RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Айдар Хабутдинов: россиянам необходимо единство, учитывающее особенности наших религий, языков, культур

14.05.2012 15:21

Профессору, доктору исторических наук Айдару Хабутдинову исполнилось 40 лет.  20 лет назад он утверждал, что мусульманская фракция дореволюционной Государственной Думы сыграла ключевую роль в формировании политической культуры российской уммы; 15 лет назад в своей кандидатской работе – что мусульманские лидеры были наиболее стабильной группой национальной элиты; 10 лет назад в докторской – что общественно-политическое движение российских мусульман было инициировано религиозными  лидерами... В 2005 году он стал одним из идеологов  I Всероссийского  мусульманского форума и превращения Издательского дома «Медина» в общероссийский, а затем и евразийский проект. Его идеи из новаторских превратились в общепринятые, а труды, охватывающие три века истории российских мусульман, регулярно перепечатываются и цитируются, доклады выносятся на пленарную часть. При этом он успешно совмещает науку и преподавание в Казанском филиале Российской академии правосудия с воспитанием сыновей. С одним из самых молодых российских докторов исторических наук беседует наш корреспондент.

 

– 2012 год объявлен Годом российской истории. Что российские мусульмане могли бы предпринять для того, чтобы в отечественной историографии участие мусульман в судьбах нашей Родины было представлено более весомо?

– Ответ более чем очевиден. Для начала российской мусульманской умме стоит сосредоточиться на создании учебных пособий для мусульманских учебных заведений, а также пособий по основам мировых религий и мусульманской культуры. Между прочим, целый ряд таких работ уже можно найти на сайте Издательского дома «Медина», но пока их число недостаточно. Вторым шагом, а точнее, параллельно, необходимо налаживать сотрудничество с учреждениями Российской академии наук, МГУ им. Ломоносова и другими ведущими научно-образовательными центрами нашей страны. Собственно, в рамках проектов ИД «Медина» мы и пытаемся следовать этому пути.

 

– Мы часто говорим о необходимости возврата своего научного наследия  и о том, что современники практически не читают собственно источников – ни исторических, ни богословских. Как вы оцениваете эту проблему?

– Мы живем в эпоху предельного прагматизма. Молодежь ищет ответы на самые различные, но конкретные  вопросы о правде и справедливости, пытается найти модели и выстраивания отношений с православным большинством, и построения собственной карьеры. В этой связи собственно перевод текста мало что дает без обучения методике анализа, без понимания мотивов и механизмов действий наших предков, без выработки  способа использования их опыта в современности. Без понимания сути бессмысленно читать текст. И здесь опять стоит вопрос о создании кадров преподавателей и учебной литературы, о необходимости отказа от модели однозначного видения мира.

 

– Российские мусульмане планируют широко отметить 700-летие принятия Ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Между тем существуют противоречия между трактовкой тех или иных вех российской истории в центре и на окраинах. Наиболее ярким из них, конечно, является отношение к «монголо-татарскому игу» и Кавказской войне. Могут ли эти платформы прийти к общему знаменателю, и что это дает современникам?

– Мы должны исходить прежде всего из ценности каждой человеческой жизни и стремления найти то, что нас объединяет, а не разделяет. Нашествие войск империи Чингисхана стало трагедией не только для русских, но и мусульман Поволжья и Кавказа. Однако при этом нельзя забывать достижения Золотой Орды в деле строительства государства, организации экономики, градостроительства, религиозной жизни. Об этом прекрасно писал еще Карамзин и целый ряд русских историков. С другой стороны, классическая татарская историография от Фаизханова и Марджани до Атласи и Губайдуллина весьма критически оценивает кочевую основу государственного строя Золотой Орды. Здесь они идут вслед за Ибн Халдуном.

Что касается Кавказской войны, она закончилась историческим компромиссом, который признал имам Шамиль. Мусульмане Восточного Кавказа сохранили Родину, религию, землю, во многом нормы шариатского права. К сожалению, имперская модель сосуществования представителей различных религий, уважения их обычаев и правовой культуры, системы  образования была уничтожена в Советскую эпоху. В условиях современности ее возрождение идет бессистемно  и разрозненно. Нам, всем россиянам, необходимо единство, но единство, учитывающее особенности наших религий, языков,  культур. Утверждая свою самость, было бы глупо забывать про совместный опыт сосуществования, решения общих проблем в самые трагические моменты истории. Нельзя забывать про патриотизм российских мусульман, особенно в целом ряде войн прошлого века. 

 

– В обществе продолжается дискуссия о возможности создания политических партий по религиозному признаку. Вы являетесь крупнейшим специалистом по истории партии «Иттифак аль-Муслимин» (Союз мусульман), чьи представители составили основу мусульманской фракции  Государственной Думы в дни революции 1905-1907 годов. Целесообразно ли сегодня мусульманам отстаивать свои интересы посредством политического инструментария – через создание партий, введение должности вице-премьера – мусульманина и прочее?

– Важнейшими целями «Иттифака» были гражданское равноправие мусульман и автономия мусульманских Духовных управлений. Сегодня у российской уммы нет таких проблем. Российское законодательство к тому же запрещает создание партий по национальному и религиозному признакам. В парламентах всех республик в составе России с титульным мусульманским населением и среди депутатов Государственной Думы от этих республик доминирует «Единая Россия», а мусульмане вне республик не обладают необходимыми политическими ресурсами. Поэтому умме стоит сконцентрироваться на вопросах веры, просвещения, религиозного образования.

 

– В последний год вновь возникла дискуссия о сущности джадидизма и актуальности его идей в современности. Можем ли мы воспользоваться опытом предков или это дело былых времен?

– Джадидизм был идеологией, прежде всего, образованного городского среднего класса, который был абсолютным меньшинством столетие назад, но составляет  большинство сейчас. Его целью было создание правового государства, где закон выше произвола, а личность обладает неотчуждаемыми правами. При этом мусульмане получали современное российское образование, но сохраняли религию и язык своих предков. У татар джадидизм создал школу (включая высшую религиозную и гуманитарную) на родном языке, современную литературу, прессу, театр, музыку, изобразительное искусство. Появились классические труды по истории, литературе, языку татар, их общественной мысли. Наконец, возникла сама политическая культура. И это касается не только татар, но и башкир, казахов, азербайджанцев. Стоит ли нам воспользоваться этим опытом сегодня? Да, если мы не хотим превратиться в чисто сельский народ, чьи представители ассимилируются в городе за одно-два поколение.

 

Пресс-служба ДУМЕР

Газета "Ислам минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/22037/">ISLAMRF.RU: Айдар Хабутдинов: россиянам необходимо единство, учитывающее особенности наших религий, языков, культур</a>