композиций написал для нас талантливый молодой композитор Рустам Набиев. Тексты песен часто пишет известный поэт Рифат Салах, автор нескольких поэтических сборников.

 

К сожалению, во многих моментах касающихся ислама, нам приходится направлять наших авторов и исправлять ошибки. Ведь чтобы писать стихи на исламскую тематику, естественно, нужны знания в области религии, свободное владение понятийным аппаратом и, наконец, соответствующий образ мыслей. Таким образом, как правило, у нас с авторами получается коллективный труд.

 

Раз вы упомянули о песне «Болгар иле» («Страна булгар» – с тат.), давайте выделим её отдельно, поскольку эта композиция уже стала своеобразной «визитной карточкой» группы. Именно на неё снят первый клип – очень трогательное и энергетически сильное видео. Как она была создана?

 

Сейчас у нас в республике начали особое внимание уделять булгарскому наследию, и во многом это связано с программой «Возрождение», направленной на сбор средств для города Булгар. Но наша песня возникла задолго до этих политических шагов. Мы вдохновлялись, прежде всего, историей предыдущих поколений татар, тысячелетней историей принятия ислама булгарами – нашими прямыми предками. В композиции действительно заложена глубокая идея: в ней ведётся речь о прекрасной стране, где люди приняли ислам, но потом из-за наущений лукавого возникли конфликты и разделения между людьми, в общество проникло неверие, и эта благодатная некогда земля пришла в упадок. Но если бы люди помнили об указаниях своей религии и жили бы в согласии с ними, трагедии можно было избежать. Так мы хотим донести до людей идею возрождения татарского народа через иман – искреннюю и глубокую веру.

 

В эту песню вложено много усилий: текст перекраивался несколько раз, и кончилось тем, что мне самому пришлось  написать стихи. Слишком большая была ответственность, и мы, и авторы перечитали множество литературы и выслушали множество мнений касательно булгарского периода татар.

 

Вы также уделяете особое внимание женскому вопросу, не менее популярной стала и композиция «Моселман кызы» («Девушка-мусульманка» - с тат.) - настоящий подарок для девушек-мусульманок.

 

Да, это действительно особая песня в нашем репертуаре. Мы хотели показать всю чистоту и прелесть, честь и достоинство мусульманской женщины, которая не должна стремиться встать вровень с мужчиной, но должна быть опекаема им. Мы знаем примеры из истории ислама, когда одну женщину защищала целая армия. Самая важная функция женщины – безусловно, быть матерью. А через воспитание детей мы воспитываем и социум в целом.   Вы помните  мудрость: если ты воспитал мальчика – воспитал одного, а если воспитал девочку – то воспитал общество. И с этим нельзя не согласиться. Женская нравственность и скромность – это показатель состояния народа в целом. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) называл прекрасную половину «хрустальными шкатулками». Современное общество ставит женщину в такие условия, когда она вынуждена перестать соответствовать этому определению. И только ислам может сохранить ценность настоящей женственности.

 

В современной исламской музыке очень много направлений: это и рэп, и рок вплоть до тяжёлых его форм. Как по-вашему, где лежат границы призыва и как складывался стиль именно вашей группы?

 

Вопрос музыки остаётся, пожалуй, одним из наиболее спорных в кругах исламских богословов. Во-первых, отмечу, что мы считаем призыв при помощи песен, безусловно, из разряда халяль.  Другое дело, что для каждого вида подачи существует своя аудитория. Мы пытались выбрать не только то направление, которое нравится нам, но и то, которое наиболее органично будет воспринято, прежде всего, татарским зрителем. У нас большой опыт работы в шоу-бизнесе, и мы знаем, как найти подход к сердцу слушателя. В нашем исламском творчестве уже успела произойти определённая эволюция.  Вначале мы использовали только ударные  и синтезированные «искусственные» звуки, однако,  в такой подаче мы не нашли потенциала и перспективу.  Потом уже обрели свой стиль, мелодику, в ней есть что-то и от татарского фольклора и от баллад, и от современной восточной  музыки.

 

Кстати о вашем опыте в шоу-бизнесе. Как вы почувствовали необходимость уйти с татарской эстрады, не секрет, что татарстанская аудитория знала вас, прежде всего, как участников группы «Казан егетлэре» («Казанские парни» - с тат.)? Мне вспоминается интервью принявшей ислам выпускницы «Фабрики звёзд»Маши Алалыкиной,  в котором она говорит: «Сложно признаться себе, что вряд ли следует дорожить тем, чего ты «добился» танцуя в трусах по телевизору, скорее, все совсем наоборот». А Кэт Стивенс, которого мы знаем как Юсуфа Ислама, просто выключил гитару на одном из своих концертов и ушёл со сцены. Где  был ваш переходный этап, на котором пришло осознание, что вы уходите?

