RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Рамзан Кадыров: пора становиться партнерами

08.10.2007 19:26

22 августа в Гудермесе состоялся Международный миротворческий форум «Ислам — религия мира и созидания», посвященный памяти первого президента Чечни Ахмата Кадырова.

Для участия в форме были приглашены более 200 религиозных деятелей из 12 стран мира. Всем участникам было отрадно наблюдать, как Чечня постепенно сбрасывает с себя бремя войны, заново отстраивается. Чеченский народ заново осмысляет свое прошлое и задумывается о будущем. Люди осознают, что в XXI веке духовная составляющая важнее, чем материальная. В Грозном уже сейчас восстанавливаются церкви, мечети, синагоги. Обо всем этом в эксклюзивном интервью газете «Медина аль­Ислам» рассказывает президент Республики Чечня Рамзан Кадыров.

— Расскажите, как лично вы восприняли веру от своего отца Ахмат­хаджи и как осуществляете его заветы?

— Бисмиллах иррахмани ррахим! Мой отец, как и мой ныне здравствующий дед, был глубоко и искренне верующим человеком. Вся атмосфера в нашей семье была пронизана верой во Всевышнего Аллаха. Естественно, что веру мы впитали с ранних лет.

    Что касается заветов моего отца, то весь смысл последних лет его жизни сводился к одному: вывести чеченский народ из той трясины, в которую его загнали ичкерийские вожди. Сделать народ свободным, счастливым, быть наравне с другими народами России — это был главный смысл и завет всей его деятельности. Этот же завет стал основным смыслом и моей жизни. Так что все, что ни делается позитивного в нашей республике, это и есть претворение его мечты в реальность. Жить так, как мы жили, вернее, существовали последние пятнадцать лет, было уже невозможно. Мы доказали, что умеем воевать, теперь настала пора быть хорошими, надежными соседями и партнерами нашим соседям и народам России. В этом направлении сделано уже немало, но предстоит сделать гораздо больше.

— Вы заявили, что построите в Чечне необходимое число православных храмов. Какова ваша мотивация такого решения как мусульманина и гражданина?

— Строительство православных храмов обусловлено просьбой прихожан. Это идет в русле республиканской программы по возвращению в Чеченскую Республику представителей русскоязычного населения, выехавших отсюда в период кризиса.

    Что касается мотивации, то это мое решение и как мусульманина, который должен с уважением относиться к представителям других вероисповеданий, и как гражданина, возглавляющего субъект РФ, в котором все граждане, независимо от их религиозного мировоззрения, имеют одинаковые конституционные права.

Некоторые люди из числа православных пытаются создать культ нового святого — солдата Родионова, убитого в Чечне якобы по религиозным мотивам. Это может быть откровенно античеченский и антимусульманский культ. Как этого избежать?

— Создавать культ нового святого, безусловно, дело самой церкви, и никто не в праве вмешиваться в ее дела. Тем не менее, если вспомнить историю России, то ее последний император Николай II, расстрелявший многотысячную мирную демонстрацию в 1905 году, был причислен после своей гибели вместе со своей семьей к лику святых. Мне кажется, мнение православных россиян было неоднородным. Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, — это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил. Эти так называемые борцы за веру не знали или не хотели знать то, что в Исламе недопустимо принуждать человека к своей вере под угрозой жизни. Это должен быть добровольный, глубоко осознанный шаг. Поэтому я не считаю, что будет, как вы говорите, «откровенно античеченский» и тем более «антимусульманский культ». Впрочем, могут найтись и такие, кто не прочь размахивать именно такими лозунгами.

— По вашей инициативе возводится много мечетей. Но для Аллаха все же важнее люди, состояние их сердец. А для государства важны практические дела мусульман. Приверженцам других вероисповеданий нужны добрые и надежные соседи. Как вы намерены созидать в человеческих сердцах, а не только класть кирпичи?

— В республике строится много мечетей не для количества. Они возводятся по пожеланиям самих верующих, часто за счет собственных средств. Сюда приходят не просто отдать свой долг — совершить намаз. Мечеть становится местом, где обсуждаются те или иные проблемы нашего общества, с которыми сталкиваются люди повседневно. В них не собираются люди со злым умыслом. Я уверен, что у тех, кто часто посещает мечеть, открытые сердца. А такие люди будут всегда добрыми и надежными соседями приверженцам любых религий.

— Что дал недавний визит в Чечню глав посольств мусульманских стран из Москвы? Какие завязаны проекты, обмены, в каких сферах?

