RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

30-07-07 Исторически счастливый случай

30.07.2007 11:35

Александ Коновалов обсуждал проблемы мусульманского образования с представителями мусульманской молодежи

«Мусульманское образование в России сейчас находится не в адекватном состоянии», - с сожалением констатировал Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов в ходе пресс-конференции на церемонии открытия Фестиваля мусульманской молодежи Поволжья в Казани. На последовавшем затем заседании круглого стола «Роль и значение мусульманских молодежных организаций и современной общественной и культурной жизни России и проблемы совершенствования образования исламской молодежи» было дано более подробное объяснение этой оценке и обозначены пути выхода из кризиса, основной из которых – щедрые финансовые вливания из внебюджетных фондов под патронажем государства.

Проблемы, из-за которых мусульманские образовательные учреждения страны не отвечают задачам, поставленным перед ними российской умой – это, в частности, низкий уровень знаний, отсутствие учебной литературы, трудности трудоустройства после завершения учебы, сложности с финансированием, а также наболевший вопрос о распространении в России не традиционных для нашей страны религиозно-правовых школ – мазхабов, в том числе и через учреждения образования.

Как отметил декан теологического факультета Российского Исламского университета, выпускник Международного Исламского университета Малайзии Саид-Дамир Шагавиев, среди мусульман Поволжья распространяется любопытная тенденция – в практической стороне религии они придерживаются традиционного для данной местности ханафитского мазхаба, а в вероучительной стороне, то есть по своим догматическим установкам они являются приверженцами ханбалитского мазхаба. Причины такого явления, в какой то мере, заключаются в том, что вплоть до недавнего времени в мусульманских учебных заведениях Татарстана, к примеру, учебниками по акыйде – исламскому вероучению, служили переводные труды саудийских богословов, разумеется, ханбалитского мазхаба.

Декан Шагавиев проинформировал также, что в настоящее время в РИУ ведется работа по подготовке учебника по акыйде, соответствующего богословским традициям Поволжья. Это будет книга на основе труда современного иракского богослова Абдульмалика Саади «Акыйда Аль-Исламия».

На это полпред Коновалов отметил, что ситуация не изменится, пока этим недружественным толкованиям не будет альтернатив. Ту брешь, которая образовалась в отечественной богословской школе, «необходимо восполнять и силами государства - надо восстанавливать классический, родной, доморощенный ислам», - заявил он.

К вопросу об альтернативах высказался и первый заместитель председателя ДУМ Татарстана Валиулла Якупов. Он выдвинул идею о распространении изучения арабского языка в качестве иностранного в школах республики как противодействие неофициальным лидерам, зачастую привлекающим молодежь исповедовать нетрадиционные для России толки Ислама высоким уровнем знания арабского языка. В.Якупов предложил разработать и принять государственный стандарт преподавания арабского языка в школе, а также создать для этого необходимую учебно-методическую инфрастуктуру.

По его словам, сделать это позволяет документ, распространенный Министерством образования и науки РФ «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования». Заммуфтия Татарстана подчеркнул, что интерес к арабскому языку особенно в сельских районах очень высок и кадры для этого имеются, так как в ряде вузов Казани уже много лет готовятся специалисты арабского языка.

В числе проблем, требующих пристального внимания, В.Якупов назвал вопрос легализации мусульманского образования в России. «В российском образовательном пространстве существует госстандарт «теология», который разрабатывался ещё в 1990-е годы без непосредственного участия мусульманских специалистов. Сейчас ощущается потребность в разработке нового поколения этого стандарта, причём в процессе его трансформации необходимо учесть специфику Ислама таким образом, чтобы появилась возможность готовить через него кадры исламских богословов, имеющих квалификацию, достаточную для исправления обязанностей мусульманских священнослужителей», - сказал он.

Директор Центра этнологических исследований Уфимского научного центра РАН, доктор исторических наук Айслу Юнусова выразила обеспокоенность фактом, что духовные управления мусульман продолжают отправлять молодых мусульман на учебу в зарубежные исламские вузы. По ее мнению, российская школа востоковедения, история которой насчитывает два столетия, должна взять на себя задачу довести российские исламские вузы до уровня крупнейших зарубежных научных центров исламской мысли.

Представители федеральной власти в ходе круглого стола акцентировали внимание на том, что государство намерено сделать для поддержки мусульманских учебных заведений.

Александр Коновалов сообщил, что государство, в лице полпредства в ПФО сейчас делает ставку на развитие светского сегмента исламоведческого образования. «На протяжении текущего года мы проводили консультации с Министерством образования и науки России, чтобы специальность теология была представлена в ВАКе и мусульманское образование развивалось в светском направлении. Это позволит молодым мусульманским богословам иметь гораздо больше возможностей работать в различных структурах и в то же время быть носителями религиозной культуры», - сказал он.

