Третий мусульманский Форум – в Третьем Риме. Исламский культуролог Джаннат Сергей Маркус рассказывает о задачах и особенностях открывающегося в Москве съезда
02.11.2007 15:34С 1 по 4 ноября в Москве пройдёт Третий всероссийский мусульманский Форум, в канун которого исламский культуролог Джаннат Сергеяй Маркус дал комментарии по поводу его задач и особенностей.
— Нижегородское ополчение добралось до Москвы! Так можно было бы описать некий символизм, заключённый в том, что именно на берегах Волги в 1612 году встретились Минин и Пожарский, а затем в 2005 году, когда решено было учредить День народного единства, мусульмане провели здесь свой Первый всероссийский Форум. Каков символизм Форума нынешнего?— Вы затронули живой нерв – действительно, здесь много ссылок на прошлое, с намёками на настоящее, ради прорыва в будущее. Нижегородские мусульмане, во-первых, убеждены, что предки Минина – татарские купцы с Макарьевской ярмарки на Волге. Крайне важно для понимания сути России, что подписи под грамотой об избрании Михаила Романова царём поставили и татарские мурзы. Скажем проще – суть России в славяно-тюркских взаимосплетениях, в православно-исламском общем замесе. Непридуманное евразийство!
Второе – цветение России начинается там, где волжская раздольность и приволье: в песнях, в купеческом счастье Нижегородской ярмарки, в добрососедском обмене народов и языков, в желании добраться до чудес Бухары и сладостей Персии. И недаром ведь, как только впервые дохнул ветер демократии в начале ХХ века, именно в Нижнем прошли первые всероссийские форумы мусульман, тогда ещё более огромной, чем теперь, Российской державы!
Вот и делайте вывод: где, как не в Нижнем, могла вновь возродиться тяга мусульман и к современной демократии, и к купеческой самостоятельности и к всероссийскому единству? К сказанному лишь добавлю – застоявшиеся, даже застойные явления в столице очень часто в истории разблокируются благодаря притоку свежих сил из провинции. А Нижний Новгород оказался даже супер-провинцией, триста лет назад пробудившей погрязшую в Смуте Русь и собравшую лучшие её живые силы в единое государство.
— Как понять несколько неожиданное название Конференции «Мусульмане России – с Богом за Родину в мир хай-тек!» и выбор места его проведения – гостиницу «Космос»?
— Смыслы здесь – как руда на поверхности. Если не обозначить себя именно как «мусульмане России» – не было бы чёткой мысли, что реализовать себя верующий может лишь в конкретной обстановке. Нельзя быть «мусульманином вообще». Гибкость ислама такова, что и в Индонезии, и в Марокко, и у нас перед мусульманином стоит задача, как у архитектора, «сделать привязку проекта на местности». Коран даёт стратегический план и на все времена, а вот творческая задача каждого – посадить этот «чертёж» на реальную почву.
«С Богом!» – говорят по-русски, отправляясь в путь, или принимаясь за новое дело. По-арабски это «Бисмилла!» – без такого посвящения своих делу Всевышнему не начинает никаких дел нормальный мусульманин.
«За Родину!» звучит так, что кому-то напоминает некое продолжение: или «…за Сталина!» или «…за царя!» Пусть напоминает – важно именно живое патриотическое чувство. Есть хадис Пророка Мухамада (САВ), который прямо указывает: «Любовь к Отечеству – часть твоей веры». Один из самых ярких образов Великой Отечественной войны – это подвиг Александра Матросова, грудью закрывшего амбразуру неприятельского ДОТа. Но мало кто помнит, что его имя и фамилия – русификация его башкирского мусульманского имени. Сколько бы сейчас ни пытались измазать грязью священное понятие «шахид» (мученик за веру, герой, жертвующий жизнью во имя идеала), именно на шахидах и держится наша свобода, независимость государства.
Наконец, английское слово «хай-тек» просто напоминает о том, что ислам потому и стал мировой религией-культурой-цивилизацией, что арабы-бедуины не замкнулись гордо в своём бедуинстве – но осваивали все новейшие достижения науки и культуры своего времени. А потом, увы, их потомки через несколько столетий впали в долгий и дремучий сон под пальмами. И когда на Восток пришли европейцы-колонизаторы, они застали столь сладостную дрёму, что надолго отождествили ислам с этой дрёмой.
Но вообще-то ислам – это и есть высокая технология в религии. Это вовсе не «самая молодая мировая религия», как придумали религиоведы-европоцентристы. Это начатая ещё с Адама, с пророков Израиля цепочка Божественных Вестей – и на последней стадии ускоренной, модернизированной Пророком Мухаммадом (САВ). Так что словечко «хай-тек» на Московском Форуме – это призыв не реформировать ислам, но выявить его эвристику, волю к освоению новых знаний, прорыв в новое качество.
— Но у большинства россиян впечатление об исламе - именно как о «сне под пальмами«, а для России точнее – под ракитовым кустом!
— Увы, с этим не поспоришь. Застой начался очень-очень давно. Потом он усугубился на территории России гонениями на мусульман – разгромом Казани Иваном Грозным, кавказскими войнами имперского Петербурга. То, что ислам в России уцелел, – просто чудо! Всё нежизнеспособное умирает, когда его уничтожают или 450 лет (как татаро-поволжскую традицию), или 200 лет (как кавказскую). Так что 70 лет советского атеизма – лишь последний разрушительный рывок, но и он захлебнулся.
Нашей свободе совести в России всего лишь 15 лет – подростковый срок! Если уж православие понесло огромные потери, то, что уж говорить о мусульманах?!… Массу современных недугов уммы России можно понять лишь в такой глубокой исторической перспективе. А могло ли быть иначе?
