RSS | PDA | Архив   Суббота 4 Май 2024 | 1433 х.
 

Директор центра «Эрмитаж-Казань»: Выставка «От Европы до Китая» показывает взаимопроникновение, совместную жизнь разных культур

04.12.2008 17:43

14 ноября в центре «Эрмитаж-Казань» в Казанском Кремле открылась выставка «От Китая до Европы. Искусство исламского мира». В трехлетней истории центра - это пятая выставка, но впервые – международная, так как на ней представлены экспонаты не только из собрания Государственного Эрмитажа, но также из Лувра и Музея декоративного искусства в Париже. О выставке рассказывает руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская.

– Ольга Иосифовна, о выставке так долго и так много говорили, а как родилась ее идея?

– Это был август 2006 года, когда Михаил Пиотровский решил показать Международному Консультативному Совету (МКС) Эрмитажа свой филиал в Казани. (МКС образован в 1994 году, благодаря совместным усилиям Государственного Эрмитажа и ЮНЕСКО. Центр Эрмитаж-Казань открыт 28 августа 2005 года – прим.кор). Это пока единственный центр Эрмитажа на территории России, который действует постоянно в Казани, где выставляются только эрмитажные коллекции и действуют разные образовательные и лекционные программы, подготовленные сотрудниками Эрмитажа. Поэтому Михаил Пиотровский и решил показать центр своим коллегам.

В МКС входят директора ведущих мировых музеев – это Лувр, Британский музей, музеи Баварии, Галерея Уффици. Это цвет музейного сообщества. Они приехали в 2006-м году посмотреть Татарстан, Казань и то, каким образом Эрмитаж реализует здесь свою программу. У нас тогда демонстрировалась выставка «Вышивка Западной Европы XVI - начала ХХ веков» из собрания Государственного Эрмитажа.

В экспозиции было около двухсот предметов интерьера и костюмов. Выставка была очень завершенной и стильной. Я помню, как директор Лувра Анри Луаретт рассматривал французские вещи. Он сказал, что в Лувре такого качества вещей нет. Под качеством я имею в виду состояние сохранности. Сохранность была удивительной, многие вещи были, что называется, не надеванные, почти новые.

Члены МКС тогда путешествовали по республике, а заседали здесь, в центре, решали свои вопросы – сохранности, реставрации, популяризации коллекций. Тогда у Луаретта возник вопрос, как же Эрмитаж не боится сдавать свои вещи за более чем тысячу километров, это опасно. Михаил Пиотровский объяснил, что первую выставку Эрмитаж провел в Казани еще в 1997 году. Она называлась "Сокровища хана Кубрата". На ней были экспонаты из драгоценных металлов, уникальные вещи V-VII веков, представлявшие культуру булгар. И тут родилась идея – не показать ли Лувру свои экспонаты в центре Эрмитаж-Казань? Потом пришла идея показать предметы именно из исламских коллекций, потому что и в Лувре, и в Эрмитаже они прекрасны. Решили, что такая выставка должна быть. Два года шла ее подготовка. Вице-премьер правительства, министр культуры Татарстана Зиля Валеева вела переговоры в Париже. Конечно, каждый музей с опаской отдает свои вещи, тем более за три тысячи километров. Что там будет и как? Но международный проект все-таки осуществился.

Большая часть вещей на этой совместной выставке – из Государственного Эрмитажа, так как подобная выставка там уже была – она называлась «Во дворцах и шатрах. Исламская культура от Китая до Европы». На ней было больше экспонатов, чем у нас, в Казани. Но наша выставка обогатилась экспонатами из Лувра. Их немного, но, по словам Михаила Пиотровского, если выделить 5-10 наиболее значимых экспонатов нашей выставки, то те, что из Лувра, попадут в первую десятку. Они хорошо известны историкам и искусствоведам, которые изучают исламское искусство. То, что их можно увидеть воочию – это сенсация!

Например, Сен-Жосская плащаница никогда не покидала Лувра, Парижа, Франции. Она изготовлена в первой половине X века. Есть на выставке вещи XII-XIII веков. Национальный музей Татарстана также решил принять участие - это 10 вещей, достаточно поздние, XIX - начала XX века. Но выставку это не портит, а говорит о преемственности традиций в ювелирном искусстве мусульманских народов.

