RSS | PDA | Архив   Пятница 3 Май 2024 | 1433 х.
 

Мы хотим ввести искусство Татарстана в ареал мусульманского мира - заместитель директора Государственного Музея изобразительных искусств РТ

15.01.2009 18:28

«Шедевры мусульманского искусства» - так называется выставка, которая завершает свою работу в Казанском Кремле, в художественной галерее «Хазинэ». На ней можно было увидеть более ста прекрасных произведений декоративно-прикладного искусства XVII-XX веков Турции, Ирана, Индии и Восточного Туркестана. Большинство этих произведений впервые выставлялось за пределами Москвы. Их предоставил Казани Государственный музей искусства народов Востока, который совместно с Государственным Музеем изобразительных искусств Республики Татарстан и организовал чудесную выставку. Екатерина Петровна Ключевская, заместитель директора музея по научной работе, кандидат искусствоведения, ответила на вопросы нашего корреспондента:

–- Екатерина Петровна, в Казани впервые совместными усилиями двух музеев проведена замечательная выставка «Шедевры мусульманского искусства». Чем это вызвано?


–- Вызвано это тем, что в 2005 году, когда Казань отмечала свое 1000-летие, было принято решение о музеефикации комплекса Казанского Кремля, и на его территории была открыта Национальная художественная галерея, которая объединила национальные коллекции искусства Татарстана. Создался центр изучения, хранения, пропаганды искусства Татарстана. Наверно, излишне говорить, что Татарстан и Музей изобразительных искусств обладает крупнейшей в мире коллекцией национального татарского искусства. Именно тогда, когда была создана галерея, руководство музея приняло решение сделать его центром не только татарского искусства, но искусства Востока в целом. Парадоксальным образом музей искусства народов Востока никогда не экспонировал свои коллекции в Казани. Между тем, традиции ориентализма в Казани давние и весьма примечательные: это восточный разряд Казанского университета, собирание восточных коллекций, открытие музея этнографии в Казанском университете, в 1920 году - организация и создание первой выставки искусства народов Востока, которая объединила Китай, Ближний, Средний и Дальний Восток. Тогда и возникла мысль о создании музея Востока именно в Казани. То есть мысль эта не нова. Это намерение по понятным причинам реализовано не было. А на настоящем этапе руководство нашего музея ставит перед собой такую цель – не создание музея, а консолидация культурных движений восточного направления именно у нас в галерее. Два года шли переговоры об устройстве выставки, и мы ее получили. Выставка чудесная. Говорить о приоритетах я бы не стала, потому что она настолько нова и неожиданна для казанского зрителя, что ставить какие-то акценты было бы неправильно. Выставка впечатляет свей целостностью и разнообразием. Это и Восточный Туркестан, и уйгурские ковры, и Иран, и Турция. Открытие показало, что востребованность в таких выставках чрезвычайно высока. У нас были представители консульств Ирана, Турции, вся культурная общественность Казани, все, кому небезразлично искусство Востока. Мы выражаем надежду на сотрудничество с музеем Востока и дальше. В наших планах выставка искусства Индии в 2009 году. Хотим показать казанскому зрителю еще и индийскую коллекцию.

–- Почему в качестве основного экспоната выставки «Шедевры мусульманского искусства» был выбран именно ковер?

– Его место чрезвычайно велико, оно особенное. Это, пожалуй, один из древнейших видов искусства на Востоке. Любой другой вид искусства не концентрирует в себе и не выражает тот пласт идей, эстетических переживаний, образов, которые свойственны искусству Востока. В то же время у нас было желание показать именно эту выставку, потому что искусство Востока очень многие привыкли ассоциировать с нефигуративным искусством, а эта выставка показывает нам, насколько Восток в своем декоративно-прикладном искусстве интенсивно осваивал образы мира – мира природы, мира животных, а не только орнамента. Это тоже одна из особенностей выставки. Образный мир этого искусства очень многопланов и, конечно, символичен. Искусство Востока вообще достаточно канонично, его образная структура выстраивается из ряда смысловых пластов, и это потрясает. Выставка отвечает и на вопрос о школах. Здесь совершенно четко выделяется иранские ковры, Восточный Туркестан, уйгурская школа. Даже не специалист сразу ощущает принципиальную разницу между техникой, образным строем, красочной гаммой.

– А в Государственном Музее изобразительных искусств РТ есть искусство зарубежного Востока?


– Вы знаете, есть, но очень небольшая коллекция. Это, прежде всего, графическая коллекция, она сейчас реставрируется в Москве и пока еще не показывалась широкому зрителю. Сложилось так, что в связи с переводом восточного разряда Казанского университета в Петербург туда была переведена и значительная часть коллекции. Казань в этом смысле кое-что потеряла. Но мы намерены сейчас работать и в этом направлении по комплектованию коллекции. У нас в галерее уже прошла выставка Королевства Саудовская Аравия в рамках дней культуры КСА в 2007 году. В принципе, мы хотели бы показать Восток во всей его полноте – не только мусульманский Восток, но и Дальний Восток. Это дело будущего.

– Сотрудничество с Музеем искусств народов Востока – это ваша целевая установка?


– Да. Потому что мы хотим ввести искусство Татарстана в ареал мусульманского мира. Мы надеемся, что подобные выставки дадут дополнительный импульс развитию декоративно-прикладного искусства Татарстана.

– А как вообще искусство татарского народа представлено в вашем музее?

– Искусство Татарстана особенно интенсивно стало развиваться в советское время, после 1917 года. В Казани прошла первая Государственная выставка, организованная московским Наркомпросом. В нее вошло огромное количество работ местных художников того времени. Она положила начало формированию местной коллекции. Сейчас эта коллекция значительно выросла, она включает все виды искусства – и живопись, и графику, и скульптуру, и декоративно-прикладное искусство. Искусство Татарстана – это одна треть наших музейных коллекций, а они составляют более 25 тысяч музейных экспонатов. Мы стараемся формировать коллекцию таким образом, чтобы она давала представление обо всех этапах развития искусства Республики. Три этажа галереи «Хазинэ», большие экспозиционные площади позволяют это делать. Мы экспонируем галерею народного художника СССР Хариса Абдрахмановича Якупова, первого академика в татарской живописи. Экспонируем послевоенное, современное искусство. Конечно, творчество Николая Фешина (1881-1955), который оказал огромное влияние на становление профессионального искусства в Татарстане. В 2007 году была проведена большая выставка Баки Идрисовича Урманче (1897-1991), одного из основоположников национального татарского искусства. Она позволила по-новому оценить его художественное наследие.

Беседовала Людмила Жуковская

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/6663/">ISLAMRF.RU: Мы хотим ввести искусство Татарстана в ареал мусульманского мира - заместитель директора Государственного Музея изобразительных искусств РТ</a>