RSS | PDA | Архив   Вторник 7 Май 2024 | 1433 х.
 

Закир Шарыпов: Призывающий к исламу должен работать над своим сердцем

16.07.2008 11:46

«Комитет, приняв с уважением, что Омск утвержден ныне главным местом области, в которой принадлежат все сибирские киргизы, исповедующие магометанскую веру, считает со своей стороны постройку мечети делом полезным и для казны не отяготительным…». Это строки из заключения Сибирского комитета Министров внутренних дел. Оно было составлено в 1824-м году. Возможно, эту дату, которая фиксирует начало строительства соборной мечети в Омске, можно считать отправной в истории мусульманской общины региона.


имам мечети «Хайр Ихсан» Закир-хазрат ШарыповСегодня в одном из крупнейших городов Западной Сибири –
Омске, с населением свыше миллиона человек, живут не только «киргизы,
исповедующие магометанскую веру», но и татары, и казахи, и азербайджанцы. С
кадыем Омской области, имамом мечети «Хайр Ихсан» Закиром-хазратом Шарыповым
побеседовал наш корреспондент:

 

- Уважаемый Закир-хазрат, расскажите о себе.

 

- Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Слава Аллаху, в
1992-м году я поступил в медресе города Андижана, два года там учился. Год
проработал в Омске, в тогда еще единственной мечети. В 95-м году поехал в Тунис
и вплоть до 2000-го года обучался там в университете Аз-Зейтуна (основан при
мечети Аз-Зейтуна в 116 г. хиджры - 774 г. от Р.Х.). Закончил его успешно и в
2001-м году вернулся домой. В Омской области стал заместителем имама,
преподавателем основ ислама и арабского языка.

 

Специфика области такова, что в северной ее части проживают
татары, а в южной – казахи. Я был назначен кадыем северных районов. Буквально
недавно в связи с тем, что старший имам переехал в Казахстан, мне пришлось стать
имамом и кадыем всей Омской области. В этом году председатель ДУМАЧР
Нафигулла-хазрат Аширов назначил меня заведующим отделом по духовному воспитанию
и просвещению. В Омской области есть имамы, которые учились два-три года в
Египте, Саудовской Аравии, но не закончили там учебных заведений. Я
единственный, кто имеет диплом зарубежного исламского учебного заведения.

 

- Университет аз-Зейтуна в Тунисе, один из старейших в
исламском мире. Почему вы его выбрали?

 

- Выбор от меня не зависел. Я направил заявления с
несколько университетов, а пришло приглашение из Туниса по линии Исламского
культурного центра. В университете я получил очень хорошие знания арабского
языка и широкий взгляд на ислам, на исламскую цивилизацию. Не узкий, фанатичный
взгляд, а нам была предоставлена свобода в изучении мазхабов, трудов различных
ученых, виды акыды.

 

- Вы считаете, что у мусульманина и должен быть такой
взгляд?

 

- Да. Нельзя замораживаться на чем-то одном и считать это
правильным. Нельзя считать, что ты лучший, а остальные заблуждаются. Один
Всевышний знает, кто прав, кто виноват, кто заблуждается, кто нет. Это не
отвечает нашему времени, не отвечает, самое главное, Сунне Пророка. Однажды Али
бин Аби Талиб, когда хариджиты заявили о том, что он – халиф – не прав, сказал
золотые слова: «Слова истины, под которыми подразумевается ложь». Т.е. многие
вроде бы говорят истину, ссылаются на Коран и Сунну, но в их словах нет истины и
нет правды. Эти люди хотят оживить одну сунну, а умертвляют другую.

 

- Что из себя представляет мусульманская община Омска и
региона?

