RSS | PDA | Архив   Суббота 4 Май 2024 | 1433 х.
 

Руфина Асадуллина: В будущем у нас появятся продолжатели традиций Томского общества мусульман-прогрессистов

18.12.2008 12:02

В канун праздника жертвоприношения в селе Эушта в пригороде Томска прошел конкурс чтецов Корана, организованный региональным Союзом татарской молодежи. Возглавляет общественное объединение студентка 5 курса Томского политехнического университета, будущий востоковед-переводчик Руфина Асадуллина. Сто лет назад в Томске широкую общественную деятельность среди мусульман также вела представительница прекрасного пола - публицистка, борец за права мусульманок Фарида Наврузова. Сегодня последовательница Ф.Наврузовой Руфина-ханум - гость портала IslamRF.Ru.

– Уважаемая Руфина! Обычно конкурсы чтецов Корана - прерогатива Духовных управлений, поэтому в первую очередь само собой возникает вопрос: как получилось так, что инициаторами конкурса стали представители общественной организации, а не религиозные деятели? Мне, например, сложно представить, чтобы в Тюмени или Екатеринбурге подобное мероприятие проводилось по линии национальной татарской или башкирской организации, а не Духовного управления мусульман. 
– Ситуация сегодня в Томске такова, что большую активность в области общественно-просветительской работы, в том числе религиозной, проявляет именно молодёжь, а не религиозные деятели. Причём это касается не только татарской молодёжи. Томск - город студентов. У нас много вузов, поэтому много и социально активной молодёжи. Много молодых людей самых разных национальностей собираются в обеих мечетях города для изучения основ ислама. 
Наша организация давно занимается общественной работой и у нас накопилось достаточно опыта в проведении таких мероприятий, как конкурс чтецов Корана. В прошлом году, например, мы также провели областной конкурс чтецов Корана, организовали выставку рисунков «Мечети мира глазами детей». Нашим ребятам нравится работать в этом направлении, они с удовольствием принимают участие в общественных мероприятиях. Нельзя сказать, что эти конкурсы - заслуга только Союза татарской молодежи. Нам всегда помогает и старшее поколение, в частности, неоценимую помощь оказывает бывший директор областного центра татарской культуры Юсуп Абдрашитов и его супруга Гаухар Абдрашитова. Помогают и представители национальных объединений других мусульманских народов. В свою очередь мы также оказываем содействие, если какая-либо национальная общественная организация выступает с инициативой проведения подобных массовых культурно-просветительских акций. И мы надеемся, что в дальнейшем наши духовные управления, имамы и религиозные лидеры будут проявлять больше активности в проведения общественно-значимых мероприятий. 
– Почему конкурс решили провести в Эуште, а не в самом Томске?
– Возрождение татарских сёл, работа с сельскими детьми, в том числе в плане обучения их нашей культуре и религии, - одно из ключевых направлений в работе Союза татарской молодежи. Так получилось, что у нас, альхамдулиЛлах, в последнее время появился положительный опыт работы с деревнями и с детишками из деревень. Мы наладили контакты с сельскими школами, регулярно приезжаем туда, занимаемся с детьми. Работа с детьми из деревень приносит хорошие результаты, поэтому хочется заниматься с ними и дальше. Они в свою очередь с нетерпением ждут наших приездов. Когда уезжаем, всегда спрашивают, когда мы приедем в следующий раз. Поэтому мы посчитали целесообразным провести конкурс чтецов Корана именно в Эуште. Этот вариант был наиболее оптимальным, потому что подвернулось хорошее помещение, кроме того нам предоставили бесплатный транспорт. Мы подумали: деревенские жители и дети очень рады, все-таки не каждый день проходят такие конкурсы в нашей глубинке. В дальнейшем можно будет проводить такие мероприятия и в других сёлах и деревнях, иншаАллах. 
– Вы довольны проведенной работой? Как прошел конкурс? Кто выступил его спонсором? Оправдало это мероприятие ожидания организаторов? 
