RSS | PDA | Архив   Суббота 25 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

От единства в партии к единству граждан: выборы в Госдуму

13.12.2007 16:50

Мало кто сомневался, что «Единая Россия» получит большинство на выборах в Государственную думу. Но большинство — какое? Относительное, заставляющее искать союза с другими партиями и вынуждающее идти только на заведомо популярные меры? Вице­спикер от «Единой России», депутат Госдумы от Татарстана Олег Морозов назвал такой вариант весьма вероятным.

Большинство абсолютное, дающее возможность проводить целостную политику, но требующую согласования с другими фракциями по вопросам, где необходимо две трети голосов. Наконец, большинство конституционное, обеспечивающее возможность преодолеть вето Совета Федерации и Президента. «Единая Россия» получает в новом парламенте более 315 из 450 голосов и вновь берет на себя полную ответственность за происходящее. При этом если раньше половина депутатов была подотчетна избирателям конкретных округов, то теперь фактически все парламентарии от партии «в ответе за все и за всех».

    Президент В.В. Путин на следующий же день четко оценил результаты выборов. Он указал: «Граждане страны проявили серьезное и ответственное отношение к развитию страны. … Теперь для меня совершенно очевидно, что россияне не допустят развития страны по деструктивному пути. … Это хороший пример и хороший показатель внутренней политической стабильности России». Конституционное большинство в Государственной думе единороссы во многом получили за счет мусульманских регионов — от 83 % в Башкортостане до 99 % в Чечне.

От несбывшихся ожиданий к реализму

    Выборы в новой России имеют свою историю. Конец 1980­х – начало 1990­х годов заставили вспомнить эпоху «оттепели» с ее большими, но едва сбывшимися надеждами, верой в коллективизм и бескорыстие. В эти годы Ельцин набирал в Москве более 90 % голосов против кандидата­коммуниста. В Казани на довыборах в Верховный Совет Татарстана впервые в России забаллотировали партийного чиновника. Четверо из пяти депутатов Съезда народных депутатов СССР от столицы еще советской Татарии были сторонниками Межрегиональной депутатской группы (МДГ). Авторитет Андрея Дмитриевича Сахарова, призывавшего к равноправию всех народов, был огромен в Казани. Однако люди, клявшиеся сахаровскими идеями свободы и либерализма, потребовали ввести танки в Татарстан в 1992 году. Поволжскую республику назвали тогда второй Чечней… Да и по всей России иллюзии о светлом и сладком капиталистическом будущем быстро рассеялись. Эти годы надолго останутся в памяти как эпоха беспредела. Но российское общество (кроме части Северного Кавказа) не погрузилось в пучину гражданской войны и кровавых репрессий.

    Позднее, по мере построения рыночной экономики, появления массовой безработицы и нищеты населения, больших выборных успехов достигли коммунисты. Тогда десятки российских регионов составили так называемый «красный пояс». Эти настроения были сильны и среди мусульман, прежде всего, северокавказских республик, переживавших как безработицу, так и насилие.

    Однако российская оппозиция, весьма умело критиковавшая власть, в 1990‑е годы, не сумела добиться значительных успехов в контролируемых ею регионах. Так распался и «красный пояс» к югу от Москвы. Коммунисты оказались вне региональных парламентов. Пионером среди мусульманских республик выступил Татарстан. Здесь коммунисты не смогли провести ни одного своего депутата ни по одному территориальному округу. Им даже не помогло избрание по партийным спискам. Компартия Российской Федерации (КПРФ) в Татарстане на последних выборах в Госсовет РТ в 2004 году так и не смогла преодолеть 7­процентный барьер, и только необходимость наличия двух федеральных партий в региональном парламенте спасла их. Вдобавок фракция коммунистов здесь раскололась пополам.

    Впрочем, эта антикоммунистическая традиция в мусульманских регионах стала определяющей уже в первые годы нового века. В 2000 году во многом голоса избирателей Татарстана и Башкортостана принесли победу В.В. Путину уже в первом туре его первых президентских выборов. Коммунисты однозначно понесли поражение в мусульманских республиках и на думских выборах 2002 года.

Чечня продемонстрировала рекордную явку на выборах    И сегодня прозвучали обвинения от коммунистов в массовых фальсификациях, но пока нет данных о действительно масштабных нарушениях. Если и велась агитация со стороны властей, то, прежде всего, за явку на выборы. В 1987 году, как в вышеуказанном случае в Казани, даже намного более мощный административный ресурс не позволил победить первому секретарю Вахитовского райкома КПСС в Казани. Да, большинство россиян не склонны рвать на себе рубаху и орать на митингах, но это не значит, что они являются нацией рабов. Сегодня, когда некоторые проигравшие на выборах рисуют своих соотечественников быдлом, нельзя забывать, что гражданский мир в России спас мир от фашизма в 1941 году и от ядерного апокалипсиса. Поэтому неверие некоторых чиновников в своих граждан и партийных активистов весьма опасно и неконструктивно.

