RSS | PDA | Архив   Среда 24 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Имам-мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов: Мы должны как зеницу ока хранить свою духовную традицию и передать ее будущим поколениям

14.05.2008 14:34

В Казани на базе мечети Марджани создается уникальный комплекс, включающий, кроме собственно мечети, учреждения образования и воспитания, торговые точки, точки общепита. Корреспондент портала IslamRF.Ru побеседовал с руководителем этих полезных начинаний имам-мухтасибом города Казани, председателем и настоятелем мечети Марджани Мансуром хазратом Джалялетдиновым.

Имам-мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов- При мечети Марджани создан уникальный комплекс мусульманской инфраструктуры. В феврале этого года президент Татарстана Минтимер Шаймиев дал высокую оценку проделанной работе. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом комплексе: когда началось его создание, какие еще работы предстоят? Как пришла сама идея создания целой инфраструктурной сети, а не отдельных учреждений?

- В 1996 году назрела необходимость полной реставрации мечети Марджани. Построенный более двух столетий назад мусульманский храм к тому времени сильно обветшал: потрескались стены, не закрывались окна, скрипели полы, даже уникальную лепнину, украшающую потолки молельных комнат мечети, уже нельзя было разглядеть. К слову, в течении двух веков ни разу не проводился капитальный ремонт здания. Да, какие-то косметические работы выполнялись, но тоже очень редко. Последний раз строительные работы были произведены в 1980 году. Но они не коснулись ни внутреннего убранства, ни наружных стен. Тогда к исторической части был присоединен административный корпус.

Вместе с тем это уникальное сооружение - памятник архитектуры федерального значения. Не говоря уже о его духовном значении для всей российской уммы. Марджани» - первая  мечеть, построенная в Казани после захвата ее войсками Ивана Грозного в 1552 году. Только после 215 лет, мудрая царица Екатерина дала свое разрешение на возведение каменной мечети. Кстати, за это ее татары любезно прозвали «Эби патша», что означает «Бабушка — царица».

Мечеть  Марджани служит народу с 1771 года,. Даже власти большевистской России не посмели закрыть храм. Мечеть работала и в годы Великой Отечественной войны, и в не менее трагичных перестроечных лихолетьях. В середине 90-х годов прошлого века назрела необходимость полной реставрации Дома Аллаха. Этого требовали так же и прихожане.

Мы помним эти времена, метко названные журналистами «лихие девяностые». Денежные реформы, нестабильность в обществе, его обнищание. Встал вопрос где взять деньги на реставрацию? Идею подсказали сами мудрые прихожане. Мусульмане Казани хотели видеть халяль-индустрию. В это время не было еще ни кафе и ресторанов с дозволенной пищей, ни магазинов продающих продукцию халяль.

Среди стариков регулярно приходивших на молитвы, были те, которые застали дореволюционный период, времена НЭПа. Они говорили мне «Мансур-хазрат, можно ведь открыть те структуры, которые будут приносить прибыль, а на  вырученные деньги, в можно провести реставрацию». Это широко распространенная в исламском мире, вакуфная система - самодостаточный механизм, позволяющий не только содержать себя, но и финансировать духовные начинания, а также вести благотворительную деятельность.

Мечеть МарджаниВместе с крупной, хорошо зарекомендовавшей себя организацией «Татинвестгражданпроек» был составлен макет комплекса, общая площадь которого должна составлять более  1 гектара земли. Государство пошло нам на встречу, но потребовало доказательств того, что постройки, расположенные вокруг мечети Марджани когда-то принадлежали мусульманам. Была проведена кропотливая работа в архивах, перелопачено десятки тысяч исторических документов. Мы сумели доказать, что дома издревле имели нерушимую связь с храмом. Например, как стало известно из документов, касающихся усадьбы купца Шамсиева, этот бизнесмен занимался финансированием и содержанием мечети. Или взять другого купца — Юнусова. Он также спонсировал и медресе…

Получив землю в пользование, мы постепенно стали открывать магазины, торгующие халяль-продукцией, открыли первое в Казани мусульманское кафе, отреставрировали здание медресе, в котором преподавал известный не только у нас, а во всем исламском мире ученый — Шигабутдин Марджани, именем которого названа и мечеть. Построено общежитие для студентов открытого в здании медресе Казанского исламского колледжа. Восстановили дома купцов Апанаевых, Шамсиевых.

