RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

«Мы объединены одной историей»

15.10.2007 16:35

Все, что происходит в регионах Приволжья, отслеживается аппаратом полпредства. Не ускользает от внимания этого института и жизнь мусульманского сообщества. На самые наболевшие вопросы приволжских мусульман полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов ответил в эксклюзивном интервью нашей газете.

— Башкирия отмечает в этом году 450­летие вхождения в состав Российского государства. Причем некоторые утверждают, что оно было «добровольным» (кавычки редакции), а другие — «результатом покорения» (кавычки редакции). Ваше видение ситуации в развитии от средневековья в век XXI: откуда и куда движется республика?

— История, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Но она, скорее всего, не терпит и наклонения повелительного: попытки жестко и императивно расставить акценты в событиях, отделенных от XXI века несколькими столетиями, не зная достоверного исторического контекста, особенностей геополитики той эпохи, состояния народного менталитета, обречены на неуспех. Зато можно утверждать другое: благодаря взаимодействию славянской, тюркской, финноугорской цивилизаций на территории современной России образовалась уникальная мультинациональная сущность, обеспечившая всем вошедшим в ее состав народам беспрецедентные условия для произнесения своего слова в мировой истории.

    Сегодня Башкирия — неотъемлемая часть современной России, один из регионов, которые формируют ее облик. Это самый крупный мусульманский регион Российской Федерации. Помимо такого наиважнейшего культурологического аспекта, Башкирия обладает и мощнейшим экономическим потенциалом.

    Исторический выбор, который сделали предки современных башкир в XVI веке, оказался по­восточному мудрым и по­западному точным. Это вселяет уверенность в том, что и в дальнейшем этот регион будет успешно развиваться в составе Российской Федерации.

    Не случайно в соответствии с Указом президента РФ В. В. Путина торжествам, посвященным 450­летию вхождения Башкирии в состав Российского государства, присвоено федеральное значение.

— Фонд поддержки развития институтов гражданского общества ПФО открыл сайт «Мусульмане Поволжья». Вы провели Форум исламской молодежи в Казани. Однако скептики говорят, что пробуждение интереса к нуждам мусульман — временное и обусловлено лишь предвыборной агитацией…

— Это в корне неверно. Во­первых, я бы не стал разделять граждан России по религиозному, национальному или каким­либо другим признакам. Все граждане равны. Это зафиксировано в Конституции Российской Федерации.

    Во­вторых, мы исходим из того, что жизнь выборами не заканчивается. Нельзя измерять время «скачкообразно» – от одних выборов к другим. При таком подходе эффективность власти ставится, мягко говоря, под вопрос. Нам следует мыслить принципиально по­другому, исходя из долгосрочных стратегических интересов государства и, самое главное, граждан нашей страны.

    Поэтому все упомянутые вами и многие другие проекты носят именно долгосрочный, стратегический характер, рассчитанный на долгие годы вперед. Мы отлично понимаем, что для реализации этих проектов необходимы как системная работа и управление, так и — в гораздо большей степени — инициатива гражданского общества. Начало этому сотрудничеству положено.

— У многих нерусских народов Поволжья до сих пор нет своих национальных систем образования и воспитания молодежи. Причем в 20­е годы прошлого столетия такие системы были. Почему в многонациональной Российской Федерации по­прежнему не решена эта проблема?

— Вопрос, который вы затронули, действительно объемный и сложный.

    В первую очередь надо исходить из единства образовательного пространства нашей страны. Существуют базовые федеральные стандарты. Специфику того или иного субъекта РФ определяет так называемый «региональный компонент». Вкупе они закладывают основы современного образования.

    Вместе с тем проблем в этой сфере действительно много. Таких, например, как вопрос о соотношении федеральных и региональных образовательных программ, разделении светского и духовного образования.

    Можно, конечно же, сослаться на долгие годы «воинствующего атеизма» в нашей стране, что тоже справедливо. Однако не вызывает сомнения то, что школьные программы нуждаются в существенном усилении воспитательного элемента, и важной его составляющей должна быть традиционная культура.

    Сейчас происходит становление системы образования и воспитания молодых людей с учетом специфики региона их проживания или религиозной принадлежности. Государство уделяет этому большое внимание. Министерство образования и науки РФ совместно с Администрацией президента РФ разрабатывают программы развития исламского религиозного образования в нашей стране. Не остается в стороне и аппарат полномочного представителя президента РФ в ПФО. Мы намерены проводить такую работу и дальше.

    Я уверен, постепенно совместными усилиями мы достигнем положительных результатов в этой сфере.

— Значительная часть государств Шанхайской организации сотрудничества — мусульманские по своим корням и культуре. Как строятся отношения с ними у государственных, научных, религиозных и бизнес­структур ПФО?

— Прежде всего, хочу напомнить, что Шанхайская организация сотрудничества — достаточно молодая структура, и создавалась она в первую очередь для решения вопросов безопасности, стабильности и поддержания мира в регионе. Это было наглядно продемонстрировано в ходе последнего заседания ШОС в августе нынешнего года, когда представительная делегация глав государств и правительств посетила совместные антитеррористические учения «Мирная миссия — 2007» в Челябинской области.

