RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Ришат Рахимов: Доступ к сокровенным знаниям открыт лишь для хранителей покоя шейхов

29.04.2008 13:24

В честь него, Рахимовским назван первый палеонтологический памятник природы на юге Тюменской области. Многие редкие экспонаты краеведческого музея добыты им и с его участием – скелеты пещерного медведя и арктического дельфина, кости шерстистого носорога, мамонта и других животных, обитавших десятки и сотни тысяч лет назад на территории нынешней Тюменской области.

Краевед Ришат РахимовДвадцать пять некрополей «астана» первых исламских миссионеров внесены в реестр охраняемых памятников культуры также благодаря ученому-краеведу, этнографу Ришату Халитовичу Рахимову, оставившему однажды высокодоходную профессию нефтяника ради любимого музейного дела. Он, представитель рода-хранителя «Истяцкой астаны», выдвинул сенсационную и, пожалуй, безальтернативную версию о времени принятия сибирскими тюрками ислама – 12 век. Сегодня Ришат Рахимов гость портала IslamRF.Ru.

- Ришат-эфенди, насколько мне известно, недавно Вы паспортизировали и передали в областной комитет по охране памятников сведения еще по десяти астанам. Расскажите, как вообще начинались изыскательские работы по некрополям суфийских шейхов-миссионеров, как стало возможным финансирование проекта из областного бюджета?

- В 2002 году в Тобольске проходил симпозиум "Культурное наследие народов Западной Сибири: Тюркские народы». На «круглом столе», когда обсуждались разные наболевшие вопросы, я выступил перед учеными, приехавшими из разных городов Сибири, Урала, Татарстана, о необходимости защиты и сохранения исторических мест, связанных с исламизацией Сибири. К тому времени я знал несколько случаев, когда могилы первых мусульманских миссионеров «астана», зачастую разбросанные по лесам и на старых кладбищах, просто-напросто уничтожались при распределении делян, строительстве дорог.

Так как астаны не имели официального статуса памятника историко-культурного значения и никак не были обозначены на картах, леспромхоз получал деляну вместе с некрополем, затем туда приходили трактора. Так в Омской области была уничтожена одна из астан. В советское время в окрестностях поселка Комсомольский в Вагайском районе, несмотря на предупреждение местных жителей, на месте мавзолея шейха химлесхоз построил барачный поселок для добывания живицы с сосен. Трижды бараки горели дотла, и только затем руководство химлесхоза вняло просьбам местных жителей оставить священное место. При строительстве дороги Ялуторовск-Староалександровка рядом с Новоатьяловской астаной был устроен песчаный карьер. На месте Супринской астаны в Вагайском районе в тридцатые годы прошедшего века построили конюшню, которую, по словам местных жителей, впоследствии перенесли на другое место в связи с большим падежом. Уже в постперестроечные времена мусульмане оградили могильный холмик на том месте, но деревянное строение растащила на костры молодежь соседней деревни. Налицо вандализм. И таких примеров можно приводить много, когда люди, иногда по своей неосведомленности, а порой из-за пренебрежения к чужой традиции, разрушали исторический памятник.

Я выступил на «круглом столе» с вопросом о спасении астана. Все-таки это святые места. Люди веками почитали их. Скажу честно, что после того выступления я никаких порогов не обвивал. Организаторы «круглого стола» должны были как-то продвигать проект. Не знаю, как все происходило, но в 2004 году областной комитет по охране памятников культуры выделил деньги на выявление, изучение и паспортизацию десяти памятников астана. Наша рабочая группа, это я и другой научный сотрудник областного краеведческого музея Владимир Николаевич Адаев, по договору с Тюменским государственным университетом, приступили к полевым исследованиям. Десять памятников – могил суфийских шейхов-миссионеров - были приняты под охрану.

На следующий год комитет по охране памятников дал заказ еще на пятнадцать памятников. В последующие годы средства не выделялись, тем не менее, я продолжил работу на деньги, вырученные от продажи своей книги «Астана в истории и культуре сибирских татар: мавзолеи первых исламских миссионеров как памятники историко-культурного наследия». Книга была издана по результатам двухлетней работы, при финансовой поддержке тюменского благотворительного фонда «Аманат». Еще на презентации книги я пообещал, что использую все вырученные средства на дальнейшие исследования. В 2006-2007 годах ездил самостоятельно по области и выявил еще десять памятников. На них уже готовы паспорта, осталось только, чтобы комитет принял их под охрану.

- Говорят, что на юге области не менее пятидесяти астана?

- Около этого. Но в последнее время появилась тенденция выдвигать ничем не подтвержденные версии или даже утверждать, что в том или ином татарском селении, не упомянутом в старинных рукописях, тоже есть астана. В ряде населенных пунктов начали называть астанами могилы более поздних религиозных деятелей. Конечно, можно классифицировать их, называть некрополи первых шейхов «большими астанами», последующих - «малыми», но я сторонник сохранения традиции. Раз испокон веку сибирские татары называли астанами только некрополи первых исламских миссионеров, пришедших из Средней Азии, то следует сохранять эту традицию.

