RSS | PDA | Архив   Воскресенье 5 Май 2024 | 1433 х.
 

Наиля Фахрутдинова: Ислам – огромная мобилизующая сила

01.08.2008 12:27

Африки как единого целого не существует, несмотря на наличие и развитие ряда общеафриканских структур. Так считают ученые. Отдельные страны столь резко различаются по цивилизационным характеристикам, уровню и темпам экономического развития, что кажется, будто они находятся на разных континентах. Об этом и многом другом речь шла на 11-ой конференции африканистов, которая прошла в Институте Африки РАН и собрала около 300-т ученых. В их числе – научный сотрудник Института Африки РАН Наиля Фахрутдинова.

- Наиля, Вы занимаетесь проблемами развития ислама и политизации ислама в арабских странах Африки. Это не дань моде? Ведь сегодня так много говорят о политическом исламе.

- Я пришла в Институт Африки в 1979-м году, как раз в это время происходили бурные события в Иране, в Афганистане. Сразу возник вопрос – почему вовлекается ислам в сферу политической деятельности различных идеологических направлений в странах региона? Безусловно, у ислама – огромная роль в становлении многих стран. Это связано с тем, что в доктрине ислама содержится ряд положений, связанных с улучшением состояния людей неимущих, одно из них - необходимость выделять им часть своего богатства. Все это привлекало к исламу многие народы. Мы знаем множество примеров национально-освободительных движений, которые шли под знаменем ислама. Но в большей степени, мне кажется, политизация происходит в арабских странах. Почему? Потому что ислам для арабов – это не заучивание догм. Каждый раз, когда наступают трудности, кризисы в социально-политическом развитии этих стран, они обращаются к истокам, к религии, пытаются  найти подсказку или решение тех проблем, которые возникают, в религиозной доктрине.

- Мера политизации ислама разная в арабских странах, чем это можно объяснить?

- Да, безусловно, мера политизации разная. Мы знаем, что в рамках ислама действуют самые различные силы – от совсем умеренных до слишком политизированных, вплоть до террористов, которые действуют под знаменем ислама. Ясно, что никакая религия не может быть оправданием террористических актов. Мы знаем, что в исламе существует такое понятие, как иджтихад, т.е. право на толкование Корана. Современный ислам пытается приспособить отдельные постулаты к потребностям жизни. Но это дело факихов, а не малообразованных в вопросах богословия мусульман. Их толкования оправдывают их собственные, зачастую эгоистические интересы в борьбе за власть.

Ислам – огромная мобилизующая сила. Например, Алжир строил социализм и тогда использовался Коран для поддержки своих социалистических лозунгов. Выискивались аяты, которые подтверждали закономерность и правомерность строительства социализма. Интересен пример Египта, да и наших среднеазиатских Республик. В свое время там женщины боролись за то, чтобы снять платки, а сейчас они борются за то, чтобы их носить. Министр культуры Египта обращался к женщинам: как же так? Ваши матери снимали платки в университетах, а вы – закрываете лицо!?

- Пять арабских стран Северной Африки – по-разному идет их развитие, наверное, в том числе и потому, что разное отношение к исламу?

- Вы совершенно правы в том, что степень привлечения религии к управлению государством, использование религии правительственными и оппозиционными политическими силами, конечно, разная. Добавлю, что в арабских странах Африки – авторитарные режимы. Это характерная особенность. Есть  такая арабская пословица: в одной чалме двух голов не бывает. В зависимости от того, какой в стране лидер, так и используется ислам.

В Тунисе времен Хабиба Бургибы строилось светское государство, хотя им также использовалась исламская риторика для подтверждения своих декретов. Но в большей степени это было светское государство, светское правительство. Даже в Гражданском кодексе, принятом во время его правления, права женщин были прописаны настолько демократично, что Тунис был впереди всех по части заботы о женщинах. (Тем не менее, женщины в Тунисе также были ограничены в своих правах, только с другой стороны, ведь, как известно, тунисским мусульманкам, в том числе школьницам, запрещалось ношение платков, что никак не вяжется с демократическими принципами – Прим. ред.) Президент Бен Али проводит грамотную экономическую политику, и сегодня Тунис по уровню доходов населения – одна из самых богатых стран в Африке. При этом страна не обладает никакими крупными запасами полезных ископаемых, как соседние Алжир или Ливия. Это, возможно, сыграло положительную роль в развитии Туниса, потому что они опирались на собственные силы. Средства вкладывались в образование. Главное достояние страны – человек. Сейчас в Тунисе почти 100%-ная грамотность, причем тунисцы двуязычны. Когда такая грамотность, когда человек сам может прочитать Коран, в том числе и, например, тафсир по-французски, его не обманешь неточными трактовками Корана. То есть почвы для появления террористических движений в Тунисе нет. Было одно время Движение исламского направления, но оно не получило широкого распространения, и таких печальных последствий, какие были в Алжире, в Тунисе не было.