А. Коновалов также особо подчеркнул роль Общественного фонда поддержки мусульманской культуры и образования, который, по его словам, «ставит масштабные цели на которые выделяются беспрецедентные средства», в том числе и в направлении развития мусульманского образования.

Тему эту развил советник Управления по внутренней политике Администрации Президента РФ Алексей Гришин. «Мы начали масштабный проект по поддержке религиозных мусульманских организаций», - заявил он, отметив при этом, что работа по очень многим вопросам, поднятым на круглом столе, уже начата. К примеру, уже принят государственный стандарт по направлению «Исламская теология».

Важным шагом на пути к совершенствованию систему исламского образования в России, по мнению А.Гришина, станет создание межвузовского консорциума из шести государственных и пяти исламских вузов, расположенных в Махачкале (со специализацией на шафиитском мазхабе), Нальчике, Казани, Уфе, Москве (со специализацией на ханафитском мазхабе).

Сегодня же, по мнению советника Управления по внутренней политике АП РФ положении систему исламского образования неутешительно. В стране зарегистрировано 229 исламских учебных заведений, 26 из которых - университеты. По словам А.Гришина, в одном из них на проверку оказалось, что один-единственный преподаватель, не имеющий высшего образования, выполняет функции и ректора, и завхоза.

Государство же, как подчеркнул А.Гришин, намерено финансово поддержать 5 базовых университетов и 25-30 медресе, дающих среднее профессиональное образование. Кроме того, появилась возможность оплачивать обучение в светских вузах страны 60 молодых мусульман по рекомендациям региональных духовных управлений мусульман. Еще 10 мест из средств собственного бюджета добавил Татарстан.

Государство, через упомянутый выше фонд готово даже оказывать финансовую помощь в виде стипендии россиянам, обучающимся в исламских университетах за рубежом, при условии, что они туда поедут после получения базового исламского образования в России. Совместно с Министерство иностранных дел России уже ведется работа по подбору приемлемых зарубежных вузов. Касаясь проблематики обучения россиян в арабских странах, которая не вызывает восторга ни у официального духовенства, ни у органов госвласти, А.Гришин отметил, что по закону, никто не может препятствовать молодому человеку выехать на учебу за границу. Тем не менее, чиновник сообщил, что со своей стороны, государство предлагает духовным управлениям мусульман проводить аттестацию молодых специалистов, обучавшихся в других странах и выдавать им соответствующее удостоверение.

Для молодых мусульман, получающих образование в российских вузах, будь то в светских или религиозных, также предусмотрено финансовое поощрение, в размере 2000-3000 рублей ежемесячно, с условием, что по окончании вуза стипендиат обязуется проработать три года в духовном управлении или в религиозном учебном заведении по направлению.

В целом, Алексей Гришин дал понять, что любые адекватные и продуманные инициативы мусульманской стороны могут быть поддержаны средствами Фонда поддержки мусульманской культуры и образования.

Подводя итог круглого стола, можно констатировать, что государство действительно пошло на беспрецедентный шаг по поддержке отношению к мусульманской общину России, который, вполне возможно, по истечении десятилетий будет оцениваться так же, как знаменитый указ Екатерины II об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания. Да и расчет, в общем, такой же, как и двести с лишним лет назад – легализация всего лояльного государству мусульманского духовенства и духовных институтов, финансовая и административная поддержка дают государству контроль над ситуацией, а духовенству – чувство того, что государство заботится об интересах мусульман.

Безусловно, причиной такого поворотного для мусульман события, является всплеск среди мусульманского населения либо экстремистских идей, либо правовых школ, которые ни исторически, ни доктринально, не имеют шанса прижиться на российской земле, сохранив при этом благоприятную в обществе обстановку. Духовные управления мусульман с этой задачей в свое время не справились, не справляются и спецслужбы. Теперь на смену метода кнута, пришел метод пряника и в фокусе внимания власти оказался, прежде всего, сектор образования.

От того, как этим «пряником» воспользуются духовные структуры, во многом зависит лицо российского Ислама в будущем. Сейчас государство видит в официальном духовенстве союзника, партнера, но если мусульманская сторона вовремя не отреагирует на конструктивные предложения власти, последняя просто возьмет все происходящие в данной сфере процессы под свой контроль. Если же духовенство проявит такую же ретивость в деле освоения бюджетов, выделяемых российскими фондами, как это было в 1990-ые с арабскими меценатами, дело исламского возрождения опять будет числиться количеством отстроенных мечетей и коттеджей для духовенства, а с вопросами интеллектуального возрождения уммы придется подождать до следующего счастливого случая.

Диляра Рахимова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/694/">ISLAMRF.RU: 30-07-07 Исторически счастливый случай</a>