RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Муфтий Анарбек Жунусов: работы на благо ислама хватает для всех с избытком

27.04.2012 16:34

Муфтий Сибирского округа в системе ДУМ Азиатской части России Анарбек Жунусов внесен в «Книгу Почета Сибири» наряду с писателями Виктором Астафьевым, Валентином Распутиным, губернатором Аманом Тулеевым. Он – единственный мусульманский религиозный деятель, удостоившийся чести оказаться в почетном списке людей, определивших путь развития региона.

 

Анарбек-хаджи является президентом Национально-культурной автономии казахов Омской области, поэтому его деятельность простирается шире стен мечетей. Начиная интервью с муфтием, наш корреспондент в регионе поинтересовался, нет ли «конфликта интересов» между духовными и национальными сферами в его деятельности?

 

- Бисмиллахи р-рахмани р-рахим! Конфликта интересов абсолютно нет, потому что в самом исламе нет разделения на мирское и духовное ипостаси, мир мусульманина един. Во все времена наши предки жили, руководствуясь шариатом, сверяя свои поступки с Книгой Аллаха Всевышнего и священной сунной. Я рос в ауле Карангы Арал в Называевском районе Омской области, где было 11 мулл. Стариков в 50-е годы было много в ауле, да и сам Карангы Арал был крупным поселением, как и соседние казахские аулы. Летом наши аксакалы расстилали на природе ковры, на беседы об исламе собирались муллы и пожилые люди со всех пяти соседних аулов. Мы, мальчишки, бегали рядом, играли в асыки (бараньи косточки), подносили дрова и воду женщинам у казанов, и слушали рассказы аксакалов. Разговоры их были только о шариате, о жизненном пути пророка Мухаммада (мир ему) и это закладывало в нас фундамент имана. Поэтому я всегда говорю: идете ли вы в гости на Курбан-айт или на джума-намаз, берите с собой детей, внуков, закладывайте в них исламскую сущность, духовный фундамент.

 

Ислам в крови и плоти казахского народа. Садясь за стол и вставая с него, мы благодарим Аллаха. У нас не было атеистов, даже партийные работники в советское время, выйдя на пенсию, становились на намаз. Работа в религиозной сфере и национальной автономии одно другому не мешает, а только дополняет.



- У входа в мечеть «Хайр-Ихсан» на табличке написано, что она основана под Вашим руководством. Расскажите, как Вы пришли в мечеть, как возглавили мусульманскую организацию?


-  В 70-80-е годы религия считалась уделом старшего поколения, тем не менее, я посещал по праздникам мечеть, которая была организована сначала в одном, затем в другом доме, купленном мусульманской общиной города. Со временем стал посещать пятничные намазы, появлялись новые знакомые среди мусульман. Однажды вечером ко мне приехали несколько знакомых, предложили помочь восстановить на работе в мечети молодого имама, которого незаслуженно уволил старший имам. Мне говорят: «Без тебя мы не пробьемся, давай сообща поможем парню вернуться в мечеть». Так, пытаясь разрешить конфликтную ситуацию, я сам залез навсегда (улыбается Анарбек-хаджи) в эту работу.


Восстановить молодого имама не удалось, мы организовали новую общину, взяли в аренду дом для проведения намазов, но он был слишком мал, тогда я присмотрел пустующее здание бывшего шахматного клуба на улице Богдана Хмельницкого, где еще раньше была школа. Обратился в администрацию с просьбой передать здание мусульманской общине. Так, Субхан Аллах, в 1995 году у нас появилась мечеть «Хайр Ихсан», которая сегодня является самой посещаемой мечетью в городе. Мы провели капитальный ремонт здания, пристроили новые площади, построили рядом минарет, который мусульмане назвали «Минаретом Дружбы», так как строили ее представители различных национальностей. В1995-м году меня избрали председателем мусульманской организации, с тех пор и руковожу. В 1999 г. стал руководителем Казыятского управления мусульман Омской области, затем муфтием, представителем главного муфтия ДУМАЧР в Сибирском Федеральном округе.



- Что представляет собой сегодня ДУМАЧР в Омской области?