Логично предположить, что таких мест должно быть триста по числу павших в Сибири шейхов, но, во-первых, в некоторых астанах захоронены по два-три человека, во-вторых, в самих рукописях сообщается, что местонахождение могил многих миссионеров не было установлено.

Одна из рукописей «сачара»(Текст Катановской рукописи, например, завершается словами: "Покорнейше просим, чтобы святые могилы оберегались неукоснительно, будь они на речках, впадающих в Иртыш, будь по берегам Иртыша самого или на болотах. 251 шейх всадник, не объявились, остались сокрытыми. Благочестивые и миролюбивые мужчины, женщины и девицы, если кто-нибудь в тайных отношениях к Господу Всевышнему получит точные указания Его относительно сокрытых мужей или если эти мужи о себе дадут им какие-то намеки и знамения, то, пожалуйста, да не будут нерадивы относительно объявления могил и построения мавзолеев, для того чтоб шейхи не разгневались на них и чтобы не осрамили ни их, ни потомства их!". - Авт)

- По каким данным выявляется «астана»?

- Во-первых, их местонахождение указано в «сачарах». Во-вторых, по наличию рода-смотрителя за священным местом. Институт хранителя астаны берет начало со времен исламизации Сибири, когда назначались смотрители мавзолеев, а затем должность «карауцы» передавалась по цепочке из поколения в поколение. Хранители называют себя «шык-тугум», то есть потомки шейхов. Если цепочка прервалась, должность «карауцы» продолжали исполнять местные муллы. Я обратил внимание, что в  сибирско-татарской среде последнее время растет интерес к своим истокам, некоторые представители рода хранителей, раньше не проявлявшие вообще никакого интереса к религии, заявляют о себе как о потомках шейхов.

И третье – наличие рукописи «сачара», в которой описывается история пришествия шейхов в Сибирь, сообщается, кто похоронен на данной астана, приводится перечень некрополей, и обращение к посетителям священного места, как следует вести себя, какие молитвы прочитать.  В идеале у каждого хранителя должна быть «сачара», подтверждающая его полномочия. Это как своего рода удостоверение. Но к сегодняшнему дню выявлены всего три «сачара». Первая была найдена еще в 19 веке. Ее перевод, осуществленный в 1904 году тюркологом Николаем Катановым, получил название «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири». Часто в научном обиходе эту «сачару» называют «Катановской рукописью».

Ровно через сто лет, в 2004 году, мне удалось найти вторую, которая была названа «Грамотой хранителя Юрумской астаны». В том же году в селе Карагай мы нашли третью «сачару», но она оказалась протографом «Катановской рукописи», поэтому считать ее отдельной самостоятельной грамотой нельзя. И в этом году моя инициатива продолжить работу, не дожидаясь заказов, была вознаграждена – мною найдена еще одна «сачара», в Тобольском районе, она еще не переведена.

Нельзя сказать, что мы имеем дело со списками многовековой давности. Грамоты переписывались, когда бумага со временем приходила в негодность, возможно раз в сто лет. К сожалению, многие подобные рукописи были утеряны в советское время, в том числе утеряна «сачара» по Истяцкой астане, хранителем которой является мой род. По воспоминаниям родственников, свиток был передан на хранение смотрительнице Юрумской астаны Шарбиге-апа Саитчабаровой, так как глава рода Рахимовых вернулся с войны инвалидом и не мог исполнять обязанности карауцы, а его дети были малы. Каким-то загадочным образом рукопись пропала.

Особенно это странно, учитывая то, что Шарбига-апа очень ревностно относилась к свитку, я имею в виду «Грамоту хранителя Юрумской астаны». Бумаги не могли видеть даже ее дети, они всегда хранились в закрытом сундуке.

- «Грамота Юрумской астаны» представляет собой три независимых текста. Не приходило ли в голову, что одна из них может быть частью утерянной рукописи, принадлежащей вашему роду?

- Вполне возможно…

Новоатьяловская астана- В местной прессе отмечали, что «трижды академик» вряд ли увидел бы «юрумский» свиток, сокровенные знания передаются только по цепочке, и доступ к ним был открыт Рахимову только благодаря тому, что он сам из рода хранителей. Так ли на самом деле?

- Да, я уже говорил, что Шарбига апа не давала грамоту даже собственным детям, и позволила мне прикоснуться к бумагам после долгих уговоров, и только потому, что я сам являюсь хранителем астаны. Перед тем как передать мне свиток на сканирование она исполнила определенные ритуалы.

- Каким образом Вы пришли к выводу, что поход миссионеров состоялся на двести лет раньше общепринятой даты, и шейхов из Бухары в Сибирь отправил Багаутдин аль-Балхи, отец всемирно известного суфия Мавляны Джалялетдина Руми?

- Мне естественно захотелось более глубоко изучить рукопись. Перевод был осуществлен казанскими учеными и очень профессионально, пронумерована каждая строка, но, к сожалению, часть слов оказалась утерянной. Дело в том, что свиток скручивался в рулончик так, что начало текста оказывалось на поверхности, и потому больше всего пострадало, прочитать в каком году состоялся поход шейхов в Сибирь невозможно. В «Катановской рукописи» же названа точная дата (1934/35 гг.), и указан конкретный идеолог похода – Багаутдин Накшбанди.

