RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Депутат парламента Чечни Злата Таштамирова: Кризис духовности – самое страшное последствие войн

12.05.2008 11:25

Злата Таштамирова возглавляет Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Народного Собрания парламента ЧР. С ней мы говорили о приоритетном направлении внутренней политики президента Чечни – духовном возрождении народа, пережившего войну.

- Злата Магомедовна, президент Чечни придает исключительно важное значение сохранению традиционной чеченской культуры. По его распоряжению просветительскую работу в этом направлении ведет ДУМ ЧР. А в чеченском обществе все чаще звучат голоса о распаде традиционного воспитания на семейном уровне. Вы согласны с этой точкой зрения?

- Чаще всего ко мне обращаются женщины, ведь именно на них лежит груз семейных проблем.  Конечно, можно гордиться тем, что чеченки оказались сильными, ведь во время военных действий именно благодаря нашим женщинам выжил весь народ. Однако многим из нас по-прежнему нелегко. Я очень часто встречаюсь с жителями республики, и мне не доводилось видеть людей, у которых война не отняла бы членов семьи или родственников. Часто мать является единственным кормильцем семьи, она целыми днями на рынке. Безработица в республике – 66 процентов трудоспособного населения! Огромная цифра. Иногда в многодетных семьях работает, в лучшем случае, один из родителей. Это очень тревожная тенденция. Когда главное – накормить, обуть, одеть детей, на воспитание времени не остается.

Задача восполнения этого пробела вольно или невольно перекладывается на школу, на общество. Зримую угрозу нивелирования обычаев и традиций я бы отнесла к издержкам смутных лет, «годины бед народных». Что ж, мы выходим из этой ситуации: ныне чеченское общество пытается наверстать упущенное, находится в поисках путей не только экономического, но и духовного возрождения.

- На фоне послевоенных социальных проблем, низкого жизненного уровня населения, очень значимым представляется прецедент благотворительности на государственном уровне, созданный президентом Чечни. Он  помогает нуждающимся семьям, обеспечивая их жильем, отстраивая частные домовладения, разрушенные в ходе военных действий. Насколько известно, парламент, также практикует индивидуальный подход в работе с населением, не ограничиваясь законотворческой деятельностью. Расскажите об этом.

-  В день открытия Года семьи Рамзан Кадыров поощрил многодетные семьи денежными вознаграждениями, ценными подарками и новыми квартирами. Президент ЧР всегда оказывает материальную поддержку жителям, нуждающимся в дорогостоящем лечении.

Взаимодействие парламента с жителями республики осуществляется, в частности, через общественные приемные, открытые во всех городах и райцентрах республики. В Грозном открыта моя, как депутата Народного Собрания, общественная приемная, куда женщины обращаются по всем интересующим их вопросам. Нередко я выезжаю в районы, чтобы разобраться в жалобах и заявлениях.

- Ваши слова воскрешают в памяти драму семьи Кагировых из поселка Ойсхар Гудермесского района. Как стало известно из недавнего информационного выпуска республиканского ТВ, вы в числе других депутатов парламента приняли участие в организации помощи Юсупу Кагирову, 19-летнему студенту Курчалойского Исламского института…

- Я была в этой семье. Юсуп, сын Кагировых, попал в автокатастрофу и с тех пор лежит в коме. Ему сделаны две сложнейшие операции, профинансированные  депутатом парламента ЧР Амвудди Рашидовым (он выделил на это личные средства). В многодетной семье Кагировых десять человек, никто не имеет постоянной работы. В этой ситуации родители из последних сил стараются обеспечивать сына  дорогим питательным раствором, предназначенным для коматозных больных. Я обратилась по этому поводу в Минздрав республики, надеюсь, там помогут Кагировым в обеспечении питанием их тяжелобольного сына.

Немногим ранее я выезжала в тот же поселок Ойсхар к Луизе Умхаевой. У нее, матери двоих сыновей 4 и 5 лет, в октябре прошлого года родилась тройня (все мальчики). Условия, в которых живет семья, мягко говоря, не годились для того, чтобы ставить на ноги пятерых малышей: ветхое жилье, мать, прикованная к постели, временные заработки мужа. Я обратилась в Минсоцтруда и главе администрации Гудермесского района Вахе Насуханову. Умхаевым помогли продуктами, материальной помощью, в их квартире идет капитальный ремонт. Реагирование на обращения граждан, организация конкретной помощи людям – такова специфика депутатской повседневности в Чечне.

