RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Абдулбари Муслимов: Современному имаму необходимо высшее светское образование

05.12.2007 18:10

Семинар-совещание «Традиционные и современные политические, этические и эстетические концепции ислама, их трансформация в массовом сознании мусульманских народов России и проблемы преподавания в российских вузах» прошел 27-28 ноября 2007 года в Москве. В мероприятии приняли участие представители Администрации президента и Правительства РФ, ДУМ крупных регионов страны, министерства образования и науки, ректоры и преподаватели светских и исламских вузов России.

На семинаре обсуждались формы взаимоотношений государственных вузов с Духовными управлениями мусульман России и высшими исламскими учебными заведениями.

    Нижегородский исламский институт им. Х. Фаизханова на форуме представляли ректор Дамир Мухетдинов и заместитель председателя Духовного управления мусульман Нижегородской области по учебно-воспитательной работе Абдулбари Муслимов. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.

    Сочетание богословских традиций российских мусульман и российской образовательной традиции в подготовке специалистов в мусульманских вузах

    Российское профессиональное религиозное образование в начале прошлого века отличалось высоким уровнем постановки обучения, качеством научно-педагогической литературы, подготовкой преподавателей. Поэтому эти вузы выпускали   квалифицированных богословов и священнослужителей, а после обучения в светских вузах их выпускники занимали ведущие места вне сферы религии. Если традиции российского православного образования прервались на 20 лет, и при этом сохранилась часть дореволюционных кадров, то традиции  российского мусульманского образования в медресе прервались   более чем на 60 лет. Все попытки российских муфтиев в 1940-1960-е гг. добиться вновь открытия медресе по образцу начала века отвергались властями. Не  поняв смысл этой трагедии, нельзя понять смысл проблем современности.

    Одним из составляющих концепции исламского образования в России является необходимость для будущих имамов иметь высшее светское образование. Другого пути нет. Иначе они в современном обществе останутся в ущемленном положении, ибо обязаны сотрудничать не только с пришедшими в мечеть прихожанами и исполнять религиозные обряды, но и отстаивать интересы махалли перед местными органами власти и частными лицами, убеждать их в своей правоте и в истинности намерений, правильно мотивировать свою точку зрения с учетом ментальности и ценностных ориентиров светского человека и др. Мы говорим об авторитете будущего имама-хатыба и перед прихожанами, взрослая часть которых имеет высшее или среднее специальное образование. Наконец, по исламу духовное лицо не является духовным саном. Светское высшее образование будущего имама в светском государстве, в поликультурном обществе означает его  социальную защиту. Поэтому мы приветствуем инициативу государства о признании   дипломов религиозных вузов, но при этом  сама квалификация выпускников такого вуза не должна быть ниже квалификации выпускников  светских вузов.

    На сегодняшний день на бумаге существует много мусульманских высших учебных заведений. Но на деле их уровень мало отличается от уровня медресе. Они не отвечают никаким требованиям, предъявляемым к учебным заведениям. В итоге, как и в советские времена, имамы  знают, как проводить обряды, но не могут объяснить  верующим основы мусульманского вероучения. Сами, став преподавателями мектебов и медресе они не владеют азами педагогики: как написать план урока, как понятно объяснить ученикам сложные  места, как не превратить обсуждение проблемы в базар, и как добиться понимания самими учениками. В результате дело зачастую сводится к тупой зубрежке. Ученики знают ответы на конкретные вопросы, но  не могут объяснить, что является грехом, а что добрым делом или почему необходимо соблюдать законы светского государства. При этом их уровень правовой культуры и знаний весьма низок. Медресе и исламские вузы превратились в места, где учатся те, кто не может найти себе места в светском вузе. Меньшинство из них становятся имамами, а большинство находят себе более хлебное место в городе. 

    Очень хорошо, что в последнее время  число учреждений называющих себя исламскими вузами сокращается, но оставшиеся нужно наполнить по-настоящему квалифицированными кадрами. При этом такие люди должны быть по-настоящему квалифицированы в исламской проблематике. Если учесть, что в годы перестройки в систему исламского образования пришли  бывшие комсомольские активисты и научные атеисты, то сложно говорить об их мусульманской квалификации.  Не случайно, что таких специалистов радикально настроенная молодежь опровергают на раз—два. Как человек, сам получивший образование в Саудовской Аравии, я могу сказать, что радикально настроенные проповедники знают как бороться с бывшими марксистами, как доказывать их глубоко неисламский характер. Что мы можем требовать  например от шакирдов, чей ректор  начал свою карьеру как научный атеист? Наверное, ни одна из православных семинарий или академий все-таки не возглавляется бывшим научным атеистом.

