RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Рынок, стройка и мечеть

05.12.2007 16:54

Социализация мигрантов и роль мечетей в этой работе

Экономика многих стран, в том числе и России, не может обойтись без мигрантов. Но место их на общем рынке труда известно – строка и базар. Третье место, где можно наблюдать скопление большого количества мигрантов – это мечеть, так как именно из республик бывшего СССР идет в Россию основной поток приезжающих на заработки. Это и исторически сложившаяся традиция, ведь именно через культурные и экономические контакты российских мусульман шло преимущественное развитие торговых отношений России с исламским миром. Да и интеграция мигрантов-мусульман исторически всегда происходила преимущественно именно в российско-мусульманскую среду, а не в общероссийскую. Таким образом, и сегодня мечеть остается важнейшим институтом социальной работы по адаптации мигрантов к российским социокультурным реалиям и должна уделять этой работе максимум влияния.

    Нацистская идеология в России взяла на вооружение проблему миграции, как предлог всевозможных ксенофобских акций, так что на первый взгляд может показаться, что распространившееся в обществе ксенофобия является последствием возросшей в последние годы миграции. На самом деле ксенофобия в российском обществе – явление, к сожалению, не такое уж и новое. В советское время тоже происходили стычки на межнациональной почве, хотя и не столь масштабные, по крайней мере, до Карабахских событий. Естественно, что они никоим образом не освещались в прессе, но отрицать сам факт их существования нельзя – они были, причем в самых разных регионах страны. Одна из подобных вспышек произошла на БАМе, когда местные охотники, главным образом эвенки, отстреляли в тайге несколько строителей-комсомольцев. Поводом же послужило то, что последние, в нарушение таежного обычая, не только не потрудились оставить на заимках какие-нибудь припасы, переночевав там, но еще и сами избушки подпалили. Подобного нарушения норм общепринятой (среди местного населения) морали охотники не смогли стерпеть.

    Были и другие примеры, не менее вопиющие, в том числе и на достаточно крупные, которые не назовешь случайным инцидентом. Как, например, расценить факт переселения в 1958 году множества сел эскимосов и береговых чукчей с насиженных мест, где они проживали уже несколько тысячелетий? Между прочим, одной из последних жертв нациствующих субъектов стал якутский шахматист, то есть гораздо больше сделавший для России и более коренной россиянин, чем убившие его сопливые никчемы лет по 15-16. В этой ситуации говорить о «патриотизме» ксенофобов не приходится, скорее уж, наоборот, о выполнении проплаченного кем-то заказа, направленного на развал страны и подрыв ее безопасности. То же можно и нужно сказать и о тех, кто этих воинствующих бездельников покрывает, хотя в первую очередь должен останавливать, чтобы другим было неповадно. Все подобные дела должны ставиться на особый контроль Генпрокуратурой и ФСБ, и наказываться должны не только недоумки-недоросли, но в первую очередь те, кто их направил, воспитал, и им попустительствовал. Иначе нам не избежать участи Советского Союза, который был мощнее, сильнее, но развалился именно по этим причинам.

    Сейчас же в силу ряда причин демографического и экономического характера резко выросли масштабы перемещения населения, то есть то, что иначе называется миграцией. Между прочим, по оценкам ученых, экономика ряда стран, причем именно развитых стран, не может обойтись без миграции. И Россия относится к их числу. Кроме нее, это как европейские государства со своим стремительно стареющим населением, так и малонаселенные богатые  арабские монархии Персидского Залива. Между прочим, США, хотя в этой стране собственное население и беспрерывно растет, тоже не может обойтись без мигрантов – именно на них держатся как грязные низкооплачиваемые отрасли, так и наиболее высокотехнологичные и наукоемкие. Последнее относится скорее к недостаткам американской системы образования, но факт остается фактом – американская наука стоит на мигрантах со всего мира – европейцах, китайцах, индийцах, арабах, африканцах, и наших соотечественниках в том числе. Подобная же ситуация наблюдается в Канаде и Австралии.

    Что же касается России, то здесь мигранты заняты преимущественно в таких сферах, как строительство, мелкая торговля, коммунальное хозяйство, сезонные работы в сельском хозяйстве. Грязно, опасно, непрестижно — как и во всем мире. Кроме того, в России, как и во многих других странах, местное население (принимающее сообщество) и мигранты относятся к различным этнокультурным общностям. Но, если в Саудовской Аравии или Кувейте большинство мигрантов это – индопакистанцы, в Германии – турки, во Франции – магрибинцы, то у нас это – наши бывшие сограждане из среднеазиатских и закавказских республик. Именно они составляют большинство трудовых мигрантов в России, оттеснив не столь давно с этого места украинцев и молдаван, и их количество будет все возрастать в ближайшем обозримом будущем. Поэтому третьим местом, где можно всегда отыскать мигранта, после стройки и рынка, становится мечеть.

    На самом деле эта ситуация тоже не совсем нова. Именно через культурные и экономические контакты российских мусульман шло преимущественное развитие торговых отношений России с исламским миром. И если в Бухаре жили татары, то в Москве и Санкт-Петербурге жили бухарцы. Кстати, основным спонсором строительства мечети в столице Российской империи был эмир Благородной Бухары. Активное участие принимали бухарские купцы и в строительстве Исторической мечети в Москве.

    Понятно, что вряд ли кто из узбеков или таджиков, работающих на стройках Москвы и Санкт-Петербурга, является прямым потомком бухарского эмира, но факт остается фактом. Между прочим, сейчас именно мечеть становится единственным местом для гастарбайтеров, где они могут найти приветливое слово и хоть какое-то понимание своих проблем. Кстати, именно на этом построена деятельность сети центров по ознакомлению с исламом, работающих в Кувейте.

    Да, в мечеть приходят самые разные люди с самым различным понимаем ислама, в том числе, и совершенно отличающимся от нашего восприятия. Но в том то и заключается задача проповедника, имама, даи, чтобы направить его духовный поиск в нужном направлении. Кстати, эта работа имеет большое значение с любой точки зрения, ведь интеграция мигрантов-мусульман всегда происходила преимущественно именно в российско-мусульманскую среду, а не в общероссийскую.

    Таким образом, полноценная интеграция мигрантов мусульман, а именно они составляют большинство иностранных рабочих, в российский социум, немыслима без целенаправленной деятельности, направленной на их социализацию, ведущуюся всеми заинтересованными сторонами. И без участия российских мусульман этот процесс немыслим и невозможен.

 

Ахмад Макаров

Историк, советник председателя Федерации мигрантов России (Москва)

 

Ссылки по теме:

Комментарий недели. Мигранты и ксенофобия

— — Студенты-потанинцы из ТюмГУ помогут мигрантам-мусульманам

— Интервью с председателем общероссийской общественной организации Федерация мигрантов России Мухаммадом Амином Маджумдером — Мусульмане мигранты: нам нужна Россия, и мы нужны России

«Мы объединены одной историей»a> — на самые наболевшие вопросы приволжских мусульман в эксклюзивном интервью отвечает полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Александр Коновалов

Репортаж с закладки Нижегородского Центра мусульманской культуры

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1029/">ISLAMRF.RU: Рынок, стройка и мечеть</a>