В 2005 году столица Татарстана отметила свое тысячелетие. На реставрацию мечети Марджани были выделены средства из федеральной целевой программы. Хвала Аллаху, на деньги, которые нам любезно предоставили государственные структуры, мечеть была капитально отреставрирована. К сожалению, мы по ряду причин не сумели завершить работы к миллениуму. Они закончились только в прошлом году. Впрочем,  в этом есть и свои плюсы. Отсрочка позволила провести ремонтные работы более тщательно.

Сейчас Дом Аллаха приобрел свой первозданный вид, но с современными коммуникациями. В дальнейшем мы планируем  открытие дома-музея Шигабутдина Марджани. К сожалению, молодые мусульмане крайне мало знакомы с его жизненным путем. Книги, которые он сочинял, написаны в основном на арабском и персидском языках. Пришло время и, возможно, скоро мы займемся переводом трудов просветителя на татарский и русские языки. Кроме того, нас интересуют все, что связано с именем Шигабутдина Марджани. Пользуясь случаем, хочу обратиться к мусульманам: если у кого есть какие-либо исторические документы, личные вещи ученого, или хотя бы предметы принадлежавшие имамам, жившим в 19 веке, то, пожалуйста, приносите нам. И тогда на протяжении еще долгого времени они будут служить всему обществу.

— Насколько известно, в комплексе еще планируется открытие мусульманской поликлиники и детского сада. Как продвигается работа в этих направлениях?

- Эти планы не изменились. Мусульманская поликлиника и детский сад  необходимы такому городу как Казань. В одном из зданий, где должен разместиться медицинский центр, сейчас идет капитальный ремонт. О точных сроках открытия поликлиники пока говорить рановато. Все упирается в деньги. Касательно детского сада, его мы планировали открыть в 5 минутах езды от мечети, в пустующем здании старого садика на улице Хади Такташа. В планах было открытие четырех групп по тридцать детей в каждой. Но выяснилось, что здание в силу ветхости не соответствует санитарным нормам. Поэтому мы приняли решение полностью разрушить здание, и на его месте воздвигнуть современное. Детский сад был разобран, сейчас воздвигнут фундамент.

После того как детское учреждение будет сдано  в эксплуатацию, его смогут посещать до ста десяти детей. Когда конкретно это произойдет, также, не скажу. А вот большой мусульманский летний лагерь, иншалла, начнет принимать первых посетителей уже в этом году. В сорока километрах  от Казани в Верхнеуслонском районе, вблизи села Ташовка мы получили участок земли площадью 6 гектаров. Огородили ее забором, сейчас протягиваем коммуникации. К началу школьных каникул все работы должны завершиться. И первая партия детей сможет отдохнуть в этом живописном уголке республики.

- Несколько лет назад был открыт Казанский исламский колледж. В 2007 году было открыто его женское отделение. Расскажите об этом учебном заведении и о ваших  планах «дорастить» его с уровня среднего учебного заведения до уровня института.

- В этом году Казанский исламский колледж отмечает свой первый маленький юбилей—пятилетие. В те годы в столице Татарстана работало 3 высших мусульманских учебных заведения. Это Российский Исламский институт, Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама, медресе «Мухаммадия». Мы посчитали, что этого достаточно и приняли решение создать среднее учебное заведение – колледж. Его выпускники  после 4 лет обучения получают специальность имама-хатыйба, преподавателя исламских наук и этики. С прошлого года в колледже обучаются и девушки.

