RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Али Вячеслав Полосин: сегодня приходится говорить об умеренности в исламе специально

16.04.2012 12:07

Интервью с директором российского научно­просветительского центра «Аль­Васатыйя» Али Вячеславом Полосиным о центре «Аль­Васатыйя», который создан и функционирует в Государстве Кувейт. Курирует работу данного центра первый заместитель министра по делам вакфов и религиозных дел Кувейта доктор Адель аль­Фалях.

 

— Различные издания ИД «Медина» уже неоднократно рассматривали тему «Аль­Васатыйя». Тем не менее интерес к ней не ослабевает. В этой связи не могли бы вы еще раз вкратце осветить, что представляет собой «Аль­Васатыйя» — это движение, школа, идеология или просто организация?

— Термин «аль­васатыйя» происходит от арабского слова «васат», который означает по смыслу «середину, центр, баланс, равновесие, меру, гармонию сущего» и лучше всего передается русским словом «умеренность» (следование мере, установленной Аллахом) и противостоит понятиям чрезмерности и крайности.

« Мы создали вас умеренной общиной [„умма васатыйя“]», — говорит Аллах Всевышний в Коране (2:143). Из этого следует, что отвергающий принцип аль­васатыйи в Исламе находится вне уммы, созданной Аллахом. Таким образом, «аль­васатыйя» — это не какое­либо течение или школа в Исламе, а неотъемлемое, сущностное качество самого Ислама, один из его неотъемлемых признаков. Как говорит д-р Адель аль­Фалях, «васатыйя» — это и есть Ислам.

Главной целью российского научно­просветительского центра «Аль­Васатыйя» является содействие возвращению мусульманского сознания к кораническому понятию «васатыйи», отказу от крайностей и радикализма во всех сферах жизни мусульманина, к поиску «золотой середины» в каждом вопросе личной и социальной жизни, к добрососедскому сосуществованию с представителями других религий и мировоззрений.

 

— Насколько актуальной является идеология «аль­васатыйя» для современных мусульман во всем мире и в России в частности?

— Возникает вопрос: почему нужно специально говорить о васатыйе? Молодой мусульманский ученый­публицист Руслан Курбанов в Общественной Палате РФ на слушаниях по аль­васатыйе спросил: а не стоит ли на Кавказе создать еще и центр «аль­гостеприимство» или «аль­уважение к старшим»? И я ответил ему: давно пора, ибо для молодежи эти понятия, к несчастью, перестали быть привычными и неотъемлемыми чертами поведения, которыми всегда славился Кавказ. Касаемо аль­васатыйи: пока мусульмане по жизни придерживались этого ключевого принципа Ислама — принципа умеренности, о нем не было нужды говорить отдельно. Но когда сегодня уклонения в крайности приняли массовый характер, особенно среди молодежи, приходится говорить об умеренности в Исламе специально, делать на ней акцент, призывать к ней во всех аспектах мусульманской жизни.

 

— Сочетается ли «аль­васатыйя» с ханафитской и шафиитской религиозно­правовыми школами?

— Со всеми четырьмя мазхабами сочетается, ибо не претендует на их место и не отрицает ни одного их положения. Четыре муджтахида (Абу Ханифа, Малик, аш­Шафии и Ахмад ибн Ханбал, основатели четырех мазхабов в суннитском Исламе) дали надежные указатели прямого пути к Аллаху, и все они следовали принципу аль­васатыйи в Исламе, что можно найти в их трудах. Поэтому призыв к аль­васатыйе, к умеренности — это средство более глубокого усвоения традиционных мазхабов, причем это метод их современного прочтения, их приложения к современным реалиям.

Аль­васатыйя заключается также в том, что каждое место и время, в которых мы живем, имеют свои особенности, и праведные муджтахиды давали разные ответы на одни и те же вопросы применительно к разным регионам с господствовавшими там традициями. Имам аш­Шафии в Ираке и Египте на одни и те же вопросы отвечал по­разному. На некоторые вопросы эти великие ученые не стеснялись ответить «не знаю», что является примером честности для многих современных «всезнаек» — ведь неверный ответ может принести большие несчастья людям. Поэтому одна из задач тех, кто посвятил себя распространению знаний об аль­васатыйе — это адаптация ответов в четырех мазхабах на вопросы прошлых веков в условиях современного мегаполиса и невиданных ранее достижений в области высоких технологий.

