RSS | PDA | Архив   Воскресенье 19 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Галимзян Бикмуллин: духовенство играет огромную роль в нравственном оздоровлении общества

30.10.2012 12:48

17 сентября в Тюмени чествовали Галимзяна-хазрата Бикмулина – муфтия, председателя Духовного управления мусульман Тюменской области – по случаю его 60-летия. 26 лет его жизни были отданы делу возрождения ислама на Тюменской земле. 

 

Тепло и сердечно поздравили Галимзяна-хазрата с юбилеем Сергей Сарычев – вице-губернатор области, который передал поздравления губернатора Владимира Якушева, Геннадий Корепанов – заместитель председателя Думы Тюменской области, Евгений Воробьев – председатель комитета по делам национальностей, Фуат Сайфутдинов – депутат областной Думы, Ришат Зиганшин – председатель национально-культурной автономии татар области, Нурулла Саттаров – руководитель Конгресса татар Тюменской области и другие гости торжества.

 

В поздравлении губернатора области Владимира Владимировича Якушева были такие слова: «Уважаемый Галимзян-хазрат! За годы активной и плодотворной работы Вы внесли неоценимый вклад в развитие межрегионального диалога и укрепление многовековых традиций Ислама в Тюменской области. Ваше мудрое слово наставника и проповедника на протяжении многих лет учит жителей Тюменской области взаимному уважению и милосердию, помогает людям находить прочную духовную опору. Благодаря Вашему служению конструктивное взаимодействие между органами государственной власти и тюменскими мусульманами приобрело новую динамику. Убежден, что Ваш опыт и религиозные знания будут и впредь служить благу мусульман Тюменской области, воспитанию высоких морально-нравственных качеств у подрастающего поколения, созиданию мира и гражданского согласия».

 

– Возглавлять Духовное управление мусульман нашей области на протяжении 20 лет, со дня его создания, Вами же, носить высокий сан муфтия – это, наверное, почетно и очень ответственно?

– Ислам – это ведь целая наука со своими канонами, и истинному мусульманину надлежит жить по ним. А духовный вождь просто обязан протягивать обе руки человеку, который сомневается в чем-то, уметь согреть его сердце и показать ему путь истины. Вернувшись после окончания учебы в медресе из Бухары, я приступил к обязанностям мухтасиба Тюменской и Курганской областей, Тогда в Тюменской области не было ни одной действующей мечети, а лишь по одному молитвенному дому в Тюмени и Тобольске. В Тюмени, в столице края, в этот молитвенный дом ходили не более 40–50 человек, включая и прибывающих из близлежащих районов. А сегодня, Слава Аллаху, городские мечети не вмещают прихожан по пятницам и в дни великих праздников, в Соборную мечеть города Тюмени ходят уже не десятки, а тысячи людей. Разве нельзя радоваться тому, что только в южных районах области построено около 80 сельских мечетей, возвращены, отреставрированы и открыты для прихожан две исторические мечети в селе Ембаево близ Тюмени, Тобольске и деревне Тоболтура Тобольского района, которые находятся под охраной государства как исторические архитектурные памятники. Динамично развивается сотрудничество мусульманской уммы с Правительством Тюменской области. При поддержке органов власти проведены две научно-практические конференции, посвященные 600?летию внедрению ислама в Сибири и духовно-нравственному воспитанию молодежи. Ежегодно проводятся летние курсы повышения квалификации имамов, мусульмане совершают хадж. В этом году из Тюмени поедут на хадж 40 человек, в том числе от Духовного управления мусульман области 29 человек, для которых областным бюджетом выделено 3800 тысяч рублей. Запланировано строительство новой мечети в городе Тюмени при финансовой поддержке правительства области. Подходит к стадии завершения строительство трехэтажного здания для будущего медресе на территории Соборной мечети в Тюмени. Идет подготовка к созданию медресе или филиала Российского исламского университета на базе исторической мечети имени Нигаматуллы-хаджи. Судя по замыслу, будущая Соборная мечеть по архитектурным данным и объему займет место в первой пятерке лучших мечетей России. Альхамдулилла, при финансовой поддержке правительства области возрожден печатный орган Духовного управления – газета «Хикмет», которая из-за материальных затруднений не выходила десять лет.

 

– Уважаемый хазрат, каков был Ваш путь к вере, религии?

 - Я рос в деревне, в многодетной семье и религия нами была впитана и привита уже с молоком матери возле нашей колыбели, ведь в пятилетнем возрасте я наизусть знал первую суру Священного Корана «Аль-Фатиха». Семья жила по мусульманским обычаям, и поэтому я, будучи почти в тридцатилетнем возрасте, оставив светскую профессию, уехал на учебу в медресе Мир-Араб в Бухару. А было это так. Как-то приехал в Тюмень Аб? Бакер – имам деревни Елюзань Пензенской области, и мне посчастливилось слушать его вагаз в одном из тюменских домов, в котором было устроено чтение Корана. Слушая его, у меня душа заговорила молитвами. Он тоже заметил меня, вдохновил и убедил, что мне надо поступить учиться в медресе. И, оставив свой обжитой дом, налаженный быт, мы с женой уехали в солнечную и жаркую Бухару, древний город, откуда в давние времена на нашу сибирскую землю приезжали шейхи и несли здесь свет ислама. Проучился я в медресе с 1981 по 1986 год.

 

 – Ваше ярко выраженное трудолюбие, твердость духа, мягкий уравновешенный характер, доброту и отзывчивость души отмечают все, кто Вас знает. Эти качества, видимо, необходимы духовному лидеру?