Все студенты обеспечены трехразовым питанием, проживанием в благоустроенном общежитии. Еженедельно проводятся занятия в плавательном бассейне, спортивные мероприятия и отдых в видеотеках. Студенты нашего заведения неоднократно становились призерами общегородских  спортивных соревнований. На конкурсах среди чтецов  Корана, красивого исполнения азана, знания основ ислама учащиеся  Казанского исламского колледжа регулярно занимают первые места.

Казанский исламский колледжПреподавание ведется на русском языке. У нас ведь постигают премудрости наук не только татары. В колледже проходят обучение выходцы из республик Средней Азии , Кавказа, центральных и окраинных городов необъятной России. Что тоже немаловажно , обучение бесплатное, преподавание ведут опытные муаллимы, имеющие высшее религиозное и светское образования.

К обучению приглашаются юноши и девушки с полным средним образованием не старше 25 лет. Они будут изучать арабский и турецкий языки, специальные и светские предметы. В этом году кандидаты на поступление в КИК, должны пройти отборочный лагерь , который будет работать с первого июля для абитуриентов юношей и с первого августа для девушек.

Мы хотим создать исламский институт имени Шигабутдина Марджани, уровень которого будет не только не уступать уже действующим медресе Казани, но и стоять выше. Сейчас ведется работа по созданию высшего учебного заведения. Рядом с колледжом расчищена территория, вырыт котлован под строительство. Вначале была идея создать институт вместо колледжа. Но тщательно все взвесив, мы отказались от нее. Городу, республике нужны как колледж, так и институт. Их выпускники востребованы.

- Какими характеристиками, по вашему, должно обладать современное  исламское религиозное  образование по сравнению, скажем, с образованием, которое давалось в дореволюционное и советское время и какими качествами должен обладать современный имам?

- Простите за тавтологию, но современное исламское образование должно быть современным. Да, дореволюционные медресе давали сильные знания. В единственном в советское время Бухарском высшем мусульманском медресе «Мир-Араб» преподавание велось по учебникам, изданным в Казани до 1917 года. Это были пособия для татарских медресе. Я сам учился в Узбекистане, поэтому знаю суть вопроса. Но сейчас другое время. Мы должны брать самое лучшее из древних учебников и «осовременивать» их.

Нынешний имам-хатыб, это не только человек, в идеале, с высоконравственным, образцовым поведением, классическими знаниями. Он должен быть в курсе всего, держать руку на пульсе жизни. Желательно наличие высшего светского образования. Это тоже форма призыва к исламу. Человек далекий от религии, увидев современного имама должен задуматься: «Это же умный человек. Что же такого он знает? Не благодаря ли исламу он поднялся до таких высот?» В этом случае произойдет интерес к религии. Сегодняшним молодым имамам не хватает кругозора, этики в поведении, навыков риторики, владения искусством убеждения. Впрочем, все это поправимо.

- Вы являетесь имам-мухтасибом города Казани, в котором, как известно, работает более 40 мечетей. Вероятно, это единственный в России город с таким количеством мечетей. В этой связи, в чем состоит специфика вашей работы в качестве мухтасиба, как вы выстраиваете работу с имамами мечетей, как решаете кадровую проблему и актуальна ли она для казанских мечетей?

- Данные, которые вы привели устарели. На сегодняшний день количество мечетей достигло 52 –х. И это все действующие храмы. А всего зарегистрировано 60 приходов. Мне как мухтасибу вплотную приходится работать с их имамами. Мечети –это дома Аллаха. Место куда человек приходить помолиться, отдохнуть, пообщаться со своими единоверцами. Там не должно быть какой-то политической агитации,  использовании  религии в чьих-то интересах. Поэтому я требую от своих подчиненных, искоренять в зародыше проявления сектантства, пропаганды лжеидей, распространения экстремистской литературы. Отрадно, что представители государственных структур полностью солидарны со мной. Предки татар — булгары более 1100 лет назад приняли ислам. Мы должны как зеницу ока хранить традицию и передать ее будущим поколениям.

