RSS | PDA | Архив   Четверг 25 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Муфтий Али-хаджи Евтеев: Выход из любой проблемной ситуации, в том числе и с религиозным экстремизмом, лежит в области просвещения

31.03.2008 12:04

31 января нынешнего года Духовное управление мусульман Республики Северная Осетия-Алания возглавил Али-хаджи (Сергей) Евтеев. Многие СМИ, в том числе и исламские, особо подчеркивали, что новый муфтий – русский по национальности. Хотя следовало бы обратить внимание на другое: на молодость нового муфтия – Али-хаджи 34 года, и на уровень его образования. Глава Духовного управления мусульман Северной Осетии-Алании ответил на вопросы нашего корреспондента:

— Уважаемый Али-хаджи, я поздравляю Вас с избранием на пост муфтия. Как решался этот вопрос?

Ас-саляму алейкум! Вопрос об избрании муфтия решает совет Духовного управления мусульман Республики. На заседании, которое прошло почти два месяца назад, Мурад-хаджи Тавказахов, бывший муфтий, был освобожден от занимаемой должности, а я советом был утвержден. Что касается мусульманских съездов, то у нас в Республике они проходят в плановом порядке раз в 5 лет. Ближайший пройдет, скорее всего, в апреле 2009 года.

— Как восприняли близкие Ваше избрание на пост главы мусульманской общины Республики?

У нас на Кавказе родственные связи чтутся более щепетильно, как вы знаете. Тот факт, что кто-то из родственников чего-то добился, доставляет радость. Моя мама была очень рада, когда узнала о моем избрании. Когда 12 лет назад я принял ислам, с ее стороны было некоторое удивление, но сейчас она мне помогает всем, чем может (Али-хаджи Евтеев вырос на малой родине своей матери-осетинки, в Республике Северная Осетия – прим. кор-та).

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Я знаю, что Вы учились в Саудовской Аравии…

Да, но до этого я учился в международном исламском университете аль-Азхар, потом поступил в Исламский университет в Медине, где учусь на факультете основ религии и проповеди.

— Али-хаджи, а что Вас побудило 12 лет назад принять ислам?

Это было стечение обстоятельств. Конечно, все произошло по воле Аллаха, не случайно. Я был христианином, познакомился с некоторой исламской литературой и отметил для себя уважительный тон обращения ко всем пророкам (мир им!), в том числе к Иисусу. Это меня заинтересовало, заставило больше читать, потому что я, к сожалению, думал, что ислам и христианство – это соперничающие религии. Потом я познакомился со студентами Исламского университета в Нальчике. Это были ребята из разных Республик, расположенных в регионе от Черного до Каспийского моря, были ребята и из России. Я отметил для себя их поведение, их уважительное отношение друг к другу – это был новый мир для меня. Это тоже побудило глубже изучить ислам. А потом уже процесс пошел. Трудно сказать, когда точно я решил стать мусульманином. Просто в какой-то момент я почувствовал: я – мусульманин и буду обманывать сам себя, если это отрину.

— Итак, Вы возглавили Духовное управление мусульман Северной Осетии, Республики, религиозный состав которой достаточно сложный. Но в целом, как Вы оцениваете ситуацию в религиозной сфере?

Состояние в общине радует, потому что с каждым годом все большее количество этнических мусульман возвращается к своим истокам, придерживается основ ислама. Естественно, и не мусульмане принимают ислам, как я когда-то. Ни для кого не секрет, что Северная Осетия – единственная Республика на Северном Кавказе, где в большом количестве проживают православные, а также католики и представители других религий.

Национальный состав населения тоже разнообразный. Меня, как жителя Северной Осетии, это радует: это выработало у нас толерантное и веротерпимое отношение к другим людям. И я теперь, как руководитель мусульман, не нахожу практически никаких проблем с представителями православной церкви. Для нас общение – это норма. Мы будем и дальше укреплять эти связи, основываясь на завете Всевышнего: «Содействуйте друг другу в благом и не помогайте друг другу в дурных вещах». На этой основе мы готовы поддержать любые добрые побуждения, особенно направленные на подъем нравственного уровня населения.

— Сколько православных и исламских приходов в Республике?

Честно говоря, сколько православных, я не знаю. Мусульманских общин – 22, это примерно треть населения Республики, около 200 тысяч жителей. Главная проблема для нас – это кадры. К сожалению, не во всех мечетях и приходах имамы соответствуют тому уровню, который должен быть. Сейчас много молодежи учится в исламских учебных заведениях России и за рубежом. Но в наших планах – не ждать их возвращения. Мы с лета нынешнего года начинаем проводить курсы для имамов по повышению квалификации.

— Какую планку в знаниях Вы устанавливаете для имамов?