Кроме того, выставка показывает, что исламская культура – не закрытая, как ее пытаются представить. Она глубоко и разнообразно взаимодействовала с теми народами, которые ее окружали. Это и Китай, и Индия, и Испания, и естественно, русская культура. Мы уже показывали в 2005 году на выставке «Золотая Орда: история и культура» икону Богоматери из музеев Московского Кремля. Ее золотой оклад сделан в XIV веке из золотых пластин, на которых можно увидеть трудно читаемые арабские надписи, выполненные почерком, сходным с «насхом». Это взаимопроникновение, совместная жизнь культур и показаны на нашей выставке «От Европы до Китая». Это важно, потому что республика наша многонациональная.

Нас в школе еще учили, что в исламе запрещено изображение животных, человека. На нашей выставке много вещей, где можно убедиться, что это не так. Правда, нужна оговорка: эти изображения не связаны с религиозными действиями, обрядами.

На выставке есть замечательные предметы. Смешные ковры, которые делали в северной Индии для европейцев, у которых была мода на восточные вещицы. Есть изображения Адама и Евы – два смешных глазастеньких человека. Есть вещи наивные, есть глубокие. Выставка нелегкая для нас. Можно говорить о традиции, и ремесле, об обработке материала. Но чтобы о ней рассказывать, нужно знать основы ислама, его направления.

– Мусульманское искусство едино, на ваш взгляд, или оно имеет региональный характер?

– То, что оно едино, безусловно, потому что в основе лежит Коран, но местные традиции народов, которые приняли ислам, хотите вы этого или нет, четко проявляются. Персия, Турция, Испания – их искусство очень разное, но в нюансах, моментах, фрагментах. То есть мусульманское искусство едино и вместе с тем разнообразно.

– Наверно, нужна специальная подготовка, чтобы смотреть такую насыщенную по материалу выставку?


– Знаете, наверно, это мудрость Михаила Пиотровского и нашего президента Минтимера Шаймиева. Главное для них обоих - показать сокровища, которые связаны с жизнью, историей нашего народа. Начиная с 1997 года, в Казани прошло несколько выставок - «Сокровища хана Кубрата», потом была «Золотая орда: история и культура»», потом была выставка исламского искусства. То, что люди увидели на них, поменяло их сознание. Они поняли, что та же Золотая Орда – это не сборище разбойников, которые все громили, как говорила наша официальная история. Это была мощная империя и культурнейшая цивилизация. Потом была выставка «Полцарства за коня. Лошадь в мировой культуре». На ней было представлено искусство кочевнических империй, тех же алтайских племен, которых отличает величайшая культура в обработке металла, кожи. Если добавить к этому сюжетику, орнаментику, то мы получаем и своеобразное понимание мироздания. Так что всеми этими выставками наша публика уже была подготовлена к восприятию мирового исламского искусства.

– После открытия выставки состоялись лекции Анри Луаретта и Михаила Пиотровского.

– Да, это была лекция «Исламское искусство в Лувре и Эрмитаже». Называлась она, как видите, незатейливо. Зал у нас в центре на 100 мест, а пришло к нам 250 человек. Это было событие для города. Директор Лувра - не специалист по мусульманскому искусству, в отличие от Михаила Пиотровского, который «купается» в нем, он живет, он наслаждается этим искусством. Поэтому Анри Луаретт рассказывал о происхождении вещей, которые вошли в мусульманскую коллекцию Лувра. Это тоже очень интересно. Анри Луаретт посетил Елабугу. Он, как выяснилось, знаток поэзии Марины Цветаевой, любитель русской культуры, литературы. Он был потрясен тем, что в таком маленьком провинциальном городке 8 музеев. Возможно, это не последний приезд директора Лувра к нам в Казань. Он увидел, как мы храним и показываем вещи. Наш центр – один из самых оснащенных, температура, влажность, охрана, несколько рубежей защиты, витрины, самые лучшие в Казани. Думаю, поэтому Лувр впервые вывез вещи так далеко за пределы столицы. И вывезет еще.

Беседовала Людмила Жуковская

 

На фото с официального сайта Государственного историко-архитектурного и художественного музея- заповедника Казанский Кремль (сверху вниз):

Руководитель центра «Эрмитаж-Казань» Ольга Пиульская

Президент-директор музея Лувр Анри Луаретт, министр культуры Республики Татарстан Зиля Валеева, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский

Изразец (фаянс; полихромная роспись)

Экспозиция выставки

Кувшин (бронза (латунь), медь; литьё,ковка, гравировка, инкрустация)

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/6070/">ISLAMRF.RU: Директор центра «Эрмитаж-Казань»: Выставка «От Европы до Китая» показывает взаимопроникновение, совместную жизнь разных культур</a>