Я раз в месяц собираю имамов, вместе решаем проблемы. Кроме этого, раз в месяц отдельно собираю 24 молодых имамов, не достигших 30 лет. Это примерно четверть мусульманских священнослужителей Казани. Главная проблема - жилье. Ищем способы решить эту проблему. Заработная плата имама не высока— 5-6 тысяч рублей. Помогаю найти спонсоров, подсказываю пути дополнительного заработка. Ислам ведь не запрещает ведение бизнеса. В случае если мулла хочет повысить свой образовательный уровень, договариваемся с зарубежными учебными центрами о бесплатном обучении молодого специалиста.

Сейчас в мечетях Казани трудятся по 2—3 имама. У нас в Марджани их пятеро. Кадрового голода у нас нет. Наоборот, парни приезжающие из районов республики, получив образование в медресе, не хотят возвращаться на родину, а остаются  в столице.

А в сельской местности, действительно, ощущается нехватка грамотных имамов. Возможно, с принятием государственных федеральных программ на селе, для мусульманской молодежи откроются перспективы. И они будут стремиться  не покидать родину. Может быть, необходимо ввести в мусульманских учебных заведениях систему обязательной пятилетней отработки диплома? Не знаю. Сейчас мы над этим думаем.

- В марте текущего года в федеральной прессе появилось сообщение о том, что якобы имамы Казани выступили против политики муфтията. Что, впрочем, оказалось газетной уткой. Уже в апреле мы стали свидетелями процедуры отстранения от должности первого заместителя муфтия Татарстана Валиуллы Якупова. По мнению наблюдателей, все это свидетельствует о том, что в аппарате ДУМ РТ есть существенные  разногласия, между мусульманскими религиозными деятелями нет единства. Как бы вы прокомментировали данную ситуацию?

- Имамы Казани никогда не выступали против политики муфтията. Вы верно подметили, это была газетная утка. У нас нет никаких планов по отделению либо избранию нового руководителя. Нынешний муфтий Гусман хазрат Исхаков – легитимно избранный председатель ДУМ РТ.  Что же касается отстранения Валиуллы Якупова, здесь есть один нюанс. По уставу муфтията первый заместитель председателя назначается и отстраняется от должности только съездом Духовного управления. Поэтому будем считать отстранение Валиуллы хазрата временным, но свершившимся фактом.

Что касается разногласий внутри духовенства, они есть. Это естественное явление. Даже на низовом уровне в махаллях, маленьких приходах не все гладко. Очень силен личностный фактор во взаимоотношениях. Так было всегда, так будет и в дальнейшем. Человеческую природу не изменить. Недопонимания есть не только у мусульман, но и в других общинах. Но почему-то именно российские мусульмане любят выставлять свои разногласия на всеобщее обозрение. Произошел какой-то скандал, о нем сей же час становится известно. Информацию для газет, радио, телевидения, интернета журналистам с радостью предоставляют сами же священнослужащие.

Это вопрос этики. Если есть разногласия, они должны решаться  в среде знающих природу конфликта людей — среди коллег. Как это происходит в заводских коллективах, творческих союзах или академических кругах. Я сам искренне хочу, чтобы этих разногласий не было. Не надо выносить сор из избы. Только недалекий человек ссору со своей женой обсуждает с соседями, близкими или на работе. Еще раз говорю, я искренне хочу , чтобы разногласий не было. Средство их избежать есть: надо чаще собираться, обсуждать проблемы. Сейчас имам-мухтасибы  Татарстана видят друг друга только раз в полгода, на Пленумах ДУМ РТ . Это очень мало. Проблемы ведь они как снежный комок – нельзя, чтобы маленький снежный комок превращался в большой снежный ком.

