RSS | PDA | Архив   Воскресенье 19 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Фатых Гарифуллин: сибиряки одинаково чтут и попа и муллу

01.03.2013 16:54

  Несколько дней в рамках празднования Дня защитника Отечества муфтий Фатых Гарифуллин проводил для учащихся тюменских школ экскурсий по выставке, организованной общественной организацией пограничников Тюменской области. В интервью IslamRF.Ru Фатых-хазрат рассказал, какое место в его работе занимает духовно-патриотическая деятельность:  

 

 

 

- Выставка проходила в течение недели, мне пришлось отодвинуть на конец февраля ранее намеченные планы по религиозным делам и работать со школьниками, как члену общества пограничников и всероссийского объединения ветеранов «Боевое Братство».

Мы все были детьми и знаем, насколько интересно подросткам потрогать настоящий автомат, примерить на себе настоящую солдатскую каску. У мальчишек светились глаза. Меня попросили подольше пробыть в роли гида с учетом моего исторического образования и педагогического прошлого, поэтому экскурсии я вел подряд три дня. В последний вечер уже шел домой, как мне позвонили, что пришел еще один класс, я повернул обратно и поспешил к школьникам.

Одни классы сменяли другие. Я рассказывал детям о службе на заставе, распорядке дня, который отличается от режима в других войсках. О том, что такое контрольно-следовая полоса, действиях при нарушении границы. О необходимости вести здоровый образ жизни, чтобы попасть на службу в пограничные и другие элитные войска. О защитниках Брестской крепости и роли пограничников, принимающих первый удар на себя в случае нападения.

 

- Вы постоянный участник патриотических мероприятий, проводимых ветеранскими общественными организациями. Но, помнится, несколько лет назад при губернаторе Собянине на митингах, посвященных выводу войск из Афганистана и другим аналогичным мероприятиям, на торжественной церемонии из религиозных персон присутствовал только православный священник. Сегодня на митингах можно наблюдать противоположную картину: выступает только мусульманский лидер, т.е. вы, и отсутствует православный священник. Как так получилось?

- Организаторы всегда направляют приглашения представителям двух основных конфессий - мне и священнику Тобольско-Тюменской епархии, но не всегда наши православные братья могут присутствовать в связи с занятостью, поэтому бывает, что из религиозных деятелей выступаю я один, и это нормально воспринимается участниками митинга. Тюменская область – многонациональный регион, где столетиями бок о бок живут христиане и мусульмане: сибиряки одинаково чтут и попа и муллу.

Несколько лет назад действительно был некоторый перекос. Ветераны локальных войн из числа мусульман стали обращать на это внимание, спрашивать меня при встрече, почему вас нет на митингах. Я говорил им: приглашайте, приду. В областном комитете по делам национальностей, в структуру которого входит отдел по работе с ветеранскими организациями, прислушались к мнению ветеранов, и меня стали приглашать на митинги и другие мероприятия.

Это было лет шесть-семь назад. Среди ветеранов оказалось немало единомышленников и единоверцев. Это «афганцы» - руководитель городского отделения «Боевого Братства» подполковник Рауф Садыков, заместитель областного общества пограничников майор Нуртдин Ибрагимов, капитан Ильгиз Шарипов и многие другие: традиционно из Сибири и Урала всегда много призывались в пограничные, десантные войска. Мы вместе ездили к родственникам погибших солдат и милиционеров, на установку памятных табличек, на чествования участников Великой Отечественной войны. «Афганцы» стали активно участвовать в летних мусульманских молодежных лагерях, проводимых Казыятским управлением мусульман, помогать с транспортом при поездках в отдаленные деревни Заболотья. Так у нас – Тюменского казыята и «Боевого Братства» - сложились полное взаимопонимание и, как говорил Лев Гумилев, комплиментарность.

Патриотическая работа мне была близка всегда. Мой отец – участник трех войн (империалистической, гражданской и Великой Отечественной) – был патриотом своей страны и воспитывал меня в том же духе. В школьные годы я мечтал стать военным, осознанно пошел служить на границу, но увлечение историей взяло верх – после армии поступил на истфак.

 

- Помнится, на «Дмитриевской субботе», где ветераны поминали павших земляков, в своей речи вы напомнили о негативном отношении ислама к алкогольным напиткам. Как к этому отнеслись организаторы?

