Предвыборные катаклизмы на карте мира
14.11.2007 14:43Два крупнейших игрока мировой арены стоят на пороге президентских выборов. Несколько месяцев, оставшихся до передачи власти в США и России, держат мировое сообщество в тревожном ожидании. Как изменится расстановка сил? Стоит ли готовиться к новым военным конфликтам и где они могут развернуться? Об этих вопросах в беседе с нашим корреспондентом рассуждает ведущий специалист в сфере геополитики председатель Союза русского народа, президент Академии геополитических проблем, генералполковник Леонид Ивашов.
— Леонид Григорьевич, как бы вы прокомментировали взаимоотношения России и Ирана на фоне того давления, которое оказывается на Россию со стороны определенных кругов на Западе?— Сегодня у российского руководства вызревает понимание проблемы ядерной программы Ирана, и главной проблемы – проблемы взаимоотношений. Россия почти 20 лет шла на Запад, в совершенно чуждую цивилизацию с иными ценностями, далекими от русской традиции, и это было стратегической ошибкой. Сегодня наконецто и президент, и некоторые члены правительства убеждаются в том, что Запад может быть партнером, но не более того. И в том, что партнером он будет только тогда, когда мы будем равновеликими с ним в той или иной сфере. На Востоке лучше сохранилась духовность, понятия совести и справедливости. И поэтому сегодня Россия обращается к Востоку и к Югу и духовно, и в сфере стратегического взаимодействия, особенно в вопросах международной безопасности и, конечно, в сфере экономики. И то, что происходит сегодня в российской политике, я могу только приветствовать. Например, недавнее заседание каспийской пятерки. Пусть не достигнута договоренность даже о принципах раздела Каспийского моря, но сам факт прибытия глав пяти прикаспийских государств — это мощная политическая поддержка Тегерану, его политике, его руководству. Еще пример — именно из Тегерана прозвучали из уст президента России позиции, осуждающие Америку, НАТО, осуждающие вообще эту агрессивную политику мировой дестабилизации. Там же главы государств подписали декларацию, в которой заложены принципы ответственности прикаспийских государств и за мир в этом районе, и за экономическое развитие, и за взаимоотношения между этими государствами. То есть был сделан намек на то, что вам, господа с Запада, с военной силой здесь делать нечего. То есть в ходе этого саммита вырисовался прообраз будущей коалиции.
Наконец, Россия прекрасно понимает, что американцы и особенно мировое финансовое сообщество делают все для того, чтобы весь этот огромный регион Ближнего, Среднего Востока, Кавказа, Центральной Азии повергся в состояние хаоса, вражды конфессий, борьбы одного государства против другого. И, безусловно, для России это будет тяжелейшим ударом. Поэтому сегодня мы видим, что вместе с Ираном делается все возможное, чтобы не допустить в этом регионе, самом нефтеуглеводородном регионе мира, той ситуации, которую пытаются создать американцы с их союзниками.
— Есть ли опасность нового военного конфликта в мире, в частности, в регионе Ближнего Востока до смены власти в США?
— Такая опасность сохраняется, и причинами являются, вопервых, нестабильность американской экономики, которая сейчас выживает только за счет регулярно развязываемых конфликтов, потому что военнопромышленный комплекс является базовым элементом экономики США и от его активности зависит в целом некий рост развития американской экономики. Вторая причина — это обесценивающаяся масса доллара. Он и так пустой, а сегодня он становится все легче. И удержать массу доллара можно его материализацией в высоких ценах на нефть, повышением цен на другие товары и, главное, поглощением виртуальной части доллара через войну.
Кроме того, заканчивается президентский срок Буша. Он самый непопулярный президент в истории Америки, и поэтому он представляет собой возможность списать все грехи на него. Есть еще одна причина: американское общество — это искусственно созданный этнос, который свою жизнеспособность проявляет только когда он живет благополучно. Сегодня Америка не настолько мощна, как кажется, и сегодня мировое экспертное сообщество уже говорит о том, что жизненный уровень населения Америки будет снижаться. А для того чтобы удержать целостность этого сообщества, необходимо вводить систему полицейских мер, поскольку удержать можно только пропагандой неких угроз — как это было, например, 11 сентября 2001 года. Свидетельством того, что полицейский режим насаждается, можно считать недавно возникшую проблему нехватки тюрем.
— Насколько изменится геополитическая ситуация в мире и, в частности, в этом регионе в связи с возможным приходом к власти демократов?
— Нужно вспомнить, что именно демократ Билл Клинтон развязал войну против союзной республики Югославии, хотя я точно знаю, что и Борис Ельцин предостерегал его от участия в этой войне, и европейские партнеры — Генрих Шрёдер, Жак Ширак — не хотели этой войны. И Клинтон колебался — стоит ли развязывать эту войну или нет. И эти колебания стоили ему скандала с Моникой Левински, потому что над американскими президентами и представителями администраций стоит более мощная сила — ее называют теневым мировым правительством или финансовой олигархией. Америка сегодня, увы, американцами не управляется и не контролируется. Так вот: что выгодно сегодня мировым финансовым центрам, то и делают сегодня американские президенты.
