RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Айрат Ситдиков: мусульманизация булгарских племен может быть связана с походами халифа Мервана в начале 700-х годов

10.04.2012 15:59

Тема булгарского барса, возникшая в связи со скульптурой Даши Намдакова, стала в Татарстане причиной большого всплеска интереса к истории. Руководитель национального центра археологических исследований института истории АН РТ Айрат Ситдиков рассказал в интервью "БИЗНЕС Online", откуда у булгар появился символ барса, а также о ряде интересных раскопок, проведенных казанскими учеными.

 

 

- Айрат Габитович, летом прошлого года многие астраханские СМИ сообщили о уникальной находке татарстанских археологов на Нижней Волге. Что за поволжскую Трою вы нашли?

- Найти Трою – это немного высокопарно. Сегодня Нижняя Волга исследуется не только татарстанскими археологами. Этот регион является объектом многих исследований уже в течение нескольких десятилетий. Первые крупные исследования проводил Балло еще  в 1918 году. В центре внимания ученых всегда был феномен золотоордынских городов, которые уже давно стали явлением мирового масштаба. Несколько в тени оставался предмонгольский период.

Эта эпоха может быть, меньше представлена, археологически, но хорошо прослеживается по письменным источникам. Эти вопросы всегда были актуальны. Именно здесь ученые пытаются локализовать легендарную Хазарию.

Сегодня Нижнюю Волгу планомерно исследуют астраханские ученые, специалисты из Волгограда, ведущие исследователи Российской академии наук, ученые из Йошкар-Олы. Другими словами, объект сам по себе исследуется давно, но последние десять лет более активно.

Среди крупных объектов - это «Самосделка» (Самосдельское городище). Это остатки крупного домонгольского города. Его площадь достигала около 400 гектаров. По размеру город можно сравнить с городом Болгар. Мощность культурного слоя говорит об интенсивности жизни. Здесь он доходит до трех метров, а в том же Болгаре до двух. Город функционировал в доордынский период, а затем продолжил жить и при Золотой Орде. В прессе даже выдвигались версии, что этот город и есть столица Хазарии - Итиль. Другая часть ученых относит его возникновение к IX - X веку - периоду, когда происходило активное освоение дельты Итиля.

 

- Город как-то связан с Волжской Булгарией?

- По письменным источникам, область называется Саксин. И при описании его жителей говорится, что там живут огузы и болгары. Насколько это напрямую было связано с Волжской Булгарией говорить трудно. Но несомненно, что истоки материальной культуры и культурные традиции были тесно связаны с Волжской Булгарией и тюркским миром. Вероятнее всего, это было мусульманизированное общество, так как здесь отмечено присутствие болгарского населения, связанного с мусульманским миром. 

 

- Какие интересные находки сделали?

- Объектом непосредственного исследования татарстанских археологов в Поволжье стало городище Мошаик, которая сегодня входит в черту города Астрахани.

За последние шесть-семь лет исследований, которые проводит институт истории АН РТ нам удалось выяснить, что территория Нижней Волги была хорошо освоена в домонгольский период. Здесь имеются могильники салтыково-маяцкого периода, т.е. ранних булгарских племен. По своей материальной культуре они близки к могильникам на территории Волжской Булгарии.

Городище Мошаик находится северо-западнее, километрах в 40-60, от Самосделки.

Город известен с 70-х годов, первым его исследователем стала Евгения Шнайдтштейн. Также исследовательские работы здесь проводила Марина Полубояринова. То есть памятник был известен. Но проблема в том, что сейчас он в черте города, то есть значительная часть его застроена, а мест, где можно заложить раскопки не так много.

Но уже первый год наших исследований показал, что на Мошаик есть раннеордынский материал. Большинство известных городов в Поволжье относятся к более позднему периоду. Городская культура возникла ведь не только в период Золотой орды, она является преемственной еще с домонгольского времени. Городская культура в Нижней Волге была, причем, высокого развития. И не нужно думать о том, что подобная культура появилась только в период Золотой Орды, это не так.

