RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

А.И. Маточкина: Ибн Таймийа заинтересовал меня в первую очередь неоднозначностью мнения о нем

06.02.2018 13:48

О нем написаны сотни книг на разных языках – хроники, монографии, статьи в биографических словарях. Одну из книг серии «Машхур ирлар» (Знаменитые мужи) ему посвятил Ризаэтдин Фахретдин. Но, как и сто-двести-триста лет назад, сегодня, кажется, нет однозначного ответа на вопрос: кто он, шейх Таки ад-Дин Ахмад Ибн Таймийа (1263–1328)? 

 

Энциклопедически образованный человек, автор множества работ по основам мусульманского вероучения, шариату, языкознанию, логике, которые постоянно цитируются, человек, чьи взгляды толкуются и переосмысливаются идеологами современных исламских движений и группировок, предстает то героем, то еретиком. Едва ли ни каждое упоминание о средневековом теологе и законоведе вызывает в наши дни вопросы и споры. Не стал исключением и доклад А.И. Маточкиной «Идеи социальной справедливости и равенства во взглядах Ибн Таймийи» на II Всероссийской научно-образовательной конференции «Чтения имени Шигабутдина Марджани»: «Обновленческое движение в исламе: прошлое, настоящее и будущее». Они прошли в Санкт-Петербурге в ноябре 2017 года. С кандидатом философских наук, старшим преподавателем кафедры философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ А.И. Маточкиной побеседовал наш корреспондент:

 

- Анна Игоревна, Ваш доклад, посвященный Ибн Таймийе, вызвал большой интерес и целый ряд вопросов у участников конференции. Не секрет, что в российской умме реакция на упоминание его имени очень противоречива. Вы можете объяснить, почему?

 

- Ибн Таймийа и в XIII веке вызывал противоречивую реакцию. Были те, кто его безусловно поддерживал, были ученики шейха, которые уважали его мнение и жили сообразно тому, о чем он говорил. Но была и другая группа, которая считала его еретиком, которая не соглашалась с его представлениями по целому ряду вопросов, в частности по вопросу об атрибутах Бога. Его мнение не согласовывалось с общепринятым мнением в тот период.

 

- Он опережал свое время или его трактовка постулатов веры шла вразрез с господствовавшей в то время?

 

- На этот вопрос, к сожалению, я ответить не могу, потому что не занималась подробно изучением акиды Ибн Таймийи. Могу лишь отметить, что когда возникают какие-то споры по поводу его взглядов, то они в первую очередь касаются акиды. Рассуждают примерно так: если акида неправильная, то зачем изучать другие взгляды мыслителя? Моя тема не связана с вопросами вероубеждения. Я занималась изучением социально-политических взглядов Ибн Таймийи. Поэтому я не вправе давать оценку его богословским взглядам, хотя они не могут не прослеживаться в том числе и в его социально-политических сочинениях. Могу лишь сказать, что его мнение зачастую отличалось от мнения большинства его коллег. При этом он не менял свои взгляды в угоду общественному мнению, а оставался независимым мыслителем. Но я всегда подчеркиваю, что  при изучении его работ нужно очень внимательно смотреть на исторический контекст. Это верно для любого мыслителя, но для него особенно. Ибн Таймийа жил в кризисный для мусульманской общины период. С одной стороны, над ней нависла внешняя угроза - нашествие крестоносцев и монголов. С другой стороны, община была раздираема внутренними противоречиями, вызванными тем, что Ибн Таймийа называл еретическими нововведениями в религии и общественной жизни. Не случайно один из учеников Ибн Таймийи рассматривал его эпоху как конец времен, и считал что, если община не возвратится к следованию предписаниям Божественного Откровения, не будет слушать тех, кто обладает знанием, то наступит конец света. Ибн Таймийа не мог оставаться в стороне от происходящего, он ратовал за сплочение мусульман перед лицом как внешней, так и внутренней угрозы. Такая активная жизненная позиция правоведа и богослова нашла отражение в его проповедях и многочисленных трудах. И если в них встречаются достаточно жесткие высказывания или эти высказывания противоречат общепринятому мнению, то нужно попытаться понять, почему он об этом говорит и почему говорит именно так, а не иначе.

 

- Как Вы сами пришли к этой теме – изучению наследия Ибн Таймийи, результатом чего стала кандидатская диссертация «Религия и власть в учении Ибн Таймийи»?

 

- Во многом это стечение обстоятельств. Ибн Таймийа заинтересовал меня в первую очередь неоднозначностью мнения о нем. На Западе его биографию и наследие активно изучают уже достаточно давно, поэтому литературы на европейских языках относительно много. В то время как на русском языке серьезных научных трудов, посвященных исключительно этому правоведу, написано не было. Поэтому захотелось  узнать о нем побольше, разобраться, в частности, в его социально-политических взглядах.