Англосаксонская школа геополитики, а именно она формирует
философскомировоззренческие установки элиты американской, строится на догмате о
том, что вся история Америки — это поиск формулы мирового господства. Бушу
выделили роль в решении этой задачи именно военносиловыми методами. Придут
демократы — они будут делать то же самое, но более утонченно: они будут
подрывать стабильность внутри государства. Во многом демократы способствовали
созданию этой либеральномонетаристской модели экономики в России. Кстати,
демократы, я бы сказал, более опасны. Именно американские демократы запустили в
мир идею универсальной религии —
это ньюэйдж, саентология, универсальный сионизм. Демократы гораздо больше делают
для разрушения духовнонравственных систем других народов, чем республиканцы.
Военная сила лежит на поверхности: совершили одну агрессию, и уже весь мир
осуждает. А вот возникновение безнравственности, разложения общества — то, что
мы наблюдаем сегодня на российском телевидении — это более опасно. Последствия
войны можно устранить: построить дома и так далее. Кроме того, агрессия
сплачивает внутренний дух народа, очищает состояние общества во многом. А вот
это проникновение антидуховных, античеловеческих ценностей влияет на поколение.
Мы видим, как в России сегодня уничтожается целое поколение. Оно становится
некой биологической средой, не имеющей внутренней сущности, внутренней красоты,
эмоций и, конечно, нормального разума. Это страшно, и поэтому американские
демократы мне совершенно не близки.
— Вы затронули вопрос внутренней государственной стабильности. Какой прогноз вы можете дать по поводу возможного обострения ситуации в России в связи с предстоящими выборами?
— В геополитических теориях и планах Запада Россия была, есть и будет главным соперником. Формулы мирового господства заключаются в том, что контролировать мир можно только тогда, когда под контролем находится Хартленд — территория бывшего Советского Союза. Кто контролирует Хартленд, то есть Россию, тот контролирует Евразию, кто контролирует Евразию, тот контролирует судьбы мира. Они от этого не отказались, поэтому делается все, вкладываются огромные деньги в то, чтобы вести разложение нашего общества, чтобы сталкивать, прежде всего, мусульман и православных. Этой идее англичан — столкнуть Ислам с Православием, сделать примерно то, что получилось в Югославии, — более 200 лет.
И то, как это работает, мы можем наблюдать каждый день. Откройте наши газеты. Не выявив, не разобравшись, по чьей вине произошел теракт, газеты тут же уже пестрят заголовками: исламский след. Ктото явно навязывает это восприятие извне. Но и внутри нашего государства мы постоянно совершаем ошибки. Мы судьбу отечества сегодня отдаем не лучшим представителям наших народов — не философам, не богословам, даже не писателям. Мы отдаем свою судьбу в руки, вопервых, «пятой колонны», вовторых, в руки просто бандитов, для которых убить человека любой национальности ничего не стоит, и в руки некомпетентному правительству. Нет традиционной соборности ни в православной среде, ни в умме, когда народы считают себя ответственными за судьбу отечества. И поэтому Россия сегодня — это хрупкий сосуд, который сегодня в трясущихся руках, где под многие процессы заложены мины, в том числе под межнациональные процессы. Сегодня нескольких сот тысяч преступных долларов в любом регионе будет достаточно для того, чтобы в этом регионе сразу же возникло несколько Кондопог. Это говорит о том, что общество наше в целом и межнациональная среда в частности крайне нестабильны. Один конфликт может повлечь за собой цепную реакцию. И есть опасения, что в период выборов, период передачи власти эта проблема может вспыхнуть.
Вторая проблема — это принадлежность власти. Мы видим, что власть у нас сегодня олигархобюрократическая. Именно сознательно коррумпирована вся система управления —от сельского административного округа до президентской администрации. Сегодня все только делается на деньгах, а значит, эта система просто уничтожит Россию. Не народ выбирает власть. Выстроены такие механизмы, которые особенно активную, думающую часть народа просто исключают. И в результате мы получим партию власти, которая будет представлять тысяч 800–900 населения страны. А 140 миллионов останутся за бортом. Понятно, что эта власть не будет служить всему народу.
Третья проблема лежит в плоскости техногенных катастроф. В Москве мы уже регулярно сталкиваемся с техногенными бедами: то затопит Волгоградский проспект, то несколько станций метро, то взрывается газ. Почему это происходит? Потому что монетаристская система экономики расположена к развитию только тех направлений и отраслей, которые дают сиюминутную высокую прибыль. И то, что происходит с банкротством крупных предприятий, это не только попытки захвата, но попытки через банкротство освободиться от всех социальных нагрузок, которые лежат на предприятии, особенно если это предприятие градообразующее. То есть все нагрузки перекладываются на население, а предприятие переходит в тот режим, когда дает прибыль только узкой группе лиц.
Вот эти проблемы в период передачи власти при мощном давлении могут привести к катаклизмам. Выйти из этой ситуации можно, только если мы снизу начнем выдвигать наверх лучших своих представителей.
Беседовал Дамир Хайретдинов