RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

17-08-07 Заявление мусульманской общественности по поводу споров о Письме 10 академиков РАН

17.08.2007 11:50

«КЛЕРИКАЛИЗМ – УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ»

«Уважать веру, но не давать ей влиять на государственные дела»

Екатерина II

Мы приветствуем возрождение духовно-нравственного влияния церкви на души миллионов христиан. Мы радуемся, что многие, в прошлом – агрессивные разрушители всего святого, сегодня стараются ориентироваться на заповеди Иисуса Христа (мир ему!). Мы высоко оцениваем добрые контакты с РПЦ МП ради сохранения мира и стабильности нашей общей Родины – России.

Однако нас глубоко тревожит, что некоторые понимают возрождение религии не как возможность добровольного и в рамках Конституции общения религиозных деятелей с населением, а как попытку реставрации того состояния государственно-религиозных отношений, которое сложилось в Российской империи до падения монархии. Более того, мы полагаем, что именно то положение вещей и стало одной из главных причин краха российской государственности, массового отхода населения от религии в период 1905 – 1916 годов[1], погромов церквей, последующих революций и гонений на религию со стороны уже большевистского правительства. В ту эпоху Ислам считался лишь «терпимой религией инородцев», и даже в период I мировой войны правительство организовывало миссии по «христианизации» татар, включая воюющих на фронте солдат-мусульман.

Мы категорически против подмены духовного возрождения многонациональной и многоконфессиональной России реставрацией феодально-государственной монополии на веру! Мы считаем милостью Всевышнего, что после падения КПСС наша Родина сумела устоять в золотой средине между диктатурой феодальных деспотов и диктатурой воинствующих безбожников. Эта золотая середина – светская республика, которая обеспечивает право всех и каждого на свободное мировоззренческое самовыражение.  

Письмо 10 академиков РАН всколыхнуло общественную дискуссию на эту тему. Академики по-научному точно поставили диагноз: клерикализм. Клерикалов во все времена объединяет один принцип – провозглашение себя выше общественных договоров – законов, выше охранителя законов – государства – вследствие якобы имеющегося на это «благословения свыше». Этот принцип точно описывается понятием клерикализма, т.е. стремления к установлению господства своей религиозной организации над политической, духовной и культурной жизнью общества без свободно выраженного доверия со стороны этого общества. Академики справедливо определили, что клерикализм как практикуемая идеология является главной угрозой внутренней безопасности России.

По своей значимости их письмо стало своеобразным продолжением уже подзабытого письма В.Г.Белинского Н.В.Гоголю 1838 года, где затрагивались схожие проблемы. Особую тревогу академиков вызвали решения Всемирного русского народного собора (ВРНС), который на последних заседаниях попытался оспорить понятие прав человека, ввести понятие «конфессионально ориентированной науки», а также внедрить в принудительном порядке основы Православия в школы.

Наука не может быть конфессионально ориентированной. Не может быть «православной физики», «иудейской математики», «мусульманской химии» и т.п. Наука может быть либо истинной, либо ложной. Чем ближе она к истине, тем она угоднее Создателю, тем больше дает человеку полезных сведений о богозданной вселенной. Как остроумно заметил М.В.Ломоносов, «негоже рассуждает математик, если он хочет волю Божескую циркулем измерить; таков же и богословия учитель, если он хочет движению звезд по псалтири научиться». В Исламе наука никогда не противопоставлялась вере, Коран и Сунна одобряют науку и получение знаний.

Академики приводят документ РПЦ: «В циркуляре Алексия II 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: "Если встретятся трудности с преподаванием "Основ православного вероучения", назвать курс "Основы православной культуры", это не вызовет возражений у педагогов и директоров светских учебных заведений, воспитанных на атеистической основе". Из процитированного текста следует, что под видом "Основ православной культуры" нам пытаются ввести (и вновь в обход Конституции) "Закон Божий"».

Содержание этого курса подтверждает правоту академиков, да и на местах, например, в Воронеже, между управлениями образования и РПЦ заключаются договоры, где вещи называются своими именами: «о сотрудничестве в области организации преподавания основ православного вероучения».

Уже 16 лет наша страна разрешает церкви преподавать в школах религию на добровольной основе, вне рамок обязательной программы. Все родители могут по желанию отправлять своих детей на эти занятия. Однако массового желания посещать такие уроки не отмечено. И вот теперь появляется инициатива реставрировать феодально-монархические порядки и заставить детей изучать православное вероучение под названием «православной культуры»! Между тем, это – вопрос добровольного выбора родителей, имеющих право обучать или не обучать своих детей религии в соответствии со своей верой.