- Мне позже напоминали об уставе, с которым в чужой монастырь не лезут, но моя задача, как представителя ислама, была сказать об отношении нашей религии к спиртным напиткам, что я и сделал. Мягко, но мы должны говорить об этом. Особенно в канун Дня Победы 9 мая. Я считаю, что, благодаря таким напоминаниям удалось искоренить традицию «фронтовых 100 грамм» в праздничных мероприятиях, проводимых администрациями наших татарских сел.

На «Дмитриевской субботе» мне однажды пришлось вступить в полемику с одним военным, который в своем выступлении, рассказывая об убийстве в Чечне боевиками солдата Евгения Родионова, канонизированного церковью, едва не поставил знак равенства между мусульманами и террористами. Я тут же следом выступил и напомнил уважаемому офицеру, сколько мусульман погибло в той же Чечне от рук боевиков, об Ахмаде Кадырове, о мусульманах, павших в Великую Отечественную войну, нашем земляке Герое России Раушане Абдуллине. Офицер понял свою ошибку и больше такого не повторялось.

В Тюменской области лишь два человека из уроженцев нашего региона заслужили высокое звание Героев России и оба они мусульмане – Раушан Абдуллин и Тимур Мухутдинов.

 

- Вы - обладатель медалей «Ветеран пограничных войск КГБ СССР», «За службу в пограничных войсках», медали «Боевого Братства», муфтий-патриот, делающий огромную работу по духовно-патриотическому воспитанию подростков, активно работающий с ветеранами Второй мировой, муфтий-государственник, тем не менее, вам не дают землю для строительства мечети. Не помог и прошлогодний сбор 500 подписей мусульман области с просьбой дать землю на 10-летний юбилей Казыятского управления. В то же время власти всячески поддерживают другое духовное управление, руководство которого борется со сложившимися за века традициями мусульман, теми же мавлидами и меджлисами, например. Нет ли обиды на государство, которое олицетворяют местные чиновники исполнительной власти?

- Чиновники приходят и уходят, государство остается, обиды естественно быть не может. Государство – это мы с вами, многонациональный народ России. В руководстве области есть, конечно, и наши сторонники, поддерживающие нашу деятельность по сохранению многовековых традиций. Они за то, чтобы Казыятское управление тоже имело свою мечеть в областном центре, но их слово не является решающим. Ситуация постепенно меняется. Сегодня уже чиновниками не предпринимаются попытки перетягивания наших местных религиозных организаций и групп в состав другого духовного управления, хотя еще год назад это имело место, в результате чего мы лишились еще нескольких мечетей в сельских районах. Надеюсь, в будущем эта порочная практика не повторится.

Со временем, инша Аллах, думаю, у нас тоже будет своя мечеть в областном центре. В обществе растет понимание важности сохранения многовековых традиций и противодействия радикальным концепциям. Казыятское управление значительно укрепилось за счет новых активистов, уважаемых в обществе людей, в самой организации произошли некоторые преобразования. Я, как муфтий, отошел от административных дел и занимаюсь только духовными и патриотическими делами. Председателем Казыятского управления стал кандидат исторических наук, известный общественный деятель Ильяс Рафиков, в 90-е годы возглавлявший Ассоциацию татар Тюменской области. В казыят пришли молодые активисты, прошедшие наши летние духовно-патриотические лагеря, которые проводились при участии ветеранов «Боевого братства». Эту молодежь уже никакими радикальными идеями не отравить: значительную часть молодых людей мы смогли уберечь от влияния псевдосалафитов.

 

- Несколько слов о ближайших планах по линии «Боевого Братства».

- В марте мы планируем провести школьные игры «Зарница» в ряде сел области, организовать в сельских школах выставку экспозиций областного общества пограничников. В апреле, в канун Дня победы, как и в предыдущие годы, поеду к ветеранам в отдаленные села и деревни. В мае мы начнем подготовку к проведению летнего мусульманского духовно-патриотического лагеря, который в этом году планируем провести более широко.

 

- Благодарю за интервью и желаю успехов во всех сферах!

 

Беседовал Калиль Кабдулвахитов

 

На фото:

1. Представители двух основных конфессий в последние годы вместе участвуют в мероприятиях ветеранских организаций.

2. На митинге, посвященном очередной годовщине вывода войск из Афганистана.

3. Муфтий Гарифуллин с рассказом об обустройстве заставы.

4. Школьники после рассказа муфтия стали мечтать о службе на границе

5. Каску с пулевым отверстием примерили все мальчишки

6. С ветеранами второй мировой и юными ратниками учебного центра «Аванпост».

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/26418/">ISLAMRF.RU: Фатых Гарифуллин: сибиряки одинаково чтут и попа и муллу</a>