RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Рамиль Беляев: у мусульман России и Финляндии много общих задач

29.11.2012 11:55

    Предлагаем вашему вниманию интервью с имам-хатыбом татарской общины Финляндии, выпускником Московского исламского университета Рамилем Беляевым.     

 

 

- Каково для Вас значение нынешнего Форума?

- Значение Форума действительно весьма важно для всех нас. Ведь мы не только даем Форуму свои идеи, свой опыт, но и Форум представляет  мусульманам разных стран уникальную возможность создать рабочую площадку взаимодействия и общения. Собравшись под одним лозунгом консолидации,  мы пытаемся наладить конструктивные связи с нашими братьями и сестрами в постсоветских республиках, отдалившимся друг от друга после распада Советского Союза. Встречи представителей СНГ уже стали традиционными и это отрадно. Но еще примечательнее то, что на сегодняшнем форуме представлены страны Прибалтики и Скандинавии.  Ведь на территории этих стран также проживает очень много наших соотечественников. Уверен, что участие представителей этих стран в работе форума откроет новые возможности нашим братьям и сестрам, которые живут за пределами России и стран СНГ.

 

- Что дает Форум в плане получения мусульманского образования? Интересен ли для Вас опыт России в плане того, как здесь налажен процесс мусульманского образования? Можете ли Вы предложить свой опыт?

- Система мусульманского образования в странах Скандинавии переживают процесс становления, в отличие от российской системы. Нужно отметить и тот факт, что народы, исповедующие мусульманскую религию, проживают столетиями, чего нельзя сказать про мусульман этих северных стран. Основная волна иммиграции в эти страны происходила в 90-х годах прошлого столетия. Соответственно, мусульманская составляющая этих стран пока еще молодая, местами еще не прижитая к новым реалиям. Немногочисленные тюркские этносы, в основном татары, которые представляли мусульман Северной Европы не нуждались в выстраивании высшего мусульманского просвещения, так как наличествующие центры подготовки имамов Российской Империи, Среднего Востока полностью покрывали потребность в священнослужителях. В качестве примера можно привести Финляндию, на территории которой более 200 лет проживают татары. Первые имамы были военнослужащими и были направлены Оренбургским Духовным Магометанским собранием на службу на остров Суоменлинна, которая входит в Хельсинки. Когда же появились татарские купцы в 1870-х годах, то они призвали на духовную службу имамов из Нижегородской губернии, откуда сами и были родом. Однако, после закрытия границ между СССР и Финляндией они были вынуждены приглашать имамов из Турции.

В нынешнее время мусульмане Финляндии делают попытку создать учебный стандарт по подготовке мусульманских священнослужителей. Для этого при поддержке МИД Финляндии, Министерства образования и Хельсинского университета была создана рабочая группа, которая изучила опыт стран Европы в этом вопросе. Но я уверен, что опыт наших российских коллег и братьев в странах СНГ будет востребован.       

 

- Можно ли сейчас говорить о возможности получения исламского образования в России мусульманами из Финляндии?

- Надо понимать, что в наше время ислам в Финляндии представлен по этническому признаку. Каждая диаспора, каждый этнос хочет иметь своего представителя в качестве имама. Турки хотят, чтобы в их общине служил турок, а арабы хотят, чтобы пятничная проповедь читалась на арабском языке. Соответственно боснийцы хотят, чтобы имам был представителем боснийской культуры. Поэтому подготовить в России «универсального» имама для Финляндии сложно. В данном случае мы можем говорить только о татарской общине.

 

- Каков менталитет финских татар?

- Я бы предпочел использовать термин «татары Финляндии», так как не бывает русских татар, немецких или австралийских. В целом, татары во всем мире очень хорошо интегрируют в местную культуру, сохраняя при этом свою религию, язык и традиции народа. Однако нельзя забывать и про процесс ассимиляции. Именно в процессе некоторой ассимиляции появляются новые татарские культуры. Например, татары США, исторически проживающие в Нью-Йорке и Сан-Франциско имеют свою татаро-американскую культуру. Это проявляется не только в своеобразном акценте в произношении родного языка, но и в американском менталитете. У татар Финляндии тоже есть своя культура, которая представляет собой особый менталитет. Они являются патриотами своей страны, европейцами, которые очень бережно относятся к священной религии предков - исламу, родному языку, передавая его из поколения в поколение, и национальной культуре. 

 

Беседовала Нина Зотова

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/25229/">ISLAMRF.RU: Рамиль Беляев: у мусульман России и Финляндии много общих задач</a>