После 1917 г. и тем более после 1991 г. население нашей страны качественно изменилось. Мусульмане чувствуют себя полноправными гражданами России и не согласятся с ролью «терпимого меньшинства». Тем более, что динамика демографии фиксирует возрастающую роль мусульман в нашем обществе. Они не хотят, чтобы их детям на уроках в государственной школе внушали неприемлемые для Ислама вещи. Государство должно обеспечить соблюдение прав всех и каждого на отсутствие принуждения в вопросах религии. Включение религиозного вероучения в обязательную программу обучения – прямое нарушение Конституции и законов России, обязательств России по международным договорам, запрещающим насилие в вопросах веры.  Именно принуждение к вере и есть признак клерикализма, ведущего страну к развалу по религиозному и национальному признакам!

Мы также с тревогой наблюдаем, как ВРНС и сопутствующие ему организации предлагают ввести в законодательство понятие «прав большинства», характерное для феодального общества, базирующегося на распределении привилегий между «большими», «малыми» и особо «избранными» сословиями. Привилегии для «избранных» означают устранение понятие прав человека как прав всех и каждого и возврат в эпоху феодально-сословного общества. Руководство так называемого «Правозащитного центра» ВРНС озвучивает идею феодального «патронажа» церкви над «вассалами» из числа мусульман: РПЦ «должна оставить за собой право помогать дружественным ей духовным лидерам, доносить до властей их проблемы и прикрывать их от ударов общих врагов. Что она и делает»[2]. Это она делала до конца XVIII века, пока Екатерина II не запретила такой «патронаж» своим Указом. – Назад в феодализм?

Первая реакция православной общественности показала, что в главном, исключая атеистические симпатии академиков, их письмо попало точно в цель: официальные представители ОВЦС усмотрели в этом очередной «заговор», «политический заказ», а представители неких околоцерковных «православно-гражданских» организаций уже пытаются засудить пожилого академика, одного из подписантов, и отлучить от Общественной Палаты другого подписанта. Повеяло духом средневековой инквизиции, от которого, собственно, и предостерегали академики. Пошли в ход ярлыки типа: «враги России». Сами же клерикалы своей нетерпимостью и подтвердили правоту академиков!

Мы с интересом ознакомились с реакцией на письмо официального представителя РПЦ, заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина. Мы приветствуем его утверждение, что «Церковь не стремится стать частью государственного аппарата, органом власти». Это стремление полностью совпадает с требованием Конституции РФ и федерального законодательства. Хотелось бы, чтобы это в полной мере осознали и те военачальники, которые всех солдат строем водят в церковь и заставляют быть участниками православных обрядов. А также те учителя, которые в обязательном порядке водят детей, в т.ч. мусульманских, на православные богослужения в церкви и монастыри, и всё это в рамках «Основ православной культуры». Православный правозащитный центр здесь имеет обширное поле для защиты прав граждан России, не имеющих желания участвовать в обрядах и изучать богословие другой религии.

Клерикализм неизбежно порождает конфликт интересов, разрушая возможность достижения баланса интересов как залога стабильности и устойчивого развития любого общества. Клерикализм несет войну даже внутри одного вероисповедания. Всем известен из истории России конфликт между царем Алексеем Михайловичем и Никоном, патриархом-клерикалом, именовавшим себя «солнцем», свет которого должна отражать «луна», т.е. царь. Этот конфликт привел в 1658 г. к расколу страны и, по сути, гражданской войне между верующими единого вероисповедания.

Мы, мусульмане, хотим, чтобы в многонациональной и многоконфессиональной стране были мир и согласие, чтобы многообразие было подлинным многоцветьем и благом для всех народов, живущих в России на своей исконной земле. А для этого необходимо, чтобы клерикализму во всех его видах был поставлен надежный заслон. Екатерина II в ответ на клерикальные требования одной религии сказала: «Как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и Ее Величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле, в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царили». А чтобы не было желания клерикалов подменить собой государство, потребовала «уважать веру, но никак не давать ей влиять на государственные дела».  

 

[1] Это констатировал Синод РПЦ в 1916 г.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/734/">ISLAMRF.RU: 17-08-07 Заявление мусульманской общественности по поводу споров о Письме 10 академиков РАН</a>