RSS | PDA | Архив   Пятница 17 Май 2024 | 1433 х.
 

«Ради спасения души старайся жить так, словно умрешь завтра…»

16.02.2009 19:04

  (Интервью с директором мемориального музея Ризаэтдина Фахретдина Дилярой Гимрановой)

 

В 1995 году в присутствии президента Республики Татарстан  Минтимера Шаймиева в деревне Кичучат Альметьевского района Татарстана был открыт мемориальный музей Ризаэтдина Фахретдина, 150-летие со дня рождения которого сейчас отмечается различного рода научными и богословскими конференциями, изданием книг, дисков и даже почтовых конвертов. 

 

В деревянном доме, который был построен еще в 30-е годы на основании дома имама Фахреддина, разместились 5 экспозиционных залов музея. Перед домом стоят сосны, посаженные родителями выдающегося просветителя, историка, педагога, ученого, муфтия.

 

«Ради спасения души старайся жить так, словно умрешь завтра, занимайся земными делами так, словно собираешься прожить тысячу лет. Эти слова Ризаэтдина Фахретдина стали девизом моей жизни», - призналась директор музея Диляра Гимранова:

 

– Диляра, помимо руководства музеем, вы являетесь аспиранткой Института языка, литературы и искусств АН РТ. Какова тема будущей диссертации?

 

– Я окончила Казанский университет культуры и искусств. Потом мне предложили продолжить тему дипломной работы, которую я писала по наследию Ризаэтдина Фахретдина. Я не долго думала и пошла в Институт языка, литературы и искусств АН РТ, поступила в аспирантуру и сейчас работаю над темой «Проблемы женской эмансипации в трудах Ризаэтдина Фахретдина». На мой взгляд, наследие этого деятеля - необъятно. К нам в музей часто приезжают ученые – кто-то изучает его научное наследие, кто-то - его деятельность как муфтия, еще кто-то его публицистику. А нам, сотрудникам музея, нужно знать о нем все: что он писал, чем интересовался, как он добивался своих целей, какие препятствия были на его пути. Порой задают вопросы неожиданные, а нам нужно дать ответ.

 

– А как Вы стали директором музея?

 

– Сначала я была хранителем фондов, узнала их все. Поначалу музей был не так уж богат материальными ценностями. Комплектование велось по профилю этнографического музея, а не мемориального. Потом я познакомилась с родственниками Ризаэтдина Фахретдина, его внуком, близкими, которые проживают в Казани. Часто переписывалась с Москвой. Эта переписка и личные встречи дали результаты. Мы сейчас ведем и научно-исследовательскую работу, и культурно-просветительскую. Хотим показать все эпизоды его жизни.

 

– За это время фонды пополнились?

 

– Да, пополнились и существенно. После долгих переговоров с  внуком Ризаэтдина Фахретдина из домашнего архива нам были переданы 500 единиц хранения. Их долгие годы хранила дочь ученого, Асма. Никому их не доверяла, но мы, в конце концов, получили их для нашего мемориального музея. Это и рукописи, и книги. В том числе произведения русских классиков: Лермонтова, Толстого, 1913 года издания. Очень интересный фонд фотографий 1899 года. Фотографии семьи, отдельно детей. Ризаэтдина Фахретдина очень поддерживала жена. Он в своих трудах подчеркивал: если человек стал незаурядным деятелем, то первый, кто его должен поддерживать, это жена. Ее звали Нур-Джамал. Она посвятила себя семье, а он больше занимался наукой. У них было восемь детей. Двое детей умерли в младенчестве, и Ризаэтдин Фахретдин сам похоронил их. Габдурахман – старший сын, в годы работы Ризаэтдина в Оренбурге он был правой рукой отца, постоянно ему помогал. Второй сын пошел по агрономической части. Потом шли Абдерашид, Зейнаб, Сагит и самая младшая дочь – Асма. Она и сохранила архив отца. После 1936 года, уже после смерти Ризаэддина Фахреддина был арестован его старший сын. В 1937 году он был расстрелян. Место его захоронения неизвестно. Второй сын также был репрессирован, в 1938 году он умер в тюрьме. В 1944 году умер Сагит, и только после этого скончалась от рака мать. Она была копией той женщины, которую описывал в своих трудах Ризаэтдин Фахретдин. Воспитанная жена и мать.

 

– Вы сказали, что ваша научная работа посвящена проблемам женской эмансипации в трудах Ризаэтдина Фахретдина. Этой теме он уделял много внимания?

 

–Он говорил, что девочку надо воспитывать с младенчества как будущую мать. Сегодня многие женщины становятся похожими на королев. Кто-то уходит в бизнес, делает карьеру. Многие женщины забывают о том, что главное их назначение - быть матерью. Именно с нацеленностью на это, по мнению Ризаэтдина Фахретдина, должна воспитываться в семье девочка. В детстве она играет с куклами, но потом она про них забывает. И думает: зачем рожать детей, портить свою красоту?! У Ризаэтдина есть работа «Воспитанная мать». В ней даются наставления – какой должна быть женщина в семье, как она должна повышать авторитет своего мужа. Он рассматривал все до мелочей. Он считал, что мужчину делает женщина, она превозносит своего мужа и перед детьми, чтобы они гордились им, и перед посторонними.