– А как без любви к человеку? Мы, мусульмане, – все братья и сестры по вере, в сердце каждого из нас должен быть иман. Все доброе в человеке, трудолюбие произрастает в семье. В нашей семье выросло десять детей, я с детства был приучен к труду, почитание старших привито с молоком матери. Какой бы деятельностью я ни занимался до учебы в медресе, а потом на духовном поприще, добросовестность, порядочность были и остаются у меня на первом плане. Ведь только совесть самого человека, вера его – иман – являются мерой благочестия и греховности. Всегда стараюсь сказать спасибо человек за его доброту, отблагодарить его. Благодарю родителей, Всевышнего Аллаха за то, что во мне есть эти качества. 

 

– Вы хорошо разбираетесь в политике, философии, как говорится, шагаете в ногу со временем…

– Вновь напоминаю хадис Пророка (мир ему) в котором сказано: «За знаниями не ленитесь идти даже в Китай». Учиться человеку следует всю сознательную жизнь, истинному мусульманину сам Аллах велел быть в постоянном поиске знаний. Я – человек религии, мой образ жизни – мусульманская вера, но я живу в обществе. И те проблемы, которые касаются моих единоверцев, касаются, безусловно, и меня, и я не могу оставаться равнодушным  к событиям, происходящим в нашей стране и в мире.

 

 – Вы пристально следите за тем, как молодежь тянется к своей вере, религии. Вы видите в ней наш завтрашний день?

 – Меня радует то, что молодежь потянулась в мечети, интересуется своей религией. Пусть будут у молодежи и светские профессии, пусть они занимаются избранным ими любимым делом, а если в их сердца заложена нравственная и физическая чистота, которая существует в Исламе, – то завтра, я уверен, наше общество будет здоровым в моральном плане. Но есть обстоятельства, которые вызывают в моей душе тревогу за молодое поколение. Имеющие духовное образование молодые имамы не задерживаются надолго в сельской местности из-за неустроенности быта, отсутствия заработной платы. Ведь в наше время состоящие в основном из пенсионеров деревни не могут содержать имамов и их семьи, как в дореволюционной России. К тому же многие люди, оторванные на долгие годы от религии, воспитанные в атеистическом духе, еще не могут полностью вернуться к вере, хотя соблюдают религиозные обряды на бытовом уровне. Не могут они пока осознать до глубины души, что молодому имаму нужно и жилье, и продукты питания, содержать семью, поднимать и воспитывать своих детей, ведь он приезжает в сельскую местность, не имея ничего, ни жилья, ни скотины. Иногда бывает и так, что, если даже удается создать какие-то условия для молодого священнослужителя, имам-самоучка не желает уступать ему свое место. Остается только надеяться на то, что эта проблема когда-нибудь решится на государственном уровне с учетом того, что духовенство играет огромную роль в нравственном оздоровлении общества, что оно нужно обществу, государству как верный помощник в деле духовно-нравственного совершенствования граждан страны. Меня очень радует то, что молодые люди, получившие духовное образование в медресе нашей страны и исламских странах, – истинные мусульмане, они скромны, прилежны, терпеливы, готовы передать полученные ими знания другим. В то же время огорчает то, о чем я уже сказал. Не могу мириться с тем, что молодые люди, получившие религиозное образование за рубежом, огульно причисляются к радикальным ваххабитам. Желаю, чтобы прекратилось нагнетание обстановки вокруг Ислама путем разделения его на традиционный и нетрадиционный. Я убежден, что Ислам – один, не надо его раздроблять по чьим-то соображениям, это ведет к разобщению мусульманского сообщества. Просто необходимо точно, правильно истолковывать аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему). Только правильное разъяснение сути нашей религии докажет, что ислам – демократичная религия, религия мира и добра, религия, направленная на познание и развитие.

 

– Есть у Вас соратники среди молодых людей?

 – Со мной рядом идут прекрасные молодые люди, некоторые из них имеют не только религиозное образование, но и не по одному высшему светскому образованию. Я вполне уверен, что созрела хорошая команда будущих духовных лидеров для нашего края.

 

– Я помню, что Вы были приглашены на учебу одним из высших исламских учебных заведений за рубежом. Почему не поехали?

– Я иногда и сам жалею, что не поехал учиться, когда в 1994 году был приглашен в Исламский университет Аль-Азхар, что в Египте. Не мог тогда бросить строительство мечети на полпути. Впрочем, я рад, что в Тюмени есть Соборная мечеть, создание которой есть дело моей жизни. 

 

– Вы спокойны за будущее своих внуков?

– У меня пятеро внуков от старшего сына и дочери, у младшего сына пока детей нет. Я безумно люблю внуков, они очень радуют меня, являются дополнительным источником энергии и вдохновения. За них я спокоен в том смысле, что их воспитывают мои дети по канонам Ислама. Семья дочери живет в Казани, ее старшая дочь ходит в мусульманский детский сад, она часто употребляет в разговоре по телефону со мной слова «альхамдулилла», «иншалла». Молю Аллаха о том, чтобы, вырастая, они не поддавались на пагубное влияние со стороны.

 

 – Спасибо, уважаемый хазрат, за эту беседу, за Ваши светлые мысли.

 

Беседу провела Бибинур Сабирова

 

Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре», № 204

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/24758/">ISLAMRF.RU: Галимзян Бикмуллин: духовенство играет огромную роль в нравственном оздоровлении общества</a>