 

- У нас проживает около 120 тысяч казахов, мы граничим с
Казахстаном – буквально 200 км и начинается Казахстан. Около 50 тысяч татар.
Конечно, есть кавказцы, таджики, узбеки. Казахи преобладают, из 6 мечетей в
Омске они организовали 5, их содержат. Одна мечеть открылась два года назад, в
Ленинском районе. Там проживает около 10 тысяч казахов. Были выделены средства
из бюджета и выкуплен большой дом в частном секторе площадью 360 квадратных
метров и отдан мусульманам. Две мечети появились благодаря частным
пожертвованиям. Соборная мечеть, принадлежащая ДУМ Сибири, была построена на
пожертвования академика Баязитова. Всего в области около 50-ти мечетей.

 

Казахи – крепкий народ, с устоявшимися обычаями и
традициями, они ими дорожат. Может быть, это помогает им сохранить свою
самобытность. В пятницу полны все мечети, хотя не сказать что битком. Мечеть, в
которой я служу, не вмещает большое количество людей, приходят 200-300 человек.
Они приходят постоянно, может быть, потому, что я читаю проповеди на русском
языке.

 

- Как вы выбираете тему для проповеди?

 

- В 2007-2008-м году я начал тему «Жизнь после смерти.
Признаки судного дня. Судный день, рай, ад». Я лично руководствуюсь тем, что
делал Пророк Мухаммад, начиная свою пророческую деятельность. Он в первые годы
призывал к единобожию, объяснял, что такое рай и ад. Рассказывал о пророках,
которые приходили до него, о наказаниях, которые постигли те народы, которые
отвергли своих пророков. Предостерегал о Судном дне. Все эти годы вокруг этого
стержня и я «кручусь».

 

- Владение арабским языком вам необходимо, чтобы 
знакомиться с современной исламской зарубежной мыслью? Каких книг недостает
сегодня российским мусульманам?

 

- Сложный вопрос. На русский язык переведено очень мало.
Это во-первых. Та исламская библиотека, которая сейчас есть в России, очень
бедная. Я часто привожу такой пример: если ты можешь есть натурный мед, зачем
употреблять сахар? Если я могу читать на арабском книги по исламу, но на русском
они мне не нужны. Иногда бегло просматриваю сайты в Интернете, захожу в книжные
магазины. Везде одни и те же названия – «Основы ислама», «Основы шариата»,
«Права женщин в исламе». Ничего глубокого нет.

 

С другой стороны, народ сейчас не любит читать. И слушать
не любит. Я не знаю, что сейчас вообще люди любят. Состояние уммы в России –
сложное. Я лично практикую выход к людям, мы выезжаем в деревни, стучимся в
дома, приглашаем в мечети, т.е. стараемся беседовать лично. Когда видим, что
человек заинтересовался, то даем ему литературу. Если говорить об Интернете, то
во многих городах и деревнях люди не знают, что это такое и не умеют им
пользоваться. Я регулярно привозил книги от благотворительных организаций,
раздавал, но никакого бурного отклика не было. Процент тех, кто их прочитал,
очень маленький. Есть, правда, молодые люди: если они уж заинтересовались, но
сами ищут, у меня просят литературу. Несколько молодых ребят попросили привезти
из Москвы новые книги Ш.Аляутдинова.

 

-Закир-хазрат, вы занимаетесь преподавательской
деятельностью, как идет образовательный процесс?

 

- В последнее время по вторникам я читаю курс по Сире. По
четвергам – провожу занятия по таджвиду, в субботу – общая лекция либо по акыде,
либо по намазу. Постоянных учеников у меня нет, не получается.  Общая аудитория
слушателей, которые регулярно приходят на лекции, - от 20-ти до 50-ти  человек.
В основном это молодежь и люди среднего возраста, от 20-ти до 50-ти, женщины
приходят.

 

- Когда готовитесь к лекциям по Сире, какие труды
используете?

 

- Использую арабские источники, прежде всего Сиру Ибн
Хишама и Ибн Исхака. Есть книга «Сыффату-Сыффа», в ней собраны биографии
Пророка, праведных халифов, его сподвижников, праведников, святых. Есть очень
хорошая книга имама Саида Рамадана аль-Буты. Он не просто преподносит события в
историческом контексте, а пытается извлечь  уроки и пользу для читателя. 
Собираю как пчелка с разных цветов, и получается один хороший продукт.