 

– Поражает широта научных интересов и изысканий этого человека!

 

– Поэтому я и сказала, что его наследие необъятно. Выходец из татарской глубинки, обучавшийся в самом заурядном сельском медресе, лишенный возможности поступить в столичные заведения, благодаря своим выдающимся способностям, прилежанию, он самоучкой стало одним из самых эрудированных людей своего времени. Он ежедневно отправлял по 10 писем. Причем среди его адресатов были ученые Австрии, Бельгии, Испании, Китая, Германии. А если вспомнить его жизнь… В течение 20-ти лет Риза Фахретдин учился и преподавал в медресе деревни Нижние Шельчелы. В своих воспоминаниях он напишет, что дети должны знать арифметику, геометрию, историю. Он четко говорил, что дети должны знать русский язык. Он сам не обучался в русской школе, но выучил русский язык самостоятельно. Говорил: если мы живем в России, то ее язык должны знать. Он – автор многотомного историко-библиографического исследования «Асар». В нем содержится около тысячи жизнеописаний деятелей мусульманской культуры, в том числе связанных с Россией. Он проводил многие часы в архиве ОМДС в Уфе и говорил по воспоминаниям дочери: «Если кто-нибудь понаблюдает за мной со стороны, то скажет: что за богатство ищет Риза Фахретдин. Наверняка там есть клад, и он пытается его найти. Однако для меня узнать верные даты рождения и смерти трех-четырех ученых для книги «Асар» дороже, чем ведро золота». Как фактограф Риза Фахретдин остается непревзойденным ученым в истории татарской науки. В Оренбурге в течение 10 лет он работал редактором и издателем журнала «Шура». Его первый номер вышел 10 января 1908 года, последний – в конце декабря 1917 года. Всего было издано 240 номеров журнала. На его страницах Ризаэтдин Фахретдин опубликовал более 700 своих статей по философии, педагогике, истории. Он говорил: «Любая нация, претендующая на равноправное существование, должна знать и помнить свое прошлое, изучать свою историю». В годы его работы в Оренбурге в его дом пришла жандармерия и на двух повозках увезла его труды. Они исчезли бесследно. При жизни Риза Фахретдин издал 138 книг. Его труды хранятся в Уфе, Санкт-Петербурге, и они требуют изучения.

 

– С именем этого человека связано также важное событие в истории российской уммы, я имею в виду участие делегации мусульманского духовенства во главе с муфтием Ризаэтдином Фахретдином в работе первого Всемирного мусульманского конгресса в Мекке в 1926 году.

 

– У нас в музее хранится поднос, подаренный королем Саудовской Аравии Ризе Фахретдину. Он был в гостях у короля. В честь того, что Ризаэтдин Фахретдин был избран вице-президентом конгресса, сам король преподнес ему подарки, в том числе и поднос с серебряными ручками. Его передал в музей родственник муфтия. Документ о том, что он был избран вице-президентом конгресса, отпечатан на трех языках – английском, французском и русском. Он также хранится в музее. Говорят, что есть и на арабском. Риза Фахретдин был известен в мусульманском мире благодаря журналу «Шура». Его выписывал весь исламский мир. Мы недавно встречались с нашими коллегами в Финляндии. Они сказали, что у них в Национальной библиотеке хранятся все 240 номеров журнала. Такая же ситуация в Бельгии, например. Журнал изучают в исламских странах. К нам часто приезжают ученые из Анкары, там труды Ризы Фахретдина преподаются.

 

– В музей приходит много посетителей?

 

– Мы никого в музей за руки не тащим. Даже в нашей деревне есть люди, которые ни разу там не были, только в детстве, когда в школе учились. Но люди же должны идти в музей с интересом. Некоторые считают, что музей - это скучно. Но те, кто к нам приходит, говорят: «Мы душевно обогатились, как будто попали в другой мир». 

 

– А планы какие у музея?

 

– В нынешнем юбилейном году мы планируем собрать всех родственников Ризы Фахретдина, которые отмечены в генеалогическом древе. Всего их - 695, из них живы половина. Одна из родственниц ученого живет в Австралии. Если хотя бы сто человек к нам приедет, будет здорово. Мы хотим это сделать предстоящим летом, в конце июня. Еще при жизни Ризы Фахретдина его семья, его родственники всегда собирались в его доме, читали намаз и Коран. Мы хотим возобновить эту традицию.

 

Беседовала Людмила Жуковская

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/7185/">ISLAMRF.RU: «Ради спасения души старайся жить так, словно умрешь завтра…»</a>