— Первая проблема – разъединённость уммы, борьба «муфтиятов». И нижегородский Первый Форум 2005 года поставил, но так и не решил этот вопрос.
— Да, это важнейшая задача Форумов – разжечь заново тягу к единству. Повторю: недаром обращение к Смуте XVII века, к опыту народного ополчения, к Дню народного единства. В январе этого года решением Совета муфтиев России (СМР) в Саратове создан Совет улемов России – но его надо наполнить живым содержанием, и эта работа будет продолжена на Форуме-2007.
— Что же конкретно мешает объединению уммы в Российской Федерации?
— Как культуролог, я вижу здесь рецидивы узко-племенного, трайбалистского мышления, которое никак не может дорасти до мусульманского интернационализма и осознания ответственности перед огромным единым государством – Россией.
Скажу жёстко: если сами мусульмане не преодолеют семейно-клановых предрассудков, разорвать эту постыдную раздробленность поможет лишь сильная государева воля. Посмотрите: кто бы поверил пять лет назад, что соединятся «белая» и «красная« части Русской Православной Церкви? А сейчас уже идут новые процессы: дан старт православно-католическому сближению, плюс решено вывести старообрядцев (пока лишь белокриницкого согласия) из испуганно-антисоциального гетто, в котором они прижились с XVII века! Значит, есть осознание великой социальной роли религии, с одной стороны, и необходимости «поцеловать спящую красавицу», отвлечь её от самовлюблённого сна, с другой стороны!
— А почему среди заявленных на Форуме секций вдруг оказалась… "Археология"?
— Совсем не странно. Ведь мы только с развитием демократии можем непредвзято глядеть в прошлое, но никак это не получается – столь сильны приевшиеся стереотипы. Сначала «история как политика, обращённая в прошлое», работала на петербургско-имперский идеологический заказ. Потом славянофилы пытались вырулить в свою сторону. Что уж говорить про марксистов, которые даже у первобытных людей обнаружили «коммунизм»! Представьте себе: археологи что-то копают или не копают, замечают или не замечают в найденном – в зависимости от установок, впившихся в подсознание.
И даже теперь многие не могут преодолеть предвзятой векторности – кто-то «москвоцентрист», а кто-то «казаноцентрист». Так вот, задача археологической секции Форума – помочь археологам исследовать пласты ранней истории исламских народов на территории России непредвзято – а это, поверьте, очень трудно. Надеюсь, что результаты работы именно этой секции могут стать сенсационными – ибо именно по идеологическим причинам многое в нашей истории вычёркивалось как «неудобное»!
— Другие секции будут посвящены политологии, историко-культурологическим проблемам, богословию, а круглый стол – социальной позиции современных мусульман и освещения этого в СМИ. В чём изюминка этих проектов?
— Там будет много специалистов, как мусульман, так и исламоведов. Главное – именно на этом Форуме созревает – интеллектуально и духовно – современная исламская хай-тек-среда.
Из богословских тем я выделю стремление мусульман России к полноценному диалогу с авраамическими религиями – с иудаизмом, с православием, и с разными иными течениями христианства. Отрадно, что на Форум обещали прибыть с приветствиями и докладами представители Русской Православной Церкви Московского патриархата, Императорского Православного Палестинского Общества, Католической Церкви России, раввин Зиновий Коган, епископ пятидесятников Сергей Ряховский. Здесь тоже нужен некий прорыв – рецепт в стиле хай-тек, чтобы найти приемлемую доктринально формулу гражданского сотрудничества, при том, что все остаются при своей вере и даже ведут миссионерскую работу!
— А зачем этому Форуму с его сложнейшими теоретическими задачами придана культурная программа?
— Это принципиально важно. Ведущий Форума Умар-хазрат Идрисов неоднократно подчёркивает роль культуры в быстром взаимопонимании людей. То, что нас разделяет в вере и идеологии, культура мгновенно подымает иной уровень, над этими разделениями … и мы, оказывается, прекрасно понимаем друг друга! В этом чудо культуры.
В культурную программу включены выставки-продажи лучших исламских издательств «Умма», «Ансар» и «Медина», выставка современной каллиграфии Ближнего Востока с поэтичным названием «Танец пера и чернил» в Музее Востока, показ художественного фильма индийского режиссёра «Нить», а также концерты легендарной группы «Ялла» (Узбекистан) в Театре эстрады и суфийского музыканта Омара Фарука Текбелека (Турция) в киноконцертном зале «Мир». Москвичам впервые дарят такую возможность - не уезжая далеко от дома, сказать: «Открой личико, Гюльчатай!» и насладиться многообразием и щедростью исламской культуры.
— Обычно на Форумах презентуют также новые издания?
— Да, на этот раз будут представлены: главная настольная книга по исламу на русском языке – Тафсир Священного Корана Абдуллы Юсуфа Али; книга Умара Идрисова «Бухарские воспоминания» и книги из серии «Ханафитское наследие»; журнал художественной литературы «Чётки». Очень вероятно, что получим тираж словаря «Ислам в Москве». Также публике будет представлен продюсерский центр «Рух».
И даже новое международное явление – только что получивший в Нижнем Новгороде регистрацию Фонд муфтиев Бабахановых, который объединяет мусульман России с наследниками редчайшего рода, идущего со 150 года Хиджры и давшего в ХХ веке трёх муфтиев, которые в условиях СССР отстаивали и поднимали ислам.
Таким образом, как видите из моего краткого перечисления, Третий мусульманский Форум пройдёт в Москве - Третьем Риме – как укоренённое в глубине веков исламское хай-тек-новшество!
Беседовал Валерий (Исмаил) Емельянов
Материал сайта «Портал-Credo.Ru»