 

- На ваш взгляд, какие проблемы сейчас стоят перед

российской умой, что ей мешает, что достигнуто положительного за последние 15
лет?

 

- После развала СССР, конечно, появилась свобода, каждый 
может верить в Бога и отправлять обряды. Свобода - это хорошо. В 70-е годы
трудно было себе представить - поехать в Тунис, в Саудовскую Аравию, в Индию и
получать там образование. Сейчас – слава Всевышнему! Доступность исламских
источников – тоже большой плюс нынешнего времени. Только самый ленивый сейчас не
сможет найти ничего. В обычных книжных магазинах всегда есть исламская
литература. Интернет – пожалуйста! В мечетях есть люди, которые могут ответить
на вопросы верующего. Доступность информации об исламе – это тоже хорошо.

 

Проблема – я не хочу выглядеть критиканом – в другом:  мы,
мусульмане, хотим распространять ислам также, как неверующие люди распространяют
мирской образ жизни – то есть через конференции, круглые столы. Они проходят в
России - такие громкие события. Но ты выезжаешь в далекую деревню или
периферийный город, заходишь в простой дом, где живут простые татары, таджики,
казахи, им абсолютно нет никакого дела до этих конференций и громких заявлений.
Они равнодушны к этому. Они обременены мирскими тяготами. Одна из больших
проблем – те ребята, которые заканчивают исламские институты и медресе, идут
продавать картошку или работать таксистами. У нас нет бюджета для выпускников
исламских учебных заведений, чтобы они начали работать с прихожанами. Они
предоставлены сами себе. Я знаю многих ребят, которые учились в Казани,
Альметьевске, в Уфе, они сейчас нигде. Кадры нужны, а содержать их никто не
хочет. Вместе с тем проводятся глобальные встречи и конференции, деньги тратятся
на это. Так что умма живет сама по себе, живет своими заботами, а  руководители
исламской уммы – высоко и далеко.

 

- Ваш рецепт, как можно изменить ситуацию?

 

- Изменить, конечно, можно. Нужно жертвовать. Сейчас мы,
мусульмане, забыли о тех жертвах, которые делал Пророк Мухаммад. Мы забыли, как
Он и его сподвижники страдали, терпели трудности и тяготы. Нам всем хочется
вкусно и сладко есть, и на хороших машинах кататься, и в хороших домах жить.
Всевышний не запрещает этого, просто иногда мусульманину нужно чем-то
пожертвовать, оставить что-то ради Аллаха.

 

Нужно идти к людям. Я считаю, что выход в том, чтобы быть
ближе к людям. Надо идти в тюрьмы, в больницы, в детские дома, в школы, в
институты, выезжать в деревни, месить грязь, пусть сломать машину, надевать
резиновые сапоги и ехать в деревни, разговаривать с местными алкоголиками и
пьяницами, выслушивать их проблемы. В чем-то унижаться ради Аллаха, как это
делал Пророк. Я считаю, что другого выхода нет. Книги помогают на втором этапе.
А на первом – слово и выход к людям. А этого сейчас нет. Мусульманские лидеры
хотят сидеть в мечетях и ждать, когда к ним придут люди. Да, к хорошему и
красивому человек быстро привыкает. Это – фитна. Соблазн! Иногда надо любому
мусульманскому лидеру, имаму, хазрату побывать среди простых людей и
почувствовать их проблемы, а не говорить громкие фразы.

 

- Вы сами часто выезжаете из Омска?