Специалисты министерства по чрезвычайным ситуациям  знают: чтобы лавина в горах не разрослась, ее необходимо как можно быстрей расстрелять из орудий. Поэтому, коль ты взвалил на свои плечи такое ответственное бремя – быть духовным лидером, пресекай жестко все распри на фазе их зарождения, помоги подчиненным решать их небольшие проблемки, пока они не стали большими проблемами.

- Как вы рассматриваете вопрос с так называемым «исламскими научными и культурными центрами» России? Исторически, такими центрами являлись Казань , Дербент, Уфа, Оренбург. Сегодня в этом ряду Махачкала, Москва, Нижний Новгород. Нередко эти центры как бы конкурируют между собой за право быть первым или «самым-самым». В то же время, есть мнение, что наличие не одного-двух, а нескольких центров исламской духовности , науки и культуры, напротив, только усиливает умму, придает ее структуре устойчивость. Ваше мнение?

- Священная книга мусульман  дает ответы на этот вопрос. Среди Его знамений – сотворение небес и земли, - сказано в Коране, - а также разнообразие ваших языков и цветов (кожи). Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием» (30: 22); «О люди! Поистине, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый и богобоязненный» (49: 13).

Творец создал нас - мусульман, разноязычными, с своим менталитетом. Традиционный ислам, которому придерживаются в Дагестане будет отличаться от чеченского или адатов, распространенных в Татарстане. Но это не говорит о нашей разобщенности. Мы умма нашего пророка Мухаммада, да будет на нем милость Аллаха, у нас общая Книга—Священный Коран. Мы придерживаемся общего  шариата.

Каждый центр выполняет свою задачу. В советские времена для татар–мусульман Уфа являлась городом, где расположена резиденция Духовного управления мусульман Европейской части СССР  и Сибири. С началом перестройки регионы России разделились. Образовались собственные муфтияты. Вокруг них и закипела духовная жизнь. Конкуренции нет - каждый находится в своей нише. Да, Москва - столица нашей Родины, политический центр России. Но назвать ее мусульманским центром ….? Не знаю.

Я искренне полагаю, что Казань, исторически так сложилось, может претендовать на это звание. Именно в Казани началось печатание первых  в России исламских книг, учебников. Наиболее любимый у мусульман Коран – «Казан басмасы» - книга , напечатанная легким для чтения  казанским шрифтом. По татарским учебникам велось преподавание в медресе Средней Азии, Кавказа. Даже в советские времена именно на Казань равнялись мусульмане России. Из нашего города вышли многие ученые. В том числе и современные муфтии страны. Как я уже вам отвечал, сейчас в столице Татарстана имеется 52 мечети—это наибольшее количество мусульманских храмов в каком либо из городов России. У нас работают издательства, выпускаются исламские газеты. В Казани получают  начальное, среднее и высшее мусульманское образование сотни , тысячи правоверных.

Вместе с тем, наличие других центров – очень хорошее, положительное явление для уммы.  В нашей любимой, многонациональной России  духовные центры должны опираться на традиционный ислам со своими проверенными многовековой практикой адатами, традициями. В этом случае, Россия будет мощной , дружной , мусульманской страной. Что положительно скажется не только на жизни мусульман, но послужит для блага всех граждан Великой России.

Беседовал Альфред Мухаметрахимов

На фото: Имам-мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов

Мечеть Марджани

Казанский исламский колледж

14.05.2008

Ссылки по теме:

13-05-08 В Казани создан Межрегиональный паломнический центр «Идель-Хадж»

09-04-08 В Татарстане открыт Центр иранистики

14-04-08 На учредительном собрании казанского отделения Союза мусульманок Татарстана решено активизировать социальную работу

Поставят ли в Казани памятник Марджани?

31-01-08 Минтимер Шаймиев: В Татарстане процесс духовного возрождения приобрел масштабный характер

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/2855/">ISLAMRF.RU: Имам-мухтасиб Казани Мансур Джалялетдинов: Мы должны как зеницу ока хранить свою духовную традицию и передать ее будущим поколениям</a>