    Вместе с тем экономические вопросы в современном мире вряд ли можно отодвинуть на второй план. У России в целом и, конечно, регионов Приволжского федерального округа со странами ШОС существуют обоюдные экономические интересы, тем более что наш округ в силу своего географического положения граничит с активным участником этой организации — Казахстаном.

    С большим успехом, по нашей оценке, прошла презентация экономики регионов ПФО в КНР в ноябре 2006 года. Активное взаимодействие аппарат ПФО осуществляет с российско­арабским деловым советом и рабочей группой стратегического видения «Россия — исламский мир».

    Мы будем по мере возможностей стремиться к развитию и экономических, и политических, и гуманитарных программ со странами ШОС. Тем более что они наши ближайшие соседи.

— Демографическая карта России неизбежно меняется в сторону уменьшения славянского населения и роста традиционных исламских этносов, а также растущей миграции, прежде всего из исламских стран СНГ. Как по­государственному справиться с возникающими на этом фоне процессами: вспышками ксенофобии, нелегальной миграцией и трудоустройством, преступностью, дис­пропорциями в менталитете, языке, образе жизни?

— На мой взгляд, уровень межнационального напряжения зависит по крайней мере от трех составляющих. Первое — это благосостояние народа, второе — уровень социальной справедливости, третье — уровень культуры. Если с этими составляющими все в порядке, никаких выплесков экстремизма не наблюдается. А когда один из компонентов «проваливается», образуются маргинальные группы — скажем, среди безработной молодежи с низким уровнем общей культуры. Так что в общем виде рецепт прост: нужно каждую часть этой «формулы» подтягивать на необходимый уровень. Но, безусловно, важным фактором должно служить справедливое, единообразное и эффективное применение законов на территории всей страны.

    Проблема нелегальной миграции на сегодняшний день носит общемировой характер. Россию потоки иностранных граждан, которые прибывают сюда в поисках лучшей жизни, также не обходят стороной. К сожалению, далеко не все из них готовы уважать наши традиции и закон. Не секрет, что зачастую с ними привносятся чуждые элементы быта, культуры. Отсюда и вспышки ксенофобии, национализма. Поэтому работа по предотвращению проникновения так называемых нелегалов должна проводиться не только по линии правоохранительных органов, пограничной службы ФСБ России, но и законодательной власти, органов власти на местах. Если же мигранты уже получили российское гражданство, то необходимо заботиться о том, чтобы они уважали не только российское законодательство, но и местные традиции. А это должно делаться через систему социальной адаптации. Кстати, огромную роль здесь играют религиозные институты, традиционное духовенство, землячества, культурные автономии. Именно такой сигнал — об ответственности национально­культурных автономий за оптимальную адаптацию мигрантов к новой для них социальной среде, — мы сегодня подаем на региональном и муниципальном уровне.

    То есть решаться эти проблемы должны, конечно же, комплексно.

    Мы по мере сил пытаемся делать это. И в первую очередь нам помогают традиции. Ведь в Поволжье, как известно, накоплен уникальный опыт сосуществования разных национальностей.

    В 2006 году в округе создан Общественный совет, одна из рабочих групп которого целиком посвящена межнациональной и межконфессиональной проблематике. В числе работ этого органа — разработанные его специалистами интернет­сайты, мусульманский и православный. Эти ресурсы нацелены на оптимизацию и укрепление межкультурного диалога.

    Что касается численности славянского населения, то я, при всех существующих на сегодняшний день проблемах, не стал бы так апокалиптически оценивать перспективы ее динамики. Мы надеемся, что существенные меры, предпринимаемые Правительством России для улучшения демографической ситуации, возымеют результат. Это во­первых, во­вторых — не секрет, что традиция многодетных семей, к сожалению, идет на убыль и в мусульманской среде. Ну а в­третьих, и это самое главное, — я считаю, подсчеты «кого будет больше через 5, 10, 20 лет» — это как раз пример рассуждений, не объединяющих, а разъединяющих нацию. Тем более что серьезное нарушение исторически сложившегося в России демографического баланса едва ли кому­то выгодно в обозримой перспективе.

— Ваши личные самые яркие, светлые и дружеские впечатления во время встреч с мусульманами Поволжья? Что бы вы хотели пожелать мусульманам нашего края на будущее?

— Мусульмане Поволжья, безусловно, имея свою уникальную культурную специфику, являются носителями общероссийских многовековых традиций. Именно потому у меня никогда не возникает впечатления, что я общаюсь с чужими по сути или духу людьми. За время моей работы на посту полномочного представителя президента Российской Федерации я неоднократно встречался с представителями мусульманской общественности. И каждый раз мне приятно находить в этих встречах что­то новое, убеждаться, что, несмотря на присущие нам различия, мы объединены одной историей в рамках одной великой страны — России. Я хочу пожелать мусульманам Приволжья личного благополучия, в первую очередь — духовного, в контексте общего славного будущего нашей великой страны.

Интервью подготовлено
пресс­службой аппарата
Полпредства Президента РФ в ПФО

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/842/">ISLAMRF.RU: «Мы объединены одной историей»</a>