– Да, машАллах, я довольна проделанной работой и результатами. Вы бы видели счастливые лица ребят! А сколько слов благодарности мы услышали от взрослых - местных жителей, которые пришли посмотреть на конкурс. В детской группе чтецов Корана было более двадцати участников. Все они очень хорошо подготовились к конкурсу, поэтому жюри было трудно определить победителей. В итоге пятеро участников удостоились призовых мест. Несколько огорчило минимальное количество участниц во взрослой женской группе, но в целом положительных моментов было намного больше. Спонсорами выступили татарские предприниматели из Томска – директор охранного предприятия «Набат» Амир Шарипов, а также Радиф Аплин, предоставивший бесплатно участникам конкурса автобус. Свои взносы для покупки подарков внесли и ребята нашей организации. Мы рады, что конкурс удалось провести интересно и с пользой не только для его участников, но и для многих жителей сел. 
– Село Эушта, где проходил конкурс, - древний центр сибирских татар (эуштинцев), вотчина князя Тоян Ермашетева, который четыре столетия назад направлял послов к царю Борису Годунову с челобитной о принятии российского подданства. Сохранились ли в Эуште какие-либо материальные следы прошлого? Действует ли музей? Что собой представляет вообще бывшая крепость князя Тояна? 
- Насколько мне известно, музея в Эуште нет. Материальные памятники сохранились, пожалуй, лишь в форме семейных архивов. Радует то, что многие жители Эушты разговаривают на родном языке, они сохранили многие народные традиции, народные промыслы. Но в целом село Эушта испытывает те же проблемы, что и большинство российских деревень на сегодняшний день, в том числе существует проблема алкоголизма. Налицо потеря духовных традиций и ценностей. Несмотря на то, что в селе есть мечеть, туда мало кто ходит. Нужны люди, которые могли бы нести знания об исламе жителям Эушты. Наш Союз планирует в дальнейшем вести культурно-просветительскую работу в этом селе. 
– Когда и по чьей инициативе был создан Союз татарской молодежи Томской области? Каковы основные направления его деятельности? Сотрудничает ли союз с областным татарским культурным центром при особняке купца Каримбая Хамитова? 
– Томское региональное общественное движение «Союз татарской молодёжи» было создано почти десять лет назад, в 1999 году. В следующем году у нас юбилей. Десять лет назад национальное общественное движение в Томске было на подъёме. Тогдашний директор областного центра татарской культуры Юсуп Абдрашитов часто ездил в Казань, знакомился с опытом работы тамошних общественных организаций. В те годы в Татарстане действовало немало молодежных организаций. Их опыт и решил использовать Юсуп Якубович. Именно по его инициативе удалось собрать томскую татарскую молодёжь. Организационное собрание проходило в особняке Каримбая Хамитова, где размещается областной центр татарской культуры. Поскольку данный центр является государственным учреждением при Министерстве культуры, необходима была независимая национальная общественная организация. К тому же, у молодёжи есть свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами старшего поколения. Среди первых активистов были Римма Махмудиярова, Ринат Пономарёв, Марат Биткинин и другие. За десять лет работы сменилось несколько председателей. В числе наиболее известных активистов хочется назвать Тимура Нуриахметова, Энвера Мударисова, Искандера Ахмедова, Зульфию Гайнутдинову, Эльмиру Миндиярову, Надира Джилкибаева, Нуритдина Райманова, Марата Асадуллина, Рустема Назметдинова, Надию Шайхутдинову. Тогда они были студентами, сегодня это уже взрослые состоявшиеся люди. Они не остаются в стороне от дел нашей организации и всегда помогают нам. 
Томский областной центр татарской культуры, согласно своей программе, больше профилируется по части народных танцев и песен. Там сейчас собрался хороший творческий коллектив из хореографов, композиторов и исполнителей народных песен, но мало ведётся духовно-просветительской работы. Вот мы и вынуждены были взять на себя эту роль. 