Важнейшим моментом является приспособленность мазхабов к конкретным регионам и бытующим там обычаям и традициям, ментальности и культуре. Если в Поволжье и на части Северного Кавказа исторически закрепился ханафитский мазхаб, то это — решение наших предков, через которое религия и не противоречащие ей местные традиции слились воедино. И искусственно ломать это недопустимо, ибо подавляющее большинство верующих не является богословами и живет по таклиду (следование религиозному авторитету), а местная традиция соединения мазхаба и народной жизни — это и есть веками закрепленный таклид для данного народа и данной местности.

Чтобы перейти на какой­то новый таклид, нужно проделать гигантскую работу по переформатированию всего массового и индивидуального сознания верующих. А кому нужны революции, да еще в условиях подавляющей безграмотности большинства мусульман?

 

— Можете ли вы назвать конкретные успехи в работе Международного центра «Аль­Васатыйя»?

— В Международном центре «Аль­Васатыйя» в Кувейте считают своим большим успехом, к примеру, что шейх Салман аль­Ауда, известный ранее своим радикализмом в Саудовской Аравии, осознал и осмыслил правильность умеренного пути и стал сторонником аль­васатыйи. В Саудовской Аравии действуют уже центры аль­васатыйи, и не так давно король Саудовской Аравии, Хранитель двух святынь Абдалла ибн Абдель­Азиз Аль Сауд в своей речи прямо сказал о необходимости следовать пути аль­васатыйи в Исламе.

В Международном центре «Аль­Васатыйя» в Кувейте работает ближайший сподвижник доктора Аделя аль­Фаляха, доктор шариатских наук Усман Абдурахим. В молодости он был довольно радикально настроенным, однако затем сам пришел к выводу, что не может быть Ислама без принципа умеренности, равновесия, «золотой середины» и твердо встал на этот путь, стал ученым. Сегодня он читает лекции по аль­васатыйе в разных странах.

 

— В СМИ было много информации о различных попытках издать на русском языке энциклопедию по фикху. На сегодня самой известной и заслужившей всеобщее признание стала 46-томная энциклопедия, изданная Министерством вакфов и религиозных отношений Кувейта. Нет ли у вас планов по переводу на русский язык отдельных ее частей?

— Я думаю, что нужно делать полный перевод. Уже имеется предварительная договоренность с доктором Аделем аль­Фаляхом о работе над этим престижным изданием, которым Кувейт гордится по праву. Это фикх, изложенный именно с учетом неотъемлемого от Ислама принципа аль­васатыйи. В качестве главного научного редактора перевода мы пригласили уважаемого нашего специалиста, профессора Саида Хайбулловича Кямилева. Издательский дом «Медина» также изъявил желание активно участвовать в этом проекте. Помогать готовы и наши соучредители: Российский исламский университет (г. Казань) и Институт теологии и международных отношений (г. Махачкала).

 

— Для той масштабной деятельности, которую вы запланировали, Российскому центру «Аль­Васатыйя» понадобятся собственные большие площадки, помещения. Никаких вариантов не рассматривали?

— Стратегически я сам всегда выступал с предложением, аналогичным мнению Дамира Мухетдинова — нужно создавать центры мусульманской культуры, где­то с национальным компонентом, где­то без него. Когда праведному халифу Умару сподвижники сообщили, что где­то в Африке построили мечеть, он спросил, а предусмотрели ли там же место для обучения? Получив отрицательный ответ, халиф сказал: «Вы принесли печальную новость».

Мечеть только как культовое здание — это органичный компонент села или поселения, где все дома рядом, где каждый, услышав азан, вышел за порог и через 2–3 минуты оказался в молитвенном зале. Но в мегаполисе, где рядом живут люди разных религий и мировоззрений, где до мечети надо долго добираться, иметь зал исключительно только для намаза, который после намаза фактически не действует — невыгодно и неразумно. Более того, во многих мусульманских странах залы мечетей после намаза вообще закрывают на ключ, потому что в перерывах между намазами там нередко начинают активную деятельность всякие сектанты или просто нездоровые люди.

Нужен зал­трансформер, где на складных стульях могут быть залы для лекций, семинаров, конференций, а по пятницам можно легко освободить от них зал и сделать его мечетью. Сегодня вся мировая мусульманская умма, прежде всего в странах Запада, развивается в этом направлении, и нам тоже стоит брать лучшее для своих потребностей.

 

— Спасибо, и позвольте пожелать вам успехов в работе. Мир вам, милость Аллаха и Его благословение.

— И вам милости и благословения Аллаха, а в вашем лице — всем читателям!

 

Беседовал Марат Хайретдинов ,
руководитель отдела аналитики
Московского муфтията

Медина аль-Ислам №126

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/21663/">ISLAMRF.RU: Али Вячеслав Полосин: сегодня приходится говорить об умеренности в исламе специально</a>