В Египте времен правления Насера исламская риторика использовалась в строительстве социализма. Потом Анвар Садат, проводивший политику инфитаха, использовал те же самые догмы для оправдания своей политики открытых дверей. Он был ярым антикоммунистом, и чтобы поставить заслон коммунистическим идеям, активно использовал ислам. Если Насер посадил «Братьев-мусульман» за решетку, то Садат их освободил,  и тем самым выпустил джина из бутылки.

- На 11-ой конференции африканистов вы выступили с докладом «Проблемы ислама в зеркале современной западной политической мысли». Как я поняла, эта мысль неоднородна.

- Совершенно верно. Есть ученые, которые с большой симпатией относятся к арабским мусульманским странам, они понимают, какую огромную роль играл и играет ислам в истории и культуре этих стран, какая это мобилизующая сила. Они адекватно и справедливо оценивают многие события, которые происходят в этих странах под религиозной окраской. Есть и другие, я бы назвала  это реакционным направлением в отношении ислама. Оно использует от совершенно открытой клеветы на мусульман и их религию до завуалированных форм, нападок.

- С какими работами Вы посоветовали познакомиться российским мусульманам?

- В первую очередь  Бернарда Льюиса, которого считают дуайеном ближневосточных исследований. Даже неполный перечень его работ «Ислам и запад», «Арабы в истории», «Политический язык в исламе»  говорит о пристальном, далеком от политической конъюнктуры, взгляде ученого. Среди его работ я бы выделила книгу «What went wrong». Она была издана в Лондоне в 2002 году. Автор ставит вопрос: что такого произошло в истории, что государства, которые были в лидерах, вдруг превратились в отстающих? Британский профессор не ставит вопрос о том, что мусульмане сделали с исламом. Он не склонен искать внешние причины и виноватых в отставании мусульман. Он утверждает: вина в поиски виноватого – турки, монголы, империалисты, евреи или американцы – продолжается, и конца ей не видно. Для регрессивных правительств и неэффективных правительств мусульманских стран, полагает ученый, эта игра служит полезным, даже существенным средством объяснения причин бедности, которые они сами не смогли ликвидировать. По мнению Льюиса, нужно задавать вопрос: в чем  мы, арабы, ошиблись? Этот вопрос ведет к следующему: как нам исправить существующее положение?

Арабы, я считаю, уже поняли это. Последние события в арабских странах показывают, что используя свои традиции, свою религию они могут  вписаться в общедемократическое русло всемирной истории, что их религия не чужда демократии, что в рамках ислама вполне возможно существование демократических институтов. Это мы сейчас и наблюдаем – развитие гражданского общества. Египет – по оценкам многих специалистов – лидирует в области реформирования бизнес-организаций. Я оптимистично настроена в отношении будущего арабских стран, они займут достойное место в мировой экономике. А о столкновении цивилизаций, я считаю, не стоит говорить, столкновения нет и быть не может. Возьмем Египет: там сильная коптская церковь, и она никем не преследовалась. В Вафдистком правительстве было много коптов. Бутрос Гали, бывший генеральный секретарь ООН, - копт. Примеров таких масса.

- Наиля, где можно познакомиться с Вашими работами?

- Я - автор в коллективных монографиях, из последних назову «Власть и политика». Сейчас мы готовим большую монографию о развитии гражданского общества в Африке, в частности, я  автор главы о развитии гражданского общества в арабских странах. Моя личная монография – о проблемах Судана. Ее точное название - «Исламский фактор в общественно-политическом развитии Судана», она вышла в 2004-м году.

Беседовала Людмила Жуковская

26.06.2008

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/3470/">ISLAMRF.RU: Наиля Фахрутдинова: Ислам – огромная мобилизующая сила</a>