— Этот визит внес новизну прежде всего в политическом аспекте, так как впервые за всю историю нашей республики ее посетили представительные делегации из более чем двадцати мусульманских стран мира. Дипломаты воочию убедились в происходящих позитивных изменениях в Чеченской Республике. Не секрет, что некоторые из этих стран поддерживали морально (и не только) незаконные бандформирования, воюющие якобы под флагом борьбы за веру. Думаю, что после увиденного они пересмотрят свои позиции. Ознакомительный характер визита открыл глаза и всему исламскому миру на реалии сегодняшних процессов по возрождению Чеченской Республики. Судя по отзывам дипломатов в приватных беседах и вполне положительным материалам в СМИ, можно сказать: наша цель достигнута.

— Ваши личные впечатления от уникального события — вместе с королем Саудовской Аравии совершали омовение Каабы. Это великая честь!

— Вы верно отметили: великая честь. Я был потрясен увиденным. Вы меня простите, но рассказать об увиденном я просто не смогу. Слишком много эмоций. Могу сказать одно — я счастливый человек.

— На протяжении как минимум 15 лет в России складывался отрицательный образ чеченца. Возможно ли это когда­нибудь поправить? Ведь сложившиеся стереотипы очень живучи и передаются буквально с молоком матери…

— По этому поводу вспоминаются слова из стихотворения Лермонтова «Колыбельная». Там есть такие строки: «Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал». Вот такими страшилками питали общественное мнение о чеченцах последние полтора десятка лет. И в этом, надо признаться, авторы таких политических заказов весьма преуспели. Я не считаю, что должен объясняться по каждому поводу. Ведь что только ни случится, сразу начинают искать чеченский след. Главное для них — привлечь внимание. Нам сейчас не до этого. Кто хочет узнать о нас — пусть приезжает и увидит все собственными глазами, пообщается с людьми — не только с чеченцами, но и представителями других национальностей. Убежден, мнение у них будет отличаться от созданных стереотипов.

— Кажется ли вам целесообразным налаживание сотрудничества с российскими мусульманами?

— Я обеими руками «за». Это может пойти на общую пользу. За прошедшие годы региональные духовные управления мусульман России сделали значительные шаги в изучении актуальных проблем Ислама. Это может помочь ДУМ Чеченской Республики в приобретении имеющегося опыта, в том числе в приобретении современных книг по Исламу. В свою очередь мы можем поделиться опытом противодействия религиозному экстремизму и международному терроризму. Руководство республики готово расширять и углублять отношения со всеми национально­культурными автономиями всех регионов России. Думаю, в организации встречи нет особых проблем. В целях организации этой встречи можно просто связаться с ДУМ ЧР.

— Крайне важна сейчас идея Совета улемов как объединения настоящих ученых в Исламе. Ведь очевидно, что созданные в большом количестве ДУМы и муфтияты выполняют лишь хозяйственно­административные задачи. Этого мало. Умма России нуждается в едином центре, где алимы формируют реакцию на сложные явления современности и достойно представляют мусульман в отношениях с федеральным центром. Каким образом Чечня и вы лично можете способствовать этому позитивному плану?

— Вы затронули очень важную тему. Я поддерживаю идею создания Совета улемов. Могу пояснить. Дело в том, что наряду со многими известными богословами в последнее время появилось немало псевдоученых, которые интерпретируют Коран и сунну Пророка (мир Ему). Мы имеем горький опыт, когда 20­летние юнцы в мечетях призывали к джихаду для достижения личных и политических амбиций. Надо признать, что часто они находили благодатную почву среди неокрепших умов. Поэтому необходимо создание такого Совета, в который вошли бы ученые люди с незапятнанной репутацией и авторитетом среди мусульман. Он должен выработать общую стратегию для всей мусульманской уммы России.

    Касательно несвойственных функций ДУМов и муфтиятов, — здесь тоже необходимо навести порядок. Пусть хозяйственники занимаются своими прямыми обязанностями, не вмешиваясь в духовную жизнь. Духовное управление мусульман de jure отделено от государства, но de facto, без преувеличения, выполняет обязанности многих ведомств. Обращений на самом деле предостаточно, по большей части это вопросы быта, семейных отношений, примирение кровников и т. д.

    Пользуясь, случаем хочу в свою очередь пожелать всем российским мусульманам мира и процветания в каждой семье. Иншааллах!!

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/825/">ISLAMRF.RU: Рамзан Кадыров: пора становиться партнерами</a>