RSS | PDA | Архив   Воскресенье 24 Июнь 2018 | 1433 х.
 

29-05-2007 Саид Кямилев: профессор, связывающий Россию с мировым Исламом

29.05.2007 17:28

31 мая 2007 года в Москве, в конференц-зале Совета муфтиев России пройдёт чествование двух важных событий в общественной и научной жизни российских мусульман: начало вещания государственного телеканала на арабском языке «Русия аль-Яум» и 10-летие Института Исламской цивилизации

Саид Хайбулович КямилевНакануне медалью СМР «За духовное единение» были награждены шеф-редактор телеканала, арабист Евгений Александрович Сидоров — «За многолетнее служение многонациональной России и вклад в укрепление межконфессионального сотрудничества и дружбы между народами многонациональной и многоконфессиональной России», а также директор Института Исламской цивилизации Саид Хайбуллович Кямилев — «За значительный вклад в дело развития исламоведения, популяризацию арабо-мусульманского наследия и исламской богословской мысли, за поддержку программ, направленных на укрепление межрелигиозного сотрудничества, и дружбы между народами многонациональной и многоконфессиональной России». Предлагаем Вашему вниманию Интервью с профессором Кямилевым:

— Каков научный уровень и социальный статус современных Хасанийских чтений, в которых вы принимаете участие? Каков ваш вклад в эту работу?

— С 1996 года Институт исламской цивилизации приступил к регулярному изданию на русском языке материалов ежегодных Хасанийских чтений, проводимых в Священный месяц Рамадан в столице Марокко Рабате.

Хасанийские чтения стали в наше время заметным явлением мирового масштаба. Они транслируются на весь мир в прямом эфире с использованием современных коммуникационных средств и технологий. Их переводят с арабского на ведущие мировые языки для распространения среди неарабоязычной аудитории.

Среди важных причин, вызывающих всеобщий интерес, следует выделить прежде всего тот заслуженный авторитет, которым неизменно пользуется Марокканское Королевство как у мусульманских, так и у немусульманских народов. Немаловажное значение имеет при этом и то глубокое уважение мировой общественности к личности покойного Короля — Его Величества Хасана II, который выступил инициатором регулярных международных научных чтений в Рамадан и в честь которого они получили название Хасанийские.

К причинам международной популярности Хасанийских рамадановских собраний относится и их высокий академический уровень, обеспечиваемый участием элиты из числа крупнейших мусульманских ученых, прибывающих в Марокко со всех концов земли и представляющих основные идейные течения и научные направления современного Ислама. Последнее обстоятельство — эффективный вклад в строительство исламской солидарности и сотрудничества на основе истинного учения Ислама, базирующегося на Священном Коране, благородной Сунне и великих принципах шýра и иджма‘, обязательных при выработке и принятии тех или иных фундаментальных решений или установлений, касающихся важнейших сторон жизни мусульман и их разнообразных сообществ — национальных, региональных, государственных.

Популярность Хасанийских чтений связана и с продолжением в наши дни практики проведения этих величественных мусульманских собраний под руководством и при непосредственном участии в них достойного сына и верного последователя Хасана II — Его Величества Короля Мухаммада VI.

Регулярные издания сборников Хасанийских чтений на русском языке и все возрастающий к ним научный и общественный интерес со стороны читающих по-русски с достаточной убедительностью свидетельствуют о том, что эта работа является действенным вкладом в цивилизационное взаимодействие России с исламским миром, служит решению задачи лучшего понимания этого мира, способствует углубленному просвещению как мусульман, так и немусульман нашей страны.

Профессор Саид Хайбулович Кямилев — известный не только в России, но и во всем исламском мире ученый. Он директор Института исламской цивилизации (Москва), действительный член Иорданской Королевской академии исламской мысли (Амман), а также член Высшего совета ИСЕСКО по образованию, науке и культуре (Рабат). Своими работами, неутомимостью и, главное, талантом от Бога он соединяет нас с учеными и лидерами мировой уммы.

— Вы единственный ученый мусульманин России, поддерживающий связи с ИСЕСКО. Недавно было объявлено о присоединении России к этой организации. В чем содержание ее работы и что сотрудничество с ней может дать России?

— С удовлетворением могу засвидетельствовать, что подобной монополии приходит конец. После визита в октябре 2006 года в Москву Генерального директора ИСЕСКО доктора Абдульазиза ибн Османа ат-Твейждри круг взаимодействия этой Исламской организации по образованию, науке и культуре с российской стороной получил заметное расширение. В частности, были установлены контакты ИСЕСКО с недавно образованным Центром арабских и исламских исследований, с руководством Российского представительства в ОИК.