Наша гипотеза такова, что Мошаик является более поздним городищем, чем Самосделка, но какие-то этапы домонгольского периода по нему выявить можно. Показательно, что этот город иллюстрирует преемственность развития городской культуры. Мы пока исследовали небольшой участок, но нужно обратить внимание на располагающиеся рядом могильники. Они, возможно, связаны не только с золотоордынским периодом, но и домонгольским периодом. Это объект наших будущих исследований. То есть здесь кроется один из ключей к объяснению феномена золотордынских городов. Считалось, что они имеют искусственный характер и были привнесены.

Думаю, материал, который формируется сейчас по Нижней Волге позволит создать более полную картину предмонгольского и раннего ордынского  времени развития. К сожалению, этот период мало известен. А в письменных источниках говорится, что монголы пытались взять города, находящиеся в дельте Волги, несколько лет. Может быть, и столица поэтому появилась гораздо позднее, чем монголы захватили Восточную Европу, потому что сопротивление было мощным.

 

- А если обратиться к более географически близкому нам Болгару. Что здесь открыто за период работы фонда «Возрождение»?

- Болгар – также наш объект детальных исследований. С появлением фонда «Возрождение» планы по его изучению получили материальное подкрепление. Удалось, например, завершить исследование большого здания раннего ордынского  времени, которое входила в часть комплекса ханского двора.  Сейчас у нас три памятника, которые относятся к эпохе раннезолотоордынского времени (первая половина XIII века): соборная мечеть, восточная палата (второе название – ханская баня) и дом с башнями (ханский дворец). Это три здания, которые представляют собой историю становления крупного города. 

 

- А что из себя представляет ханский дворец?

- Это крупное здание, которое, по мнению исследователей, несколько раз перестраивалось. Рафинад Шарифуллин исследует этот памятник уже в течение 15 лет, с середины 90-х годов, но работы окончательно завершились в прошлом году. Так вот, по его мнению, ханский дворец был первоначально мечетью, который потом перестраивался под общественное здание.

Ханский дворец – квадратное по форме здание, которое по размерам не уступает соборной мечети. У дворца площадь - 30 на 30 метров. По планировке оно похоже на здания, имеющие среднеазиатские архитектурные традиции. Башни округлые, но квадратной формы. Периметр помещения разделен на несколько комнат. К сожалению, здание сильно пострадало после того, как прекратило свое существование. Он было заброшено еще в период Золотой орды в XIV веке и находилось в запустении. Но мы знаем о дворце, который упоминает еще в начале XVIII  века дьяк Михайлов. Он также пишет о ханском дворце. Так что, может быть, это не последний царский дворец, который был исследован. В разное время у правителей могли быть свои здания, так они рушатся и ветшают.

 

- Предполагается, что к 2014 году посетители заповедника смогут увидеть 39 объектов. Какие из них новые, уникальные?

- Если вернутся к запискам дьяка Михайлова, который первым описал Болгар, то он писал о 70 зданиях в Болгаре. Исследователи, которые занимались исследованием городища позже, отмечали, что возникшее здесь село и монастырь этим зданиям нанесли непоправимый урон. Уже к началу ХХ века здесь осталось только около сорока сооружений. Потом осталось 15, и из них 11 находится в очень плохом состоянии. Ряд объектов мы надеемся вместе с казанским университетом с помощью геофизических технологий выявить остатки разрушения. Таким образом, с учетом существующих объектов и исследуемых общее количество объектов музификации может приблизиться к 39. Главное, что в какой-то мере они станут доступны для людей, интересующихся историей Болгар. Сейчас главная цель – создание определенного музейного образа на территории городища.

 

- Какие самые крупные объекты в Болгаре будут открыты?

- Во-первых, это, конечно, соборная мечеть, а из тех, которые открываются, вероятнее всего, крупными будут два объекта: комплекс Рыночной площади у соборной мечети (видимо, это был караван-сарай, поделенный на комнаты, внутри каждой сидел мастер), и большое здание рядом с соборной мечетью. Оно находится ближе к экскурсионной службе. Что касается предположительного караван-сарая на Рыночной площади, то она сгорела в середине XIV века (причин может быть несколько - либо одно из нападений на город, а, может, и просто пожар). Мы до сих пор здесь находим недоделанные украшения, станки, отходы производства. Что касается, здания рядом с соборной мечетью, то оно выявлено два года назад и оно будет предметом изучения.

