RSS | PDA | Архив   Вторник 11 Август 2020 | 1433 х.
 

«Все должно быть настоящим: деньги, татары, мечети!»

26.10.2007 18:04

Падение курса доллара и обвалы на биржах будоражат умы и обостряют интерес к лучшим финансовым умам. Нам повезло: нам удалось найти человека, с которым стоит поговорить не только о сути денег, но и о судьбах татар в XXI веке, и о подлинной благотворительности. Знакомьтесь: известный финансист, доктор экономических наук, бывший заместитель председателя Центрального банка РФ, а ныне генеральный директор собственного предприятия Ринат Ахметович Сетдиков. В августе этого года, а именно 7 числа, ему исполнилось 60 лет. Согласитесь, и возраст солидный, и достижения вызывают уважение и особый интерес.

— Вы выходец из Нижегородской области. Расскажите, как вы попали в Московский финансовый институт и даже стали одним из первых лиц в Центробанке нашей огромной страны — это же просто невероятная карьера!

— Экономика, управление финансами меня всегда интересовали, потому нет ничего странного в том, что я окончил такой вуз, а затем работал по специальности. Деньги — это энергия, и мне интересно понимать, как она движется в обществе.

    А в Центробанке я занимался вопросами инкассации, курировал вопросы материально­технического снабжения. Я бы не состоялся как специалист, если бы в 1992 году мне не посчастливилось три недели проработать на стажировке в Центробанке Франции. Правда, многие передовые идеи, осознанные мною благодаря французам, я так и не смог воплотить в нашу реальность.

    Со сменой команды меня плавно перевели сначала в банк «СБС­Агро», а затем и в частный бизнес.

— Я знаю, что именно вам журналисты задают вопросы не только специально экономические, но, так сказать, морально­экономические. Каково ваше внутреннее отношение к деньгам? Действительно ли деньги и золото обладают абсолютной властью?

— К деньгам я отношусь с уважением. За всю историю человечество не изобрело иного инструмента, чем деньги, которые связали бы единой нитью все человеческое сообщество, проникли во все его поры. Деньги связывают людей между собой, когда один продает что­то другому; людей с предприятиями — через зарплату; людей с государством — через налоги, пособия; предприятия между собой через денежный товарообмен; государства друг с другом при осуществлении межгосударственной торговли, кредитных операций и т. д.

    Такая уникальная коммуникативная функция денег придает им несравненную ценность. Что касается внутреннего отношения к деньгам, то я встречал две категории людей. У одних было желание иметь как можно больше денег, чтобы тратить их на себя, копить, в конце концов, получить власть над миром, людьми. Такое отношение приводит к тому, что деньги начинают подчинять себе самого человека — его охватывает неистребимая жажда денег. Эта страсть в конечном счете губит и человека, и его дело.

    Но немало встречал и тех, у кого отношение к деньгам заключалось в том, чтобы с их помощью давать людям возможность для развития. Тогда возникает встречное движение: создается пространство, в котором можно делать интересные дела. Себя я включил бы во вторую группу. В подтверждение этого сошлюсь на опыт работы нашей ассоциации. Она создавалась и сейчас развивается именно с такой целью.

    Ассоциация «МАРаТ» существует уже девять лет и за это время связала между собой 370 организаций — это прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса, разные союзы, ассоциации и институты. Мы приглашаем людей в систему взаимной поддержки: мы создали юридический блок и финансово­банковский блок. Первый оказывает всестороннюю правовую поддержку, среди наших консультантов, к примеру, — зампред Высшего арбитражного суда Арифуллин, зампред Верховного суда Смаков. А наш Кредитный союз участникам нашей Ассоциации дает кредит до 2 тысяч долларов в день заявки, без залога, под нормальный процент. Мои старые связи по службе в Центробанке позволяют найти в банках и более крупную помощь, а также обязательно услуги надежных страховых компаний.

    Третье направление работы «МАРаТ» — это система внутреннего подряда. Иначе говоря, мы рекомендуем участникам Ассоциации друг друга для проведения самых разных бизнес­проектов. Что это дает? Каждый может ясно планировать объемы по сырью, трудовым ресурсам и — главное! — получить гарантию честности.

— Вначале вы заявили, что ассоциация нацелена на объединение татарских предпринимателей и во имя возрождения татарской культуры.

— Да, это очень важно. Но все­таки «МАРаТ» сегодня работает с самыми разными партнерами. Мы видим наши задачи шире.

— Вы говорите о положительном влиянии денег, о факторе честности. А вот в обыденном сознании крепок стереотип, что деньги — зло и несут несчастья, морально уродуют людей.

— Верно, но обратите внимание, когда появились наиболее яркие произведения, разоблачающие пагубность денег? Во Франции — после Великой буржуазной революции, когда шел слом старых представлений, старого уклада жизни. Вспомним Мольера, Золя. В России было то же во второй половине ХIХ века и начале ХХ века. После уничтожения остатков крепостного права получили сильнейшее развитие капиталистические законы в жизни.

    В переходные периоды власть денег обострена, и это сказывается на моральном состоянии общества. Но если бы деньги, существующие веками, несли только зло, то человечество давно бы погибло. Деньги — это громадная созидательная сила. Благодаря им человек вышел в космос, создал искусственный разум, современную цивилизацию.

— И все же объясните нам, как вы оцениваете, именно будучи экономистом, распад СССР, который задел каждую семью.