 

- Арабские источники Вы привлекали?

 

- Да, конечно. Основным источником моего исследования является трактат Ибн Таймийи «Ас-Сийаса аш-шар'иййа фи 'ислах ар-ра'и ва-р-ра'ийа» - «Политическое управление на основе шариата: исправление правителей и подданных». Трактат не переведен на русский язык, в приложении к диссертации дан перевод некоторых глав этой работы. В качестве вспомогательного источника был использован труд Ибн Таймийи «Ал-Хисба фи-л-ислам», который переведен на английский язык и издан под названием: «Общественные обязательства в исламе: институт хисба». Сейчас я  обращаюсь к «Маджмуʽ ал-Фатава» - многотомному труду, стараюсь рассмотреть и другие работы Ибн Таймийи, чтобы сформировать более целостный взгляд на его наследие,  в частности лучше понять его отношение к суфизму. Примерно десять назад считалось, что Ибн Таймийа как представитель ханбалитской школы мусульманского права критически оценивал суфизм. Сегодня, при более глубоком изучении его работ, становится очевидным, что его взгляды на суфизм не столь однозначны. В частности, становится понятно, что он одобрял суфизм и аскетизм шейхов раннего периода развития ислама, ранних учителей в суфизме. Более критически он относился к поздним учениям. Ибн Таймийа поддерживал те положения суфизма, которые основываются на Коране и Сунне, и не противоречат шариату, а значит не могут, по мнению мыслителя, увести человека с истинного пути. В то же время он критиковал концепцию единства бытия (вахдат ал-вуджуд) Ибн Араби. Ибн Таймийа, как и всякий человек, имел право на свое мнение. Разница в том, что его мнение мало кого оставляло равнодушным, поэтому его интересно изучать. Интерес к жизни и взглядам Ибн Таймийи не угасает со временем, а скорее, напротив, возрастает год от года. А поскольку вокруг его имени существует множество противоречивых мнений, то лишь изучение оригинальных источников и работ авторитетных ученых поможет понять истинные взгляды шейха.

 

- Какие работы западных ученых Вам кажутся наиболее интересными?

 

- У Виктора Макари есть работа, посвященная социально-политическим и этическим взглядам Ибн Таймийи. Она называется, «Этика Ибн Таймийи. Социальные факторы». Джон Гувер написал книгу под названием «Теодицея бесконечного оптимизма Ибн Таймийи». В ней рассматриваются теологические положения теории шейха. Наиболее информативным и обширным трудом, посвященным изучению жизни и творчества Ибн Таймийи по-прежнему остается работа французского ученого Анри Лауста «Исследование социальных и политических доктрин Таки ад-Дина Ахмада ибн Таймийи». Кроме того, стоит назвать работу Ваэля Халлака «Ибн Таймийа против греческой логики» и «Политика, право и община в исламской мысли: вклад Таймийи» Овамира Анджума.

 

- Анна Игоревна,   Ибн Таймийа – автор более 400-т трудов. Какое место в этом богатейшем наследии занимают работы по социально-политическим вопросам?

 

- Естественно, у него много трудов по теологии, но  есть и немало работ, посвященных социально-политической проблематике. Например, «Маджмуʽ ал-Фатава» – «Собрание фетв» - это многотомное сочинение (в разных редакциях количество томов варьируется), но в этом сочинении содержатся ответы на самые разные вопросы. Мне представляется, что Ибн Таймийа был человеком широко мыслящим, стремящимся рассмотреть различные аспекты человеческой жизни. Тема халифата и его необходимости, безусловно, волновала Ибн Таймийю. Точнее даже не столько халифата, сколько тема правления в тех условиях, в которых он жил, потому что распад Аббасидского халифата вызывал к жизни новые политические теории.

 

- Следующим этапом Вашей научной работы должна стать докторская диссертация?

 

- Время покажет. Пока что я работаю над изучением различных аспектов научного наследия Ибн Таймийи. В частности, как я уже говорила, меня интересует его отношение к суфизму, а также к каламу и его основным школам: мутазилитской и ашаритской. Сам Ибн Таймийа, как свидетельствуют его труды, подходил к своим задачам со всей серьезностью, досконально изучая взгляды своих предшественников и критически осмысливая их высказывания. Такой же подход стоит применять и по отношению к его наследию.

 

Беседовала Ольга Семина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/43376/">ISLAMRF.RU: А.И. Маточкина: Ибн Таймийа заинтересовал меня в первую очередь неоднозначностью мнения о нем</a>