 

- Регулярно выезжаем по деревням, по регионам. Очень много
поездил по России и по своей области. Практически во всех деревнях был. Несмотря
на то, что выезжаем, чуть ли ни в каждый дом стучимся, зовем людей в мечети,
какие только хадисы и айаты ни приводим, - все равно результат низкий. Может
быть, потому, что мы слишком сильно надеемся на свои слова. Тот, кто учился в
медресе или институте, получает знания, но не получает должного воспитания. Он
понимает, что прожить на то, что получает мулла, трудно. Поэтому он идет в
бизнес. Ему 4 года говорили, что Всевышний – кормящий, дающий, заботящийся, и мы
тут же противоречим этому. Мы изучаем виды ширка, нововведений, многобожия, но
на выходе состояние имана у выпускника уже испорчено. Поэтому в деревнях нас
люди слушают, но не слышат. Потому что мы сами не живем тем, к чему призываем. У
нас в сердце такая же любовь к миру этому, к деньгам и страстное желание их
зарабатывать и их иметь. И такие же убеждения, как у простых людей: мы также
надеемся на деньги, на образование, на наши карманы и связи, а Всевышний –
только в наших словах!

 

Любой, кто призывает, должен работать над своим сердцем.
Чтобы его услышали, слова должны идти из сердца. Сподвижники Пророка Мухаммада
тем и отличались, что они, может быть, не знали иностранных языков, не были
красиво одеты, но они отправлялись в Северную Африку, в Китай, при этом не
подтверждено, что они вели многочасовые дискуссии или дебаты, просто приезжали,
показывались перед людьми, исполняли свою религию. Люди видели их и говорили: мы
хотим быть такими, как они! Сейчас мы приезжаем в деревни. Мы прочитали «Сахих»
аль-Бухари, «Сады праведных», прослушали курсы лекций по акыде.  Мы – люди
знающие, но люди нас слушают и не принимают наш призыв.

 

Нужно, чтобы в медресе и исламских институтах давали не
только знания. Нужно, чтобы было воспитание. Студент должен быть готов
жертвовать, как спецназ, он должен быть готов призывать везде – в далекой бедной
деревне и в роскошной Москве. Для этого нужно иметь сильный иман. В Коране
Всевышний говорит, что он послал пророка «из их числа». Всевышний назвал и
четыре урока, которые давал Пророк людям. Он читал ему коранические айаты.
Ученые сделали вывод, что это – умение читать Священный Коран с таджвидом, даже
если ты не понимаешь его значение. Это первое, чему Пророк обучал сподвижников.
Второе – он обучал их Книге, пониманию Корана и его претворению в жизнь. Третье
– он обучал их определенному образу жизни, т.е. сунне. Четвертое – Пророк
«очищал» их, т.е. воспитывал, делал тазкия, очищал сердца. Ученые сделали вывод,
что к этому относится тасавуф, работа над своей душой. Вот этого не хватает в
наших медресе.

 

- Вы ощущаете в себе силы продолжать призыв, или Вас
охватывает отчаяние от того, что Ваше слово порой не доходит до людей?

 

- Если слово не доходит, то ты сам виноват. Человек тут ни
при чем. Тем более если ему ничего никогда не говорили о Всевышнем. А мы хотим
за 20 минут изменить его мировоззрение! А когда у нас не получается, мы называем
его кафиром и ставим на нем жирный крест. Это абсолютно неверно. Надо быть
милосердным к людям, как наш Пророк. Он много плакал из-за людей, много делал
ду’а. Если мы призываем человека днем, за него надо ночью помолиться, просить
Всевышнего, чтобы он исправил его сердце. Если мы полагаемся только на свои
слова и на свои знания, мы ничего не добьемся. Знания никого не поведут. Они
помогают тебе обратиться к человеку. На самом деле было много людей, которые, не
имея знаний, призывали и добились успеха.

 

- Вы мыслите себя на этом пути?

 

- Конечно. Я стараюсь быть таким. Цель для меня ясна, и
курс, по которому надо двигаться, я для себя избрал.

 

Беседовала Людмила Жуковская

 


На фото:

имам мечети «Хайр Ихсан» Закир-хазрат Шарыпов

 

26.06.2008

 



Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/3260/">ISLAMRF.RU: Закир Шарыпов: Призывающий к исламу должен работать над своим сердцем</a>