— То, что существовало, нельзя было разрушать до конца. Увы, разрушая советскую систему, в которой было много несовершенного, никто не сел и не продумал: вот это хорошо и мы это сохраним, напишем это «в столбик справа», а вот это негодно и от него избавимся, запишем это «в столбик налево». Парадоксально, но рушили все на своем пути те, кто все имел!

— Вы ностальгируете по советским временам?

— Нет, не так. Я ностальгирую по порядку. Все­таки там и тогда был порядок. Говорят, что в основе демократии исполнение законов — хорошо! Но где исполнение антимонопольного законодательства в случаях с Газпромом, РАО ЕЭС, РЖД? Рыночный механизм — хорошо! Но где он, когда повышение цен на продукты идет от сельхозпроизводителей только потому, что они топливо получают из одних рук?

    Как вы думаете, почему в США и вообще на Западе нормальное отношение к богатым? Да потому, что там богатства заработаны…

    И еще важно для всей страны — работа с кадрами. Как можно прививать психологию вывешенных кругом объявлений — «ищем персонал только до 40 лет»! Для сохранения всех сфер науки, управления и бизнеса нужна преемственность трех поколений одновременно работающих людей. Работа с кадрами чрезвычайно важна, а она запущена у нас сейчас.

    Нужен порядок и в банковской сфере, его основа — доверие. А оно у населения потеряно. Вранье при кредитовании и операциях по вкладам вполне можно остановить. Вот недавно осудили организатора знаменитой «пирамиды» МММ, отобрали лицензию у «Содбизнесбанка», у многих других — а где раньше было государство, почему не защитило миллионы людей?

    Почему подорвано социальное обеспечение? При социализме социальный блок работал успешно: моя мать, к примеру, проработав 50 лет на одном месте, получила пенсию 132 рубля, и этого хватало. Нынешние пенсионеры обделены, а молодежь вообще ничего не получит при теперешнем отношении. Такая ситуация продлится долго и очень по всем больно ударит!

— Об этих болевых точках вы пишете как доктор экономики. А какова судьба татар в этом веке — не растворится ли народ в потоке глобализации?

— Надеюсь, что не растворится, но для этого нужно по­современному работать. Есть Татарстан — и вокруг него все должно образовываться, там ведь наша столица Казань, Академия наук, Университет, институты, все управление. Все туда должно стягиваться — но не подчиняться!

    Что это значит? Пример современной самоорганизации татар я видел в Финляндии. Их там немного, но они удачно встроены во все экономические, социальные и духовные процессы.

— Ринат­эфенди, я знаю, что неудобно спрашивать о цифрах, говоря о вашей благотворительной деятельности. Но куда и почему вы ее направляете?

— Да, человек, имеющий средства, получает от Всевышнего замечательную возможность содействовать разным процессам в культуре, религии, образовании… да мало ли где нужны деньги! Почему в Москве нет мечетей в каждом округе? Почему не выступают с живым словом с телеэкранов и по радио? Почему за эти годы не создано нормальной прессы? Много накопилось таких «почему»…

    Причем, если говорить о мечети, то нужна не одна грандиозная, вся в золоте, а именно много современных мечетей. Ведь это Дом Бога, и люди идут говорить с Ним, а не ради украшений. Тем более что уже не нужны мечети старого типа — но современные культурные центры с кафе, магазинами, местами досуга для детей и женщин, лекционными залами и классами для занятий, включая повышение светских квалификаций.

    Подобие такой мечети создал Ряшит Баязитов в районе Отрадное: в его комплексе на улице Хачатуряна есть все: киноконцертный зал, кафе, ритуальные услуги со своим кладбищем (это Волково кладбище). Каждую субботу я езжу в эту мечеть и отдаю посильные деньги на ее развитие.

Кроме того, в последнее время я решил ездить (и оказывать помощь) к священнику Вадиму Маркину в деревню Щурово под Коломной. Он не просто ведет службу в возрожденном храме, но ежедневно кормит около сотни бедных, потерянных людей (мы их привыкли называть «бомжами»). Если кто­то хочет остаться — он говорит: хорошо, тогда вот тебе работа, и дает ему немного денег на себя. Если человек хорошо себя проявляет, честно работает, не пьет — то ему помогают восстановить документы, а некоторым даже удалось вернуть права на жилье. И еще там создана школа, приют для девочек, на Пасху кормится 500 человек.

    Вадим — уникальный человек, он пришел к духовному служению после войны в Афганистане, с ним легко говорить на любые темы, он просто объяснит самый сложный вопрос по религии. Такому и помогать хочется.

    Так спросим себя мы, мусульмане­татары, — где у нас такие мечети, с кафе чистыми и приятными, с помощью детям и нищим? Где такая мечеть, где тебя заботливо спросят: как ты живешь, что случилось? И где вернее служат Аллаху?

    Но, конечно, помогаем и мусульманам: татарскому ансамблю в покупке реквизита, кормим людей на Ураза, в том числе и солдат­мусульман Кантемировской дивизии.

    Я несу деньги туда, где идет реальная работа ради человека и во имя Всевышнего.

Джаннат­Сергей Маркус

(с использованием текста Ромена Гузаирова из газеты «Татарский мир», Москва, 2006, № 4)

Фото автора

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/872/">ISLAMRF.RU: «Все должно быть настоящим: деньги, татары, мечети!»</a>