RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

13-07-07 Госдума РФ: возможна ли государственная аккредитация религиозных вузов?

13.07.2007 09:49

В Госдуму России внесён законопроект, предполагающий возможность получения выпускниками духовных школ и религиозных учебных заведений дипломов государственного образца. Об этом сообщает 12 июля газета "Известия".

В законопроекте, разработанном членами фракции "Единая Россия", председателями думских комитетов по образованию Николаем Булаевым и по делам общественных и религиозных организаций Сергеем Поповым, предусмотрен особый порядок государственной аккредитации религиозных вузов.

В частности, духовным Академиям, согласно документу, теперь не обязательно будет иметь в своем штате 60% докторов и кандидатов наук, признанных государственной Высшей аттестационной комиссией, а Семинариям (что соответствует уровню институтов) - 55% докторов и кандидатов.

Между тем в Русской православной церкви полагают, что после возможного принятия закона для получения аккредитации понадобится ещё около пяти лет, так как потребуются изменения в госстандарте, который пока не предусматривает подготовки священников и проведения религиозных обрядов.

Кроме того, по словам юриста РПЦ МП, законопроект не решает проблемы признания ранее выданных дипломов.

Помощник ректора Московской духовной академии игумен Мелетий (Соколов) одобрил законопроект - по его словам, семинарии и духовные академии готовы перейти к обучению по государственному стандарту "теология", для этого им необходимо будет ввести всего один предмет - физкультуру.

В Совете муфтиев России и в Федерации еврейских общин России также считают, что реформа повысит престиж их учебных заведений.

По просьбе ИсламРФ эту инициативу законодателей комментирует ректор Нижегородского Исламского института им.Х.Фаизханова Дамир-хазрат Мухетдинов: «Сам факт того, что думская фракции партии большинства "Единая Россия" занялась вопросами государственной аккредитации религиозных вузов весьма положителен. Качественное религиозное образование нужно всем россиянам. .Ведь сегодня под знаменем религиозных вузов мы имеем учебные заведения среднего уровня, зачастую немногим превышающие уровень мектебов. Но госаккредитация не должна привести к снижению уровня подготовки специалистов. Поэтому здесь нужно сохранить весомый процент людей с учеными степенями, как светскими, так и теологическими. Возможно, требовать, чтобы более половины преподавателей были с ученой степенью, нельзя, но и допустить к образовательному процессу вчерашних учителей и рядовых представителей духовенства также крайне опасно. И здесь для нас чрезвычайно важны программы для бывших шакирдов медресе, получающих сейчас высшее светское образование. Я думаю им найдется место в НИИ им. Фаизханова, медресе «Махинур», мектебах Нижегородчины. Мы были бы чрезвычайно рады, если процесс получения светского образования хотя бы руководством Духовных Управлений и преподавателями исламских профессиональных учебных заведений зашел как можно дальше

При этом ни в коем случае нельзя забыть о конституционном принципе отделения церкви от государства и школы от церкви. Человек, получивший качественное религиозное образование может быть реставратором, переводчиком или журналистом, но он не должен становиться преподавателем, учителем светских учебных заведений, работником госаппарата или органов местного самоуправления.

Говорить о полной унификации программ светских и религиозных учебных заведений весьма сложно. Приведу один пример. Казанская Духовная семинария является единственным учебным заведением Татарстана, где не преподаются даже в минимальном объеме история Татарстана и татарский язык. При этом во всех исламских профессиональных учебных заведений республики преподаются русский язык и история России.

В целом НИИ будет придерживаться созданной в 2006г. Советом муфтиев России  «Концепции развития исламского образования в России», разработанной по согласованию с Управлением внутренней политики Администрации Президента РФ. Здесь предусматриваются:

1-я ступень – начальное религиозное образование;

2-я ступень – среднее;

3-я ступень - среднее специальное;

4-я ступень – высшее религиозное образование в лице Института сроком обучения 4-5 лет;

5-я – светское высшее образование с исламским компонентом – Университет – сроком обучения 4 года (бакалавр) и 5 лет (специалист);

6-я ступень — послевузовское образование – магистратура.

Было бы очень хорошо, если по завершению 6-й ступени мы получили богословов и преподавателей, способных защищать диссертации, писать учебную литературу, преподавать по ней. Особенно замечательно, если бы это были специалисты в рамках традиционного для российских мусульман ханафитского мазхаба. Именно такие специалисты были бы достойны получить дипломы гособразца и служить российской умме и всему нашему Отчеству».

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/660/">ISLAMRF.RU: 13-07-07 Госдума РФ: возможна ли государственная аккредитация религиозных вузов?</a>