RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

05-09-07 Олег Стеняев: Двойные стандарты или почему надо бояться гетто?

05.09.2007 15:45

1 сентября 2007 года протоиерей РПЦ МП Олег Стеняев в эфире радиостанции «Радонеж» (21.00 -22.00) сделал неожиданное заявление. Прежде всего, он озвучил информацию от 29.08.2007 из Чеченской Республики о том, что «Председатель правительства Чеченской Республики Одеса Байсултанов подписал распоряжение № 329 о создании в Грозном Чеченского исламского института за счет средств городского бюджета, по статье расходов на образование».

Священник Стеняев поддержал данное решение. В частности, он заметил, что системное исламское образование, без сомнения, будет более продуктивным, чем та система так называемого нелегального образования, которая осуществлялась противниками РФ на территории Чеченской Республики.

Как известно, я на днях выступил с критикой решения № 329 на Портале-Кредо: "Решение о бюджетном финансировании исламского института в Чечне — зеркальное отражение неконституционных "изысков" Московской патриархии"

Именно поэтому столь неожиданной для меня была точка зрения православного священника, известного своей большой активностью, в том числе – непосредственно в Чечне, и в самые горькие дни её новейшей истории. Мне показалось крайне важным начать прямой диалог с ним и выяснить детали его заявления, сделанного в эфире православной радиостанции, но при этом посланного и государству и нам, мусульманам.

На заданный мною вопрос: насколько, по мнению Стеняева, данное «решение» можно считать конституционным, протоиерей ответил: «На мой взгляд, государство много и давно задолжало разным религиозным исповеданиям и конфессиям. В период правления большевиков были разрушены многие храмы, мечети и синагоги; были уничтожены или перестроены образовательные центры разных религий. Необходимо восстановить справедливость!»

Далее он добавил: «Я участвовал, по благословению священноначалия РПЦ МП, в пяти гуманитарных программах на территории Чеченской Республики. И убедился в том, что сложная политическая ситуация в Чечне обусловлена в том числе и отсутствием преподавания классических основ Ислама. И то, что принято своевременное, и даже немного запоздалое, решение о создании Исламского института в Грозном, это можно только приветствовать. Лучше, если чеченская молодёжь будет изучать основы классического Ислама в институтах и медресе, чем где-нибудь  в горах и лесах».

Далее он добавил: «Мне приходилось в Чечне встречаться с так называемыми «боевиками» (они никак не препятствовали нашей гуманитарной миссии): их познания Ислама были настолько низкими, что иногда мне казалось, что к мусульманству они имеют самое отдалённое отношение. На мой вопрос: в связи с чем был установлен пост Рамадан — только трое из десяти смогли правильно на него ответить!».

Далее священник Олег добавил: «Я спокойно отношусь и к тому, что в целом ряде школ Татарстана вполне легально преподаётся Коран и Основы исламской культуры. Мне непонятна вся эта шумиха вокруг Основ Православной культуры.

Например, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) в течение многих лет действует кафедра «Библейского иврита и арамейского языка Талмуда», возглавляемая Львом Городецким, действует Читальный зал по иудаике. И все к этому спокойно относятся. Я сам с интересом читаю издания этого иудейского центра библеистики при РГГУ. Но при всём при этом я не могу понять, почему действуют двойные стандарты: одним, мусульманам и иудеям, можно — а нам, православным, нельзя?

Я лично не хотел бы жить по соседству с неверующими евреями и чеченцами — есть некая духовная суицидальность в связи с отречением от собственных духовных корней.

И я думаю, что и сами иудеи и мусульмане не захотели бы, чтобы их соседи русские были наркоманами и алкоголиками.

Да! Мы живем в светском государстве, но светскость не означает безрелигиозности или даже проявления госатеизма прежних времён. Светскость государства — это, прежде всего, осуществление равенства прав для всех граждан страны, независимо от их национальности и религиозного исповедания.

Например, в Чехии все священнослужители являются работниками Министерства культуры, получают зарплату от государства, и от них требуется, чтобы они 40 часов в неделю занимались воспитанием своих прихожан. То есть, для правительства Чехии понятие культурообразующие религии — есть понятие современное и деятельное, а не абстрактное и реликтовое. Да, в нашей стране есть религиозные деятели, которые напуганы ОПК или созданием Исламского института в Грозном. На мой взгляд, такая их позиция — пережиток прошлого, когда религию загоняли в некую резервацию или гетто.  Но не надо забывать, что гетто — иногда заканчивается крематорием!»

Post Scriptum — Таковы мысли православного священника Олега Стеняева, которые частью совпадают, частью противоречат тому, что думаю и высказываю я.

Но, очевидно, что именно сейчас пришла пора для искреннего и вдумчивого диалога между мусульманами и православными. Мы – граждане одной страны, мы – наследники Авраамической Традиции, нас заботят проблемы, общие для всей страны.

Увы, межконфессиональный диалог на уровне официальных структур по многим причинам рассыпался, ибо имел песочное основание. Но это не значит, что такой диалог вообще не нужен.

А что думаете Вы по этим вопросам?

Джаннат Сергей Маркус, 3 сентября 2007

Уважаемые читатели! Предлагаем Вам присылать свое мнение по данной проблеме на наш электронный адрес madina@sinn.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/764/">ISLAMRF.RU: 05-09-07 Олег Стеняев: Двойные стандарты или почему надо бояться гетто?</a>