 

- Болгар известен своим многочисленными банями. Какие открытия вы сделали здесь?

- В 1940 - 50-е годы многие открытые объекты были засыпаны. Под холмом внизу, где находится река, располагался целый комплекс бань. Некоторые из них были исследованы. Как раз они и станут объектами музификации. В полном объеме, бани, конечно, воссозданы не будут, но общий облик здания будет соответствовать моменту его археологического выявления. До сих пор в Дербенте, в Средней Азии есть близкие к этим булгарским палатам действующие бани. Все работают они по одинаковому принципу. Есть идея построить за пределами заповедникам действующую булгарскую баню по типу белой или восточной палаты. Может быть, такая баня и будет работать для туристов. 

 

- Ваше отношение к барсу Даши Намдакова, скульптуру которого планируется возвести рядом с соборной мечетью?

- Это произведение искусства, и мне сложно оценивать его. Я все-таки больше историк, а не искусствовед. Что касается образа барса, то у тюркских народов он был очень распространен. Мы находим очень много предметов с барсами. Они встречаются в раскопах еще с домонгольского времени. Мы находили, например, серебряные накладки с изображением барса.

Сюжет с барсом - очень древний. Что касается Болгара, то некоторые сюжетные линии здесь были взяты из иранского искусства. В Иране можно встретить массу сюжетов охоты царей на львов, разные изображения барсов. В основном они представлены не как хищники, а этакие вальяжные кошки с цветущими хвостами. Хвост даже иногда изображается в движении с расцветшим хвостом, с приподнятыми лапами.

 

- Прямо какой-то образ гламурного барса…

- (Смеется). Еще раз повторюсь с одной стороны, на образ барса оказало влияние искусство Средней Азии и Ирана, а с другой мы находим его связь с тюркским миром.

В целом, если говорить о нашем регионе, то была такая особенность, что изображались не львы, а барсы. Есть изображения барсов на чеканных монетах Золотой Орды.

 

- Спор вокруг барса Даши Намдакова неожиданно показал, что в обществе есть большой интерес к истории. К примеру, на страницах нашей газеты исторические темы обсуждают даже банкиры. Одним из камней преткновения стало восприятие Болгара как места принятия ислама предками татар. Вообще, когда булгарские племена стали мусульманами? Есть самые разные суждения…

- Это смотря о каком регионе говорить, о каком Поволжье - Нижнее или Среднее. Если говорим о Среднем Поволжье, то история ислама здесь напрямую связана с проникновением мусульманизированых болгарских племен из других регионов. Оно относится к концу IX - началу X веков.

Это хорошо видно по сообщениям Ибн Фадлана, который пишет, что в Болгаре есть мечеть. И он уже подчеркивает, что население было мусульманизировано. Мусульманизация булгарских племен проходила рано. Может быть, это связано с походами арабского халифа Мервана в начале 700-х годов, может быть, с другими процессами. Мы ощущаем также очень сильное влияние и в культуре и в языке булгар огузских племен, которые также легли в основу турецкого этноса. Последние обитали в Хорезме. Поэтому вполне возможно, что отсюда появился сюжет проповедника пришедшего с миром без меча с посохом, о сподвижниках пророка Мухаммада (мир ему), пришедших к булгарам и обративших их в ислам.

Мы видим, что на Дону, в районе украинских городов Донецка, Харькова, зафиксировано серия болгарских городищ, которые с конца VIII века, судя по могильникам, являлись мусульманскими. С конца IX века в Среднем Поволжье фиксируется присутствие  мусульманского населения.

Вообще, если говорить о булгарах, то эта тема отдельного исследования. Сейчас как раз институт истории АН РТ завершает большую работу, связанную с исследованиями булгарской цивилизации. Это же огромный пласт, оказавший влияние на всю культуру Восточной Европы. Например, даже буквы, которыми мы сейчас пишем, - открытие Кирилла и Мефодия, приспособленное дунайскими болгарами. По сути, мы пишем сейчас болгарским шрифтом.

 

"БИЗНЕС Online"

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/21591/">ISLAMRF.RU: Айрат Ситдиков: мусульманизация булгарских племен может быть связана с походами халифа Мервана в начале 700-х годов</a>