Но с этим можно поспорить, так как Накшбанди умер за пять лет до этой даты, а значит, он не мог быть инициатором похода. (В протографе, так называемой Карагайской рукописи, откуда была переписана «Катановская», указано только имя Багаудтин, не говорится, что это был Накшбанди. Авт). Поэтому я попытаться датировать текст при помощи антропонимов. Я начал изучать все имена, их в тексте приведены сорок четыре. Кроме того, что в свитках перечисляется, где какой шейх похоронен, сообщается, во время правления какого хана разворачивались события, указано имя идейного вдохновителя похода, и имена людей, которые спустя время пытались найти могилы шейхов.

Первым в тексте значится хан Аль-Малик. Я начал искать всех ханов с такими именами. Их много, но больше всех нам интересен Аль Малик шах, султан Рума, государства Сельджуков в Малой Азии, годы правления 1107-1116. Почему именно он? Потому что именно с Малой Азией имел тесные связи Багаутдин (Багаведин) аль-Балхи, бухарский шейх, законовед, человек даже более влиятельный, чем Накшбанди, годы его жизни 1148-1231. Именно в Рум переехал жить Багаутдин аль-Балхи, приходившийся отцом Джалялетдину Руми, да и сами основатели Рума были выходцами из Средней Азии. Кроме того, отец Руми имел тесные связи разными суфийскими орденами. Я это подчеркиваю, потому что шейхи, пришедшие в Сибирь, принадлежали различным суфийским братствам. И наконец, в тексте упоминается сам Мавляна Джалялетдин, отправивший спустя много лет своего человека в Тобольский юрт для установления могил погибших шейхов. А Мавляна - это не только знаменитый Руми, он еще и сын идеолога похода. С чего бы Руми отправил своего ученика в Сибирь?! Вероятно, это была просьба-завещание отца. Но и это еще не все. В тексте говорится, что события проходили за сто или девяносто лет до Тайбуги бия. Согласно русским летописям, Тайбуга был современником Чингисхана. Вычисляем несколько десятилетий и получаем реальную дату принятия сибирскими тюрками ислама – примерно середина 12 века.

- Была ли какая-либо реакция на ваше открытие со стороны ученого сообщества региона? Все-таки это не шутка утверждать, что процесс принятия ислама в Сибири связан с именем великого Руми.

- Знаете, я не пытался везде и всюду доказывать, что нужно верить моей версии. Я думаю этот вопрос необходимо обсудить, может быть, провести специальную конференцию, и придти к какому-то выводу, хотелось бы, чтобы ученые сказали свое слово.

- В тюменской мусульманской газете раньше появлялись научно-исследовательские материалы об астанах, и это вызвало весьма негативную реакцию со стороны регионального муфтията. Зазвучали обвинения в «ширке-идолопоклонстве», призывы уничтожать газету и т.д. Вы не ощущаете какое-либо давление?

Индерская астана- А какой смысл давить на меня? Я не являюсь имамом, чтобы Духовное управление могло мне что-то запретить. Я делаю свою сугубо научную работу. На уровне разговоров мне известно, что деятельность моя не приветствуется определенными людьми в Духовном управлении, но давить на меня бесполезно, я и дальше намерен продолжить работу по изучению астана.

-  Как Вы без пяти минут специалист по бурению нефтяных скважин увлеклись музейным делом?

- Я рос на берегу реки Вагай, где в детстве мы частенько находили остатки мамонтовой фауны, кости бизона, носорога. Редчайшая из находок - кости широколобого лося, жившего пятьсот тысяч лет назад, до мамонта. Крайне редко находят их останки. Я копил находки, коллекционировал их. Уже в зрелом возрасте связался с областным краеведческим музеем, подарил музею большую коллекцию, организовывал экскурсии по местам, которые позже были объединены в палеонтологический памятник природы «Рахимовское» в честь нашего рода, как первооткрывателей. Так постепенно втянулся, поступил в Институт искусства и культуры на специальность «Музейное дело и охрана памятников культуры»…

- Как мне известно, недавно Вы оставили работу старшего научного сотрудника областного краеведческого музея.

- Да, мы с коллегой зарегистрировали ООО «Центр музейных технологий», я являюсь директором данного предприятия.

- Несколько слов о Вашей семье.

- Женился я рано, сразу после армии. Двое моих детей уже взрослые, но я и сам еще не старый (смеется). Двенадцатого апреля исполнилось сорок два, времени для работы у меня еще достаточно.

Беседовал Калиль Кабдулвахитов,

фото автора и из архива Ришата Рахимова

На фото:

Краевед Ришат Рахимов

Одна из рукописей «сачара»

Новоатьяловская астана

Индерская астана

29.04.2008

Ссылки по теме:

23-04-08 Старинный суфийский свиток найден в Тюменской области

Сенсация от тюменского краеведа. Ислам пришел в Сибирь гораздо раньше, чем было принято считать

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2665/">ISLAMRF.RU: Ришат Рахимов: Доступ к сокровенным знаниям открыт лишь для хранителей покоя шейхов</a>