ИСЕСКО — один из ведущих профильных органов ОИК, действующий с 1982 года. К настоящему времени уже свыше 50 мусульманских государств стали его членами. К ним относятся и вступившие в ИСЕСКО после распада СССР республики Центральной Азии (за исключением Узбекистана) и Азербайджан. Во время встреч с руководством Совета Федерации Федерального Собрания РФ доктор ат-Твейджри говорил о возможности вступления в той или иной форме в ИСЕСКО и России — не только как страны, характеризующейся многомиллионным мусульманским населением, но и как страны, многовековая история которой была теснейшим образом связана с Исламом и его миром.

Из многочисленных целей и задач, которые ставит перед собой ИСЕСКО, на первое место следует, безусловно, поставить такие, как укрепление сотрудничества между государствами-членами в области образования, науки, культуры и коммуникаций; упрочение взаимопонимания между мусульманскими народами и внесение вклада в достижение мира и безопасности во всем мире через их сотрудничество опять-таки в области образования, науки, культуры и коммуникаций; поддержка исламской культуры, защита идентичности мусульманских народов от различного рода посягательств на нее и попыток искажения опознавательных черт их общей цивилизации и ее отличительных особенностей.

Полезность укрепления связей ИСЕСКО с Россией трудно переоценить, в чем убеждает уже накопленный положительный опыт отношений этой международной Исламской организации с государствами ближнего зарубежья, образовавшимися на месте союзных республик СССР. За иллюстрациями далеко ходить не нужно. Сколько, например, раздавалось и раздается призывов к бережному отношению к окружающей среде, сколько попыток уже было предпринято и будет еще предприниматься, чтобы хоть как-то, с помощью различного рода кампаний, убедить наших соотечественников, еще недавно бывших «советскими гражданами», не сорить, не пачкать, беречь все, что относится к общественному достоянию. О скромных, мягко говоря, результатах подобных кампаний хорошо известно. Но вот Правительство Казахстана летом 2002 года организовывает в кооперации с ИСЕСКО общереспубликанский семинар по вопросам окружающей среды и экологического образования с позиций… Ислама! И семинар на практике становится трибуной для всего казахского общества, заставляет его посмотреть на проблему с самой высокой гуманистической позиции — той, что изначально была определена для человека Самим Всевышним, предписавшим ему быть главным ответственным перед Ним охранителем всего сущего на земле.

— Что нужно для возрождения полноценного исламского образования в России?

— Это, пожалуй, наиболее сложный вопрос, для которого найти заранее оптимальные решения крайне трудно: уж слишком он многогранен, слишком большим деформациям подверглось общественное сознание россиян за десятилетия безраздельного господства воинствующего атеизма, когда даже простой факт открытого декларирования религиозной принадлежности грозил человеку и его родным очень серьезными неприятностями. Печальным итогом такого драматичного состояния оказался тот не менее очевидный факт, что для многих, если не для большинства, членов бывшего советского общества смысл принадлежности к той или иной религии был по существу утерян. Понимание такой принадлежности свелось в обыденном общественном сознании к сохранению мусульманских имен и фамилий и полуподпольному наличию в доме Священного Корана.

Исходя из того, с каким скудным багажом знания об Исламе вышли мусульмане из атеистического советского общества, приходится честно признать, что возвращение в полной мере этого знания потребует немало времени, причем задача осложняется еще тем, что в овладении знаниями нуждаются буквально все — и молодые, и пожилые. Отсюда становится очевидным, что сам процесс возрождения полноценного исламского образования в России с методической точки зрения не может быть унифицирован и быть стандартным для всех. Но в любом случае, ясно также и то, что само по себе исламское образование должно начинаться с исламского воспитания, которое базировалось бы на прочном фундаменте исламских ценностей, которые в полной мере вбирают в себя и те, что принято называть общечеловеческими ценностями.

— Что выявил «карикатурный скандал»: неизбежность конфликта цивилизаций, победное шествие секуляризма и либерализма, неадекватность мусульман? Или что-то иное?

— О «карикатурном скандале» столько сказано и написано, что добавить что-либо новое к существующим точкам зрения и комментариям сегодня уже почти невозможно, хотя ваш вопрос вдруг замечательным образом высветил для меня ряд серьезных проблем, которые все-таки требуют прояснения…

Когда речь идет о конфликте цивилизаций, то явным или неявным образом подразумевается в первую очередь и главным образом противостояние исламской и христианской цивилизаций. Но насколько правомерен подобный тезис в условиях тотального наступления секуляризма на западное христианство, когда многие серьезные аналитики вполне правомерно характеризуют современные западные общества как постхристианские, в которых главенствующую роль играет именно секуляризм?

Он, кстати, по своему безудержному напору, переходящему в безудержную наглость, до боли напоминает господствовавший у нас воинствующий атеизм. И убедительная иллюстрация тому — откровенно безбожные пасквили на величайшего Пророка для всего человечества. О какой неадекватности мусульман можно говорить после этого, имея в виду реакцию на гнусные провокации безбожников?

Интервью и фото — Джаннат Сергей Маркус

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/230/">ISLAMRF.RU: 29-05-2007 Саид Кямилев: профессор, связывающий Россию с мировым Исламом</a>