- Возвращаясь к теме нашей беседы, хотелось бы адресовать вам следующий вопрос.  Чеченский этнограф Саид-Эмин Хасиев называл этнокультурные ценности чеченцев «тонущей Атлантидой». Того же мнения придерживается писатель Муса Ахмадов и многие другие представители творческой интеллигенции. Какие размышления посещают вас по этому поводу?

 - Надо учитывать, что минувшие смутные годы оказались переломными для чеченского народа. Войны разрушают не только города и села. Кризис духовности – самое страшное последствие войны. Чтобы преодолеть его, нужно время - в кратчайшие сроки можно восстановить только здания. Общество в целом не может устраниться от этой проблемы, поэтому я считаю очень важными меры по сохранению этнокультурных ценностей чеченцев, предпринятые руководством Чечни.

В республике полным ходом реализуется программа духовно-нравственного воспитания молодого поколения. И уже дает ощутимые результаты. И все же, повторюсь, сохранение морально-этических норм (как базовой  составляющей традиционной чеченской культуры), начинается с семьи - «ячейки общества». Если ребенок с детства воспитывается в духе национальных традиций, то в дальнейшем можно не опасаться за его нравственный «иммунитет».

- У вас взрослый сын, живущий с десятилетнего возраста в Москве. Каков ваш опыт его воспитания в духе национальных морально-нравственных норм?

- Магомеду 24 года, среднее и высшее образование он получил в Москве. Совершать намаз, посещать пятничную молитву в мечети на проспекте Мира, соблюдать уразу он начал с 15 лет. В мечети Магомед  изучил арабский язык, к двадцати годам начал читать Коран, позднее совершил хадж. В то же время он успешно окончил школу, поступил в престижный вуз (МЭСИ) с первой же попытки. В настоящее время Магомед – аспирант Финансово-Промышленной Академии. Я всегда развивала в нем тягу к образованию и религиозное мировосприятие, на котором  сформированы этнокультурные ценности чеченцев. Такой подход считаю важным и для общества, народа в целом – историческое развитие на базе традиционной национальной культуры.

- Как вы относитесь к нашумевшему президентскому распоряжению, обязывающему женщин носить платки в госучреждениях?

- Я поддерживаю мнение Рамзана Кадырова о том, что платок – обязательный атрибут внешнего облика чеченки. Не случайно говорят: эта чеченская и исламская традиция имеет глубокий смысл, ведь одежда влияет на мысли, поступки женщины, в конечном счете, формирует отношение к ней окружающих. Одетая в благочестивые одеяния женщина не станет объектом неуважительного отношения мужчины.

То же самое касается свадебных платьев. Конечно, никто не призывает облачать всех невест в традиционные чеченские «габли» (национальное платье), в которых выходили замуж наши мамы и бабушки. Пусть это будет европейское одеяние, но оно должно быть закрытым. Разве нормально, когда невеста предстает перед муллой и родственниками мужа в платье с глубоким декольте? Например, я против того, чтобы будущая невеста моего сына вошла в наш дом полураздетой. Не призывая слепо копировать внешнюю сторону традиций прошлого, я ратую за сохранение их смысла и содержания.

В традиционном чеченском обществе семье, и в особенности женщине, всегда отводилась особая роль как хранительнице нравственных устоев народа. Вот почему  такое внимание к внешнему облику наших девушек и женщин.  Но проблема, конечно, значительно шире…

- В том, что некоторые чеченские традиции канули в Лету? Или дошли до наших дней в виде этнокультурного «реликта», утратившего изначальный смысл и содержание?

- Пока не все так плохо, я думаю. Ведь сегодня чеченское общество считает необходимым защиту главного, на чем базируется его культурная и этническая самобытность. Я вижу в этом символику. Если в непростой послевоенной ситуации на первый план выдвигаются исламские и этнокультурные ценности, значит, нам удастся их сохранить для новых поколений.

Беседовала Зарина ЗУБАЙРАЕВА

12.05.2008

Ссылки по теме:

Султан-хаджи Мирзаев: «миротворческая деятельность ДУМ ЧР направлена на то, чтобы предотвратить месть и прекратить вражду

29-04-08 Муфтият Чечни осудил практику похищения невест

17-04-08 В маршрутках Чечни пассажиры увидят видеоролики, пропагандирующие нравственные ценности

08-04-08 В Чечне вышел древний ''Кодекс чести''

Шейх Хож-Ахмад хаджи Кадыров: Через сохранение Ислама — к возрождению Республики

Исламизация Чечни: миф или реальность?

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2813/">ISLAMRF.RU: Депутат парламента Чечни Злата Таштамирова: Кризис духовности – самое страшное последствие войн</a>