– Судя по старинным фотографиям Татарской слободы города, дореволюционный Томск был, пожалуй, самым преуспевающим центром мусульман Сибири. Сегодняшняя боль томских мусульман – Красная мечеть. Возвращенная мусульманам уже около десяти лет назад, она до сих пор стоит словно обезглавленная. Губернатор Виктор Кресс пытался восстановить мечеть, его обращение (увы, безуспешное) к королю Саудовской Аравии публиковали многие информагентства. А ведь когда-то томские «магометане» исключительно своими силами построили Красную мечеть, крупнейшую в Сибири и самую красивую. Недавно мой знакомый, сотрудник одного из исламских российских веб-сайтов, побывав в мусульманских организациях Томска, в частной беседе охарактеризовал ситуацию одним словом: «Болото!». Правда, он заметил, что молодежь пытается изменить ситуацию. Согласны ли вы с его определением и если да, то как, на ваш взгляд, можно повлиять на обстановку? Может, стоит возродить благотворительное общество мусульман-прогрессистов, которое успешно действовало в дореволюционном Томске, построило Красную мечеть?
– Вы правы, дореволюционная деятельность наших мусульман вызывает восхищение. Сейчас у нас, к сожалению, далеко не все так гладко. Но я бы не сказала, что все очень плохо. Я уже говорила, что большую активность в организации общественной работы проявляет именно молодёжь, которая в будущем и будет представлять и развивать томскую умму, и исправлять ситуацию. Надо только дать время молодежи окрепнуть, встать на ноги, чтобы среди них появились свои предприниматели, общественные деятели – продолжатели традиций Томского общества мусульман-прогрессистов. Для этого есть все предпосылки. Поэтому перспективным направлением я считаю создание как можно большего числа общественных духовно-просветительских организаций. Чем больше их будет создаваться, и чем большую общественную активность они будут проявлять, тем лучше. Благо, законы нашего государства позволяют нам это делать. Необходимо расширять сферу сотрудничества, работать не только с мечетями, но и с другими общественными институтами: школами, университетами, с другими общественными объединениями, с деревнями и сёлами, со СМИ. Создавать свои собственные информационные средства и т.д. Думаю, что так можно повлиять на ситуацию. Надеюсь, что со временем у нас в городе сложатся благоприятные политические и экономические условия для восстановления Красной мечети. 
– Кто они - мусульмане Томской области? Сколько в регионе мечетей? Как обстоит дело с исламской инфраструктурой? Работают ли магазины, так называемые «халяльные» кафе? 
– Основное мусульманское население Томской области составляют коренные татары. В последние годы умма пополнилась за счет мигрантов из среднеазиатских республик. Немало у нас и представителей кавказских национальностей (чеченцев, дагестанских народов). Есть немного арабов, курдов (в основном студенты), есть немного русских мусульман. 
В городе две мечети, обе дореволюционной постройки, – Красная и Белая. Недавно открылся мусульманский храм в селе Барабинка, есть мечеть в Эуште (здесь строится и вторая), в селе Чёрная речка еще не достроена. Осенью началось строительство мечети в селе Тахтамышево. Вместе со строящимися получается, что семь мечетей.
Исламская инфраструктура оставляет желать лучшего. Нет магазинов и отделов по продаже товаров для мусульман. Различную продукцию реализуют только частные лица (но не регулярно). 
Есть несколько кафе восточной кухни, которые позиционируют себя как халяльные, но в целом инфраструктура развита очень слабо. 
– В заключение несколько слов о дальнейших планах Союза татарской молодежи. 
– В планах – создание отделений Союза татарской молодежи в районах Томской области. Мы продолжим культурно-просветительскую деятельность, будем искать новые пути по распространению знаний о культуре и религии, расширять сотрудничество с деревнями и сёлами, участвовать в организации массовых общественных мероприятий по популяризации ислама и татарской культуры. ИншаАллах.

Беседовал Калиль Кабдулвахитов

На фото автора: председатель Союза татарской молодежи Томской области Руфина Асадуллина

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/6315/">ISLAMRF.RU: Руфина Асадуллина: В будущем у нас появятся продолжатели традиций Томского общества мусульман-прогрессистов </a>