Имам мечети в селе или в городе должен знать правила совершения обрядов – праздничных, похоронных и т.д. Конечно, хорошо, чтобы он был знатоком арабского языка и Священного Корана. Понятно, что не все люди, которые читают Коран по-арабски, его понимают. Но имам как минимум должен уметь его читать. Если говорить о нравственных качествах, то больше всего нам не хватает терпимости и терпения. Не нужно торопить события, не нужно отчаиваться из-за того, что какие-то процессы идут медленно. И конечно, мы обязаны терпимо относиться к другим конфессиям и народам. Многие по незнанию думают, что христианство, православие противопоставлены исламу. Нам нужна терпимость и мягкость. Аллах дает за мягкость то, что не дает за все остальные качества.

— Али-хаджи, наверняка те знания, которые Вы приобрели в аль-Азхаре и в Исламском университете в Медине, тоже могут пойти на пользу общине?

Преподавать, делиться знаниями – это основа моей работы. Я никогда не стремился быть руководителем мусульман, я хотел быть служителем мусульман. В частности, сейчас я провожу раз в неделю лекции по исламу – у нас есть женская и мужская группы. Есть в Осетии ребята, получившие хорошее исламское образование, которые мне сегодня помогают. Независимо от того, какой пост я буду занимать, я буду преподавать. Если получится и в вузах.

Во Владикавказе – 7-8 светских высших учебных заведений. С некоторыми мы уже договорились о проведении лекций об исламе раз в 3 месяца или в полгода. Я убежден, что и выход из любой проблемной ситуации, в том числе и с религиозным экстремизмом, лежит в области просвещения. Идеологию можно победить только идеологией, только через сердце, через разум. А вообще проблемы, в том числе, и идеологические, с которыми мы сталкиваемся на Северном Кавказе, Всевышний нам дает как испытание. И смотрит, как мы будем реагировать и как выходить из них. Поэтому, повторяю, главное – это просвещение молодежи.

— Не планируете ли Вы создать в Республике свое исламское учебное заведение?

Пока мы ограничимся работой в мечетях. В дальнейшей, если даст Аллах, с удовольствием откроем что-то у себя.

— Али-хаджи, я знаю, что Соборная мечеть во Владикавказе является уникальным памятником архитектуры.* Как идет ее реставрация?

Мечеть реставрируется давно, интенсивная работа идет с прошлого года. Наружная часть работ закончена, перекрыты крыша и купол. Этим объектом занимается Министерство культуры, но и мы, чем можем, помогаем. Внутренняя работа может занять несколько лет, там многое нужно восстанавливать. Мечеть – самое красивое здание во Владикавказе, и уже близится юбилей – 100-летие со дня ее открытия. Он будет отмечаться осенью этого года. Мы предложили шейху Равилю Гайнутдину, председателю Совета муфтиев России, быть почетным председателем оргкомитета празднования. Он был тронут этим, и согласился. Поэтому мы будем готовиться к юбилею независимо от того, на какой стадии будут идти реставрационные работы. Ждать не будем.

— Али-хаджи, на Кавказе, как известно, действует Координационный центр мусульман Северного Кавказа во главе с Исмаилом-хаджи Бердиевым. В Москве – Совет муфтиев России. Вы больше тяготеете к московскому центру?

Я со своей стороны постараюсь сделать все, чтобы эти два центра объединились. Если я когда-то смогу стать фигурой, которая поможет этому, то буду очень рад. И я буду делать шаги в этом направлении. Мне не хочется разделения, оно запретно по исламу. Будем считать, что сейчас это разделение основано на большом объеме работы, который необходимо разделить, но никак не на раздорах и на расколе. Я, повторяю, постараюсь способствовать единению. Что касается Москвы, то я вообще сторонник централизованной работы. Когда одна голова, легче работать, но у этой головы должно быть много помощников. Мы советовались с членами Совета Духовного управления мусульман Республики, они также настроены в этом духе. Мы будем работать со всеми, но голова у нас – Москва.

* Разрешение на строительство мечети во Владикавказе было получено в 1900-м году. Городская управа выделила мусульманской общине земельный участок на берегу Терека. Мечеть строилась мусульманами-кумыками, осетинами и казанскими татарами на средства мецената из азербайджанской общины Владикавказа Муртазы Мухтарова, женатого на осетинке Лизе Тугановой. Подробнее о строительстве мечети читайте в книге Н.Емельяновой «Мусульмане Осетии: на перекрестке цивилизаций», Ин-тут востоковедения РАН, М., 2003. (прим. кор-та)

Беседовала Людмила ЖУКОВСКАЯ

На фото: Али-хаджи (Сергей) Евтеев (gazeta.osetia.ru)

31.03.2008

Ссылки по теме:

27-03-08 Мусульмане Северной Осетии готовятся отметить 100-летие Соборной мечети Владикавказа

13-03-08 В Северной Осетии пройдет отчетно-выборный съезд мусульман республики

30-01-08 Муфтием Северной Осетии избран Али Сергей Ефтеев

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2273/">ISLAMRF.RU: Муфтий Али-хаджи Евтеев: Выход из любой проблемной ситуации, в том числе и с религиозным экстремизмом, лежит в области просвещения</a>