    В России есть прекрасная традиция сочетания богословских традиций российских мусульман и российской образовательной традиции, берущая начало в деятельности таких алимов: ректора медресе «Марджания» в Казани Шигабетдина Марджани и его ученика, затем преподавателя Восточного разряда Петербургского университета Хусаина Фаизханова. Их идеи получили развитие в рамках джадиской реформы на рубеже 19-20 вв. Рассмотрим реализацию этой программы в основных джадидских медресе у татар и башкир, тем более, что целостная реформа медресе началась по сути в 1905-1907 гг. Центрами джадидизма у мусльман Волга-Уральского региона стали медресе «Мухаммадия», «Апанаевское» (оба в Казани), «Галия», «Усмания» (оба в Уфе), «Хусаиния» (в Оренбурге), «Расулия» (в Троицке), «Буби», где программа включала в себе преподавание религии на основе Корана и сунны, истории Ислама, татарского языка, тюрко-татарской истории и научных дисциплин. Максимальный срок обучения составлял 14 лет. В медресе "Мухаммадия" было 3 разряда: начальное “ибтидаия”, составлявшее курс мектеба и включавшее в себя 5 классов, в том числе и подготовительный; второе среднее “санавийя” - 6 классов, где выпускали мулл, мугаллимов, азанчи; высшее “галия”, - 3 класса, готовило мулл высокой квалификации и ректоров медресе. Другой вариант предлагало медресе «Хусаиния» в Оренбурге, где было 4 разряда: начальное “ибтидаия”, включавшее в себя 3 класса; среднее “рушдия” - 4 класса; подготовительное к высшему «игдадия» - 4 класса; высшее “галия” - 3 класса. Подобный вариант был использован в уфимских медресе «Усмания» и «Галия».

    В медресе «Хусаиния» по сути существовало два отделения: религиозное  и научное. Обучение в медресе «Хусаиния» составляло  14 лет и делилось на 4 разряда: начальное “ибтидаия”, включавшее в себя 3 класса; среднее “рушдия” - 4 класса; подготовительное к высшему «игдадия» - 4 класса; высшее “галия” - 3 класса. При том преподавание светских дисциплин занимало большую часть на обоих отделениях, начиная с разряда «игдадия». Стоит отметить, что душеприказчики Ахмед бая Хусаинова вошли  с ходатайством в Государственную Думу и Министерство народного просвещения, чтобы медресе  «Хусаиния» подобно частному  университету А.Л. Шанявского в Москве  имело бы полную самостоятельность и управлялось попечительским и педагогическим советами, а не находилось бы в ведении ОМДС. Особо отмечалось, что университет А.Л. Шанявского и «Хусаиния» имеют одинаковые уставы.  В попечительский совет медресе  традиционно входили все три казыя ОМДС, а в педагогический совет великий алим и муфтий ЦДУМ в 1921-1936 гг.   Риза Фахретдин. Некоторое время он был ректором «Хусаинии». В народном университете А.Л. Шанявского существовало три отделения (факультета): общественно-юридических наук, историко-философское и естественно-историческое.  Нужно отметить, что в медресе преподавали алимы Риза Фахретдин, Муса Биги, Тахир Ильяси, Габдулла Шнаси, учились – Джихангир  Абзгильдин (ректор уфимской «Усмании» и секретарь «Голямалар Шурасы» при ЦДУМ) Габдулла Шнаси, Закир Кадыри.   Может ли сегодня хотя бы одно российское  мусульманское учебное заведение  похвастаться хотя бы одним педагогом или выпускником такого уровня?

    Появившиеся на  рубеже 1980-1990-х новые медресе не имели ни кадров преподавателей, ни современной научно-педагогической  литературы. Тысячелетнюю для мусульман (татар и башкир) Волго-Уральского региона ханафитскую богословскую традицию во многом заменила ханбалитская традиция. Последствия этого на Кавказе, да и во многих других регионах хорошо известны. Только благодаря огромным усилиям федеральных властей и местных мусульман обстановку удалось несколько стабилизировать.

    К счастью, российские мусульмане вне Кавказа отвергли путь насилия, но радикальные и чуждые идеи для мусульман России через медресе и подготовленных там имамов и преподавателей во многом проникли в общество. Им не могут противостоять  люди без высшего образования, зачастую бывшие простые труженики или мелкие местные функционеры. Не нужно думать, что и большинство выпускников медресе, где преподавали арабы, искренне стремятся нарушить основы конституционного строя России.  Но у первой группы нет никакой профессиональной методики обучения, а у второй – она ориентирована на реалии Саудовской Аравии, Египта или Турции. А ведь если мы посмотрим на Уставы Духовных Управлений российских мусульман вне Кавказа, то там четко написано, что они действуют на основе ханафитского мазхаба. Только практически нигде невозможно стать высококвалифицированным богословом или правоведом в рамках ханафитского мазхаба.

