RSS | PDA | Архив   Пятница 17 Май 2024 | 1433 х.
 

Арслан Садриев: Рост числа общин требует от ДУМЕР серьезных структурных изменений

08.09.2009 12:23

В конце сентября в Москве пройдет очередной, V съезд Духовного управления мусульман Европейской части России. Для участия в нем в Москву съедутся руководители и представители религиозных общин из 36 субъектов Российской Федерации. О повестке съезда и круге вопросов, которые будут на нем затронуты, мы попросили рассказать руководителя департамента внутренних дел Духовного управления мусульман Европейской части России Арслана-хазрата Садриева.  

 

– Ас-саляму алейкум, Арслан-хазрат. Расскажите, пожалуйста, подробнее о программе работы съезда.

 

– В ходе съезда, который состоится 23 сентября в московской резиденции Совета муфтиев России, будет заслушан отчетный доклад председателя ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина, в котором он расскажет об итогах работы за 2004-2009 годы, а также отчет ревизионной комиссии. Кроме того, состоятся выборы председателя ДУМЕР, как это предусматривает устав организации.

Выборы будут проходить открытым голосованием, в них примут участие все делегаты, прибывшие на съезд. В их числе будут находиться руководители духовных управлений мусульман и мусульманских общин, действующих под юрисдикцией нашей организации. В настоящее время кандидатом на должность главы ДУМЕР выдвинут только муфтий Равиль Гайнутдин, никто другой о своих претензиях не заявлял. Впрочем, возможно, новый претендент объявит о себе уже на самом съезде. Помимо главы организации, будет обновлен ее руководящий орган – президиум ДУМЕР. Завершится съезд принятием итоговых документов и церемонией водружения полумесяца на минарет строящейся Соборной мечети.

 

– Чем обусловлена необходимость избрания нового состава президиума ДУМЕР?

 

– Объективными причинами. Как известно, президиум ДУМЕР включает в себя 14 авторитетных религиозных и общественных деятелей. Со времени его последнего избрания в составе президиума произошли некоторые изменения. Во-первых, ушел из жизни главный редактор общероссийской газеты «Ислам Минбаре» Талиб Саидбаев. Во-вторых, из состава президиума были выведены  Рустам-хазрат  Батров, покинувший пост имам-хатыба Ярославской мечети, и Умар-хазрат Идрисов, бывший председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области.

 

– Сколько мусульманских общин в настоящее время объединяет Духовное управление мусульман Европейской части России?

 

– Более 350, точное их количество я затрудняюсь назвать, поскольку еще несколько десятков общин проходит в настоящее время государственную регистрацию.

 

– А какова динамика роста их количества? Какие регионы вы относите к лидерам по числу зарегистрированных мусульманских организаций, а какие – к аутсайдерам?

 

– За каждые пять лет число общин в юрисдикции ДУМЕР удваивается. К примеру, ко времени созыва предыдущего IV съезда их насчитывалось 170, сейчас, как я уже говорил, речь идет уже о 350 организациях. Наименьшее их количество регистрируется в Северо-западном федеральном округе, хотя, надо отметить, в последние пару лет здесь наблюдается некоторое оживление. Среди наиболее активных в этом отношении регионов пальму первенства делят Приволжский и Южный федеральные округа, что вполне понятно, поскольку здесь компактно проживает мусульманское население. При сохранении нынешних темпов мы ожидаем, что через пять лет, к созыву очередного съезда ДУМЕР, число входящих в него организаций перевалит за седьмую сотню. 700 организаций – серьезная сила и вместе с тем серьезная проблема, потому что для их нормального функционирования понадобиться глубокая реструктуризация, и, конечно, это заявка на наличие специалистов.

 

– Значит ли это, что в рамках заявленной вами реструктуризации будут пересмотрены отношения центральных структур ДУМЕР с мусульманскими организациями в регионах?

 

– Увеличение числа общин вызывает к жизни необходимость выработки, в том числе, и новых принципов взаимодействия, поскольку привязка всех мусульманских организаций, и мелких, и крупных к одному центру представляется в этих условиях весьма проблематичной.

 

– Известны ли сроки начала реализации этой организационной реформы? Какие конкретно структурные изменения она предусматривает?

 

– На съезде предполагается внести необходимые для данного развития изменения и дополнения в Устав ДУМЕР, как это полагается в соответствии с требованиями Министерства юстиции. В законченном виде структура будет выглядеть следующим образом: централизованной религиозной организацией мусульман, в составе ДУМЕР, в пределах федерального округа станет Духовное управление мусульман – муфтият, который будет объединять под своей юрисдикцией централизованные религиозные организации мусульман областного уровня – казыяты. Те, в свою очередь, будут подразделяться на централизованные религиозные организации мусульман меньшего порядка – мухтасибаты. В состав последних будут входить от 3 до 30 местных религиозных организаций мусульман, в казыяты – от 3 до 30 мухтасибатов, в муфтияты от 3 до 30 казыятов. Таким образом, мы планируем создать стройную организационную структуру, достаточно гибкую и легко управляемую.

 

– А что будет с уже существующими духовными управлениями мусульман, входящими в структуру ДУМЕР? Как вы намерены встраивать их в создаваемую систему?

 

– Пока они останутся за скобками реформы, однако в будущем она коснется и их. Впрочем, мы не намерены форсировать процесс реструктуризации, во всяком случае, в ближайшие пять лет вопрос о существующих ДУМах не будет подниматься.

 

– А кто будет ведать назначением глав новых организационных структур? Станет ли вопрос выборов казыев и мухтасибов прерогативой центрального органа ДУМЕР или его будут решать исключительно на местах?