 

Сначала я и Вэли стали исполняющими мусульманами, и постепенно наши знания об исламе увеличивались, поклонение стало ежедневной практикой. У мусульман ведь совсем иное мышление: мы разделяем свои поступки по категориям «халяль» и «харам» и помним об ответственности за все свои деяния, об ответе в Судный день. Мы уже не могли участвовать в выступлениях на площадках, скажем, в спиртзаводе или казино.  И вот однажды окончательно ушли из группы. Но на сердце было спокойно, ведь мы уже знали, что такое таваккуль – упование на Всевышнего. Кроме того, идея создать исламскую группу пришла сразу же.  Нас вдохновляло творчество таких исламских исполнителей как Заин Биха, Махер Заин и Сами Юсуф.

 

Я вспоминаю наше первое выступление на празднике «Мавлид ан-Наби», где практически за кулисами родилось название нашей группы «Райян». Как известно, «Райян» - это название одних из  врат рая, через которые будут входить только те, кто соблюдал пост. А поскольку мы объединились в коллектив именно в священный месяц рамазан, оно очень органично подошло к нам.

 

Я бы хотел особо отметить, что наши песни не только для исполняющих мусульман, которые совершают намаз. Примечательно, что и положительные отклики о нашем творчестве мы получаем в большей степени от представителей  разных религий и наций. Пытаемся петь для всех,  нести в общество идеалы добра и повысить культурный уровень.

 

Как вы видите будущее татарской исламской музыки, есть ли продолжатели вашей идеи?

 

Будущее татарской исламской музыки зависит, в первую очередь, от того, насколько,  активная, талантливая, творческая молодежь, обратит свое внимание  в сторону истины, и как быстро она пересмотрит свою цель в жизни.

 

Честно говоря, мне даже  стыдно, что это направление в Татарстане, мусульманском регионе, только зарождается (а распространение ислама тем временем набирает обороты). Во многих странах мира  успешно существуют множество исламских музыкальных групп. Этот вид творчества не только повышает общую культуру и отвечает духовным потребностям современного зрителя, но и даёт ему поддержку и даже в какой-то степени повышает уровень знаний об исламе.

 

Я знаю, что вслед за нами, уже появились несколько исполнителей, исполняющих религиозные песни, и хочется надеяться, что их ждёт успешное будущее в творчестве в рамках шариата.

 

Несмотря на то, что мы пока не готовы заняться продюсированием, тем не менее, будем стараться поддерживать  по мере возможности такие коллективы.

 

Ваша деятельность выходит за рамки музыки. Вы также проявляете общественную активность и проводите встречи с молодёжью. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне своей жизни.

 

Да, конечно, мы не только «песенки» поём, пожалуй, по большому счёту музыка даже уже не главное в нашей жизни. Мы чувствуем себя ответственными членами общества и видим свою задачу в том, чтобы распространять, защищать и сохранять нашу религию. И работа с молодёжью в этой связи особенно важна, это инвестиция в наше здоровое будущее. Кроме того, значительная часть нашей аудитории не только люди в возрасте, а также  современная, активная молодёжь. На встречах мы стараемся показать существование Творца всего сущего и насколько  мы нуждаемся  в Его милости в решении жизненных трудностей.

 

Если это беседы с татарской молодёжью, мы напоминаем, что главная задача сейчас не только и не столько в сохранении языка, сколько в следовании постулатам нашей прекрасной религии, её соблюдении и распространении. Ведь вера охватывает все стороны жизни, и в том числе она поможет делу сохранения нации.

 

Аллах помогает нам объяснять его путь, я чувствую это. Вспоминаю себя, как много лет назад я приехал в Казань из татарской деревни, практически не зная русского языка. Иногда и сейчас у меня есть с ним сложности, но когда рассказываю людям об исламе, откуда ни возьмись, просыпается красноречие и нужные случаю эпитеты и сравнения льются сами собой.

 

Поделитесь с нами своими творческими планами, в каком направлении собираетесь двигаться дальше?

 

Первый и самый важный этап преодолён – мы практически выпустили первый альбом и скоро состоится, иншаАллах, наш первый сольный концерт с последующими гастролями.

 

Далее мы ставим себе цель повышать уровень нашего творчества и постепенно выходить на международный уровень, что в информационном обществе не представляет проблем при наличии интернет-технологий.  В нашем репертуаре появляются композиции  на разных языках: татарском, русском, арабском, турецком. Сейчас мы ведём переговоры по поводу проведения нашего концерта в Турции, а также  хотим обрадовать своих зрителей новыми клипами.

 

Хотелось бы верить, что наша общественная деятельность и наше музыкальное творчество приносит свои плоды. Стоит отметить, что мы всегда помним, как важно просто стараться, прилагать усилия, а результат – он от Аллаха.

 

Но нас даже небольшие изменения к лучшему радуют. Однажды к нам подошёл человек и сказал, что благодаря нашей песне научился говорить слова салавата «салляЛлаху алейхи ва саллям», и это, по моему мнению, уже видимый результат и показатель того, что мы двигаемся в верном направлении.

 

Азат, большое спасибо за уделённое время, желаю вашему коллективу творческих успехов!

 

Беседовала Нурия Гибадуллина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/18662/">ISLAMRF.RU: Исламская группа Райян: Мы прилагаем усилия, а результат – от Аллаха</a>