    Что же делать? Нам нужна подготовка таких имамов и преподавателей, которые могут одновременно обучать на основе ханафитского мазхаба и владеют самой методикой преподавания религиозных предметов. Поэтому нам нужна переподготовка мусульманского духовенства, т.е. курсы повышения квалификации. Такие курсы проводятся при Духовных Управлениях мусульман и при Российской Академии Государственной службы (РАГС).  Но нам нужны курсы, где  сочетались бы религиозные и светские начала, ведь религия Ислама говорит о единстве этого мира. Поэтому тезис о необходимости изучения и соблюдения конституции России должен быть подкреплен цитатой из Корана и мнением таких выдающихся богословов, как муфтий ЦДУМ Риза Фахретдин.

    Наши имамы очень слабо знают российскую ханафитскую традицию. Ведь ей не учат. Поэтому ДУМНО в массовом порядке выпускает как труды по ханафитскому мазхабу, так и работы, рассказывающие о деятельности российских муфтиев в рамках этого мазхаба. Последним достижением является выпуск тафсира Юсуфа Али. Это прекрасное толкование современное толкование Корана в рамках ханафитского мазхаба занимает 1.500 страниц.  Ведь 65 лет назад в дни, когда немецкие танки  рвались к Сталинграду, муфтий Центрального Духовного Управления мусульман России Габдуррахман Расули объявил джихад фашистской Германии. Вот какому патриотическому воспитанию мусульманского права нужно учить российских мусульман.

    Этим мы стараемся заниматься на нижегородской земле, где мусульмане живут уже много веков. С 1994 года здесь начинает работать медресе «Махинур». К 2004 г., за 10 лет работы медресе «Махинур» около 170 человек получили религиозное образование по специальностям «имам-хатыб» и «преподаватель основ Ислама». Около 140 выпускников приступили к исполнению обязанностей в качестве имамов и преподавателей мактабов и медресе или продолжили обучение в высших исламских учебных заведениях в Москве и Казани.

    Особое внимание уделяется высокому уровню подготовки имамов. В современных условиях для повышения конкурентоспособности и признания их элитарной роли, имамы ДУМНО, выпускники медресе продолжают обучение в светских вузах страны: в Институте стран Азии и Африки при Московском государственном университете; Московском государственном лингвистическом университете по специальности «переводчик-арабист»; в Нижегородском государственном университете  (ННГУ) на факультете международных отношений; в Волго-Вятской академии госслужбы. Сегодня многие имамы имеют по два высших  образования (религиозное и светское), владеют 3 языками: татарским, русским, английским или арабским. С 1999 г. на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского существует программа «Исламские исследования», около 500 человек, из которых несколько десятков получили свидетельства государственного образца. В  ближайшее время планируется открыть на базе ННГУ кафедру восточных языков. С сентября 2005 г. в рамках целевой программы президента Российской Федерации по направлению СМР 9 нижегородцев поступили на факультеты лучших вузов страны: 2 в Санкт-Петербургский государственный университет, 2 — в Московский государственный Лингвистический университет, 5 — в Нижегородский государственный университет.

    У ДУМНО сложилась сеть специалистов, которые переводят и редактируют  труды по ханафитскому мазхабу. Мы тесно работаем с преподавателями из ННГУ, НГЛУ, вузов Москвы и Казани. В этом году наши авторы создали целый ряд учебников и учебных пособий по светским дисциплинам исламоведческого цикла, в том числе уникальные работы по богословской мысли и истории мусульман Поволжья. Нами подготовлен первый энциклопедический словарь «Ислам в ПФО». В течение учебного года они выйдут в свет. Все это будет использоваться в рамках разворачивающего деятельность Нижегородского Исламского института им. Хусаина Фаизханова. Этот институт в традициях джадидских медресе должен совместить религиозное и светское образования, чтобы его диплом  высоко котировался как среди имамов и алимов, так и на  общем рынке труда.

 

 Список использованной литературы:

 Малашенко А., Набиев Р., Хабутдинов А. Джадидизм // Ислам на европейском Востоке. Энциклопедический словарь. — Казань, 2004. — С. 78.

 Хамматов Ш.С. Программа преподавания в медресе «Мухаммадия» в начале ХХ в. (соотношение светских и религиозных дисциплин) // Векторы толерантности: религия и образование – Казань,  2006. – С. 166.

 Рахимкулова М. Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. — Оренбург, 1975.—С. 16 

 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX—начало XXв. – М., 1991.—С. 162-163.

 Баишев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова — Уфа, 1996 — С. 176

 Роль дореволюционных духовных учебных заведений в просветительстве народа: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 100-летию медресе «Галия», Уфа, 31 октября 2006 г. — Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2006 — С. 162

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1031/">ISLAMRF.RU: Абдулбари Муслимов: Современному имаму необходимо высшее светское образование</a>