 

- Все просто: главы местных религиозных организаций будут избирать мухтасибов, а те, в свою очередь, - глав казыятов. При этом итоги выборов всякий раз должны будут быть одобрены вышестоящей организацией.

 

– Арслан-хазрат, по долгу службы мне регулярно приходится общаться с руководителями мусульманских общин Центральной части России. Из разговоров с ними создается впечатление, что, несмотря на порой большую географическую удаленность друг от друга, все они сталкиваются с практически одинаковыми проблемами. Это трудности с регистрацией общин, оформлением бумаг на отвод участка под строительство мечети, хроническое отсутствие средств.

 

– Вы правы. Но хотелось бы отметить, что зачастую эти проблемы упираются в банальное нежелание (или неумение) что-либо изменить. Советский Союз, откуда все мы родом, воспитал в людях массовое иждивенчество. Нередко вместо того, чтобы пытаться переломить создавшуюся ситуацию, люди ждут, когда явится некто, кто выполнит за них всю работу. А ведь мы живем в стране, где религия отделена от государства, которое, если и оказывает нам помощь, то не в таком объеме, чтобы удовлетворить все наши потребности. Поэтому основную часть нагрузки мы, мусульмане, должны нести сами. Это и является проблемой всех наших религиозных организаций. В результате, нехватка средств приводит к тому, что мусульманские общины оказываются не в состоянии развивать систему образования и, элементарно, пригласить на работу квалифицированного имама.

 

- На ваш взгляд, нехватка средств непосредственно связана с малой активностью членов и руководства мусульманских общин?

 

- Вы знаете, это замкнутый круг. У людей нет средств, чтобы нанять образованного имама, а если нет образованного имама, не ведется обучение, нет просвещения – нет людей, нет людей – нет средств, нет средств – нет имама. Круг замкнулся.

 

– Как вы полагаете, создание новых структур – мухтасибатов и казыятов – поможет разорвать этот порочный круг?

 

– Согласитесь, вместе нам будет проще решать общие проблемы, будет легче поднимать их перед президентом, правительством, представителями президента в федеральных округах. А пока одна религиозная организация – это всего лишь одна религиозная организация. Ее учредителями, как известно, могут выступать 10 человек. Представьте себе такую ситуацию: приходит глава мусульманской общины к представителю власти и говорит: «Мусульманам нужна мечеть». «А сколько здесь мусульман?» - спрашивает чиновник. «Их здесь тысячи!» «А сколько их в твоей общине?» «У меня только 10» «В таком случае собирайтесь у кого-либо на квартире и молитесь», - вот чем обычно заканчиваются подобные беседы.

 

Кроме того, мы намерены финансово поддержать новые, создаваемые организации. Для этого среди них будут распределяться средства, собранные у тех мусульманских общин, которые уже встали на ноги.

 

– Не боитесь ли вы, что эта мера вызовет недовольство у МРОМ, чьи средства вы намерены аккумулировать для последующего распределения среди их менее состоятельных в финансовом плане собратьев?

 

– Мы понимаем, что при реализации этого замысла нам придется столкнуться с проявлениями местнического эгоизма. Это достаточно серьезная проблема, хотя и вполне понятная. Люди говорят: «Мы сами нашли средства, мы трудились, мы подняли нашу мечеть, мы ее финансируем. Что мешает другим последовать нашему примеру?» Они правы, однако в исламе никто не отменял понятия братской взаимопомощи. Братья, мы понимаем, вам было тяжело, но вы выстояли и встали на ноги. Давайте теперь поможем нашим единоверцам, чтобы затем они примкнули к нам и в свою очередь начали помогать другим. Думаю, наши аргументы будут услышаны.

 

– Вы не могли бы уточнить, о суммах какого порядка идет речь?

 

– 5% от бюджета организации. Именно такая сумма была закреплена в уставах этих организаций при регистрации.

 

– Возвращаясь к проблемам, с которыми сталкиваются мусульманские общины в регионах, хочу спросить: на днях стало известно, что уже этой зимой начнется переподготовка учителей для преподавания курса "Духовно-нравственное воспитание" в школах. Эксперименту по преподаванию основ религиозной культуры и светской этики в ряде регионов страны будет дан ход в последней четверти наступающего учебного года. Не видите ли вы опасности того, что школьное нововведение станет причиной обострения межрелигиозных противоречий там,  где совместно проживают мусульмане, православные, представители других конфессий?

 

– Совет муфтиев России выступал и выступает в этом вопросе с неизменных позиций. Мы против разделения учащихся по национальному или религиозному признакам: не должно быть так, чтобы часть класса изучала православие, а другая – ислам, иудаизм или буддизм. Школьники должны осваивать общий адаптированный курс, в котором одинаковое место отводится всем традиционным религиям России. Последствия же разделения детей на группы, отдельные для православных, мусульман, иудеев и буддистов, могут быть весьма негативными.

 

– Глава РПЦ патриарх Кирилл недавно заявил, что при возведении неправославных храмов в России необходимо прислушиваться к мнению религиозного большинства. Не могли бы вы прокомментировать заявление патриарха, поскольку к вам, как к одному из руководителей ДУМЕР, оно имеет самое прямое отношение: известно, что именно в регионах с преобладающим православным населением действует большинство общин вашей организации.

 

– Я следую законам Российской Федерации, а в них ничего не говориться о необходимости испрашивать разрешение на возведение мечетей у представителей других конфессий.

 

Беседовала Патимат Гусейнова

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/9753/">ISLAMRF.RU: Арслан Садриев: Рост числа общин требует от ДУМЕР серьезных структурных изменений</a>