- Двадцать семь мусульманских общин на юге и севере области. В городе у нас 4 мечети – «Хайр Ихсан», «Сейтказы», «Кожа Ахмет», «Ихлас». Омский казыят занимается исправительными учреждениями, ведет контроль продукции «Халяль» на предприятиях. Наши имамы работают с мусульманской миграцией из братских республик Средней Азии. Мы открыли новое кладбище на 10 гектарах земли рядом с городом, провели благоустройство территории, построили все необходимые помещение, отличную автостоянку. При мечетях ведется преподавание основ ислама и арабского языка. Наши духовные наставники получили образование кто в исламском колледже "Расул Акрам" от ДУМАЧР в Москве, кто в странах арабского мира и в Казахстане. Созданы все условия для изучения и развития ислама. Казыятское управление сегодня возглавляет главный имам мечети «Хайр Ихсан» Бота Бакулин, имамами в этой же мечети работают Муаззам Козкин (мой заместитель), Закир Шарыпов и Жаксылык Оспанов. Мусульман в Омской области много, только казахов насчитывается больше 100 тысяч человек, татар более 50 тысяч. Люди рождаются, женятся, уходят из жизни, у каждого происходят какие-то события, работы много и поэтому всегда в мечети для проведения обрядов находится дежурный имам.


- Омск изначально формировался, как поликонфессиональный город. В царское время казахам даже не пришлось просить разрешения на строительство мечети, губернские власти сами инициировали ее строительство. Сохранились ли какие-либо старинные исламские объекты в области?


- В городах Омске и Таре ничего не сохранилось. На месте старой мечети в Омске сейчас стоит магазин «Топаз». Сохранились отдельные бревенчатые строения мечетей на севере области в некоторых старинных аулах сибирских татар. В казахском ауле Коянды до революции были мечеть и большое медресе, где училось много шакирдов с севера Казахстана. Аул не сохранился, местное население основало рядом новый аул Елеуш, и сегодняшние жители его рассматривают новую мечеть в Елеуше, как правопреемницу старой мечети Коянды и хотят возродить медресе.


- Как идет работа ДУМАЧР в регионах Сибирского округа?


- В одних областях лучше, в других оставляет желать лучшего. Территория большая, тем не менее, стараемся хотя бы раз в год собрать имамов на семинар. Неплохо дела идут в Томской области, на Алтае, в Бурятии. Есть определенные проблемы в Иркутской, Новосибирской областях, в Хакасии, связанные с попыткой перерегистрировать наши организации в составе других духовных управлений. Это, естественно, возмущает нас. Зачем ставить палки в колеса своим же мусульманам! Мы говорим им: создавайте рядом другую организацию, зачем разрушаете то, что уже есть. Оппоненты пытаются дискредитировать ДУМАЧР, пишут всякие небылицы.


Мы в Омске тоже прошли через это, когда в 2000 году собирали Второй Курултай ДУМ Азиатской части России. На мероприятие приехало много высоких гостей – два депутата Государственной думы, послы Ирана, Турции, муфтий Казахстана, главы казыятов от Свердловской области до Приморского края, гости из Москвы, Казани, имамы Омской, Тюменской, Кемеровской областей. Несколько сот человек собралось на Курултай. Шесть лошадей купили мы, чтобы накормить людей. Арендовали театр, уже заплатили арендную плату в 30 тысяч рублей, и тут перед самым мероприятием нам отказывают в аренде. Оказалось, один местный деятель написал кляузу, что в Омск съезжаются «ваххабиты». Пришлось срочно искать другое помещение, и проводить съезд в Доме пионеров.

 

Перед самым началом новое ЧП: спецслужбы задерживают в гостинице, где остановились гости, имама из города Ишим Тюменской области. СМИ тут же информируют, что на съезде ДУМАЧР арестован имам, разыскиваемый в Узбекистане за экстремизм. На духовное управление и его лидера льется поток грязи, хотя Нафигулла Аширов не назначал этого имама в Ишим, этот человек работал там еще до создания ДУМАЧР.

 

Субхан Аллах, недоразумения остались в прошлом. Мы тесно работаем с органами государственной власти, я являюсь членом консультативного совета при губернаторе Омской области, членом общественного совета, членом совета УВД. Создание региональной Национально-культурной автономии казахов состоялось при участии областной власти и поддержке губернатора Леонида Полежаева, которого с Казахстаном связывают годы работы и личное знакомство с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Нам нечего делить, работы на благо ислама хватает для всех с избытком, поэтому давайте идти вперед, не толкаясь, и помня о шариате, ниспосланном нам Аллахом, как своим наместникам на земле.

 

Калиль Кабдульвахитов

«Мусульмане России» - Dumrf.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/21861/">ISLAMRF.RU: Муфтий Анарбек Жунусов: работы на благо ислама хватает для всех с избытком</a>