    Не случайно, что в своей первой большой речи после выборов Президент В.В. Путин сказал: «Для «Единой России» это не просто оценка того, что было сделано, а, прежде всего, ожидание избирателей того, что партия и дальше будет конструктивно работать, решая социальные вопросы, проблемы пенсий, пособий, здравоохранения, науки, образования, демографии». Народ России сделал чрезвычайно много для своей страны и мира в прошлом столетии, и теперь необходимо помочь обеспечить гражданам достойную жизнь. Ивановская ткачиха на предвыборном мероприятии «Единой России» напомнила вопрос из поэмы Евгения Евтушенко «Ивановские ситцы»: «Ну а жизнь­то мы хорошую заслужили или нет?» Ведь ткачиха, прядущая на станке нить судьбы, действительно является старейшим символом. Что же мы получим: саван или свадебное платье? Не самый праздный вопрос в вымирающей стране. Но даже пусть маленький, но все­таки рост рождаемости говорит о вере россиян в будущее своих детей. И, действительно, народ проголосовал не за красивые слова, а за то улучшение жизни, которое начали реально чувствовать много и тяжело работающие люди. Сегодняшней России все больше не хватает не денег, а специалистов. Поэтому «профессии» рэкетира и проститутки у молодежи ушли из мечтаний о будущем.

Кто они, проголосовавшие россияне-мусульмане?

    В своих обзорах на страницах «Медины» мы неоднократно указывали на то, что мусульмане проголосуют массово и преимущественно за ту партию, которая больше всего связывается с мирным и эволюционным развитием России. В 1906 году такой партией они считали кадетов с их идеей свободной инициативы в государстве равных граждан, в 1917 — эсеров с их программой федеративной России, где каждый обрабатывает свой надел земли. Российская мусульманская элита была настолько сильна, что образовывала собственные фракции. У них не всегда были лучшие отношения с властями, но в кризисных ситуациях и царские министры, и большевистские наркомы говорили именно с этими депутатами. Интересен другой факт: мусульмане могли голосовать даже за национальные социал­демократические группировки, но никогда не голосовали за большевиков с их идеями ликвидации собственности и жесткого подчинения единому центру. Так что сегодняшнее поражение коммунистов в мусульманских республиках исторически закономерно.

    Сегодня, похоже, степень интеграции мусульман в российское общество выше, и у них нет собственной представительной партии. В 1906 и 1917 годах на выборы являлись практически все избиратели­мусульмане, голосовавшие за списки своих единоверцев. Но теперь в случае реальных конфликтов властям не хватает независимых посредников между центром и населением. Свое представительство сегодня российские мусульмане реализуют преимущественно через региональных лидеров. Не случайно, что именно они возглавили республиканские списки единороссов. И теперь к авторитету Путина примешивалось собственное влияние Шаймиева, Рахимова, Кадырова или Алиева. Такое сочетание и позволило поднять рейтинг «Единой России» выше путинских 70 %. Рекордсменом, конечно, является Чечня с ее 99 % от 99,2 % проголосовавших. Почти таким же результатом отметилась Ингушетия. Кабардино­Балкария дала 96 %, А Карачаево­Черкессия — 94 % голосов. Чуть ниже 90­процентной отметки оказался Дагестан: здесь – 88,9 %. Близки к нему Татарстан — 87 % и Башкортостан — 83 %. (Здесь приводятся не окончательные данные, поэтому они могут несколько отличаться от фактических).

Выборы состоялись, что завтра?

    «Единая Россия» действительно победила по всей стране. Но в наиболее процветающих Москве и Санкт­Петербурге ее список получил немногим более половины. Сколько же от достигнутых результатов и сколько от надежды в голосах Северного Кавказа, где число молодых безработных превышает число их трудящихся ровесников?

    Экономический рост в России сказался на росте благосостояния далеко не всех наших соотечественников. В ходе предвыборных разговоров о достигнутых результатах почти ничего не было сказано о реальных путях решения проблем. Как верно отмечалось в «Независимой газете», «не удалось услышать ничего дискуссионно­спорного, но фиксирующего позицию по таким вопросам, как здравоохранение и профилактика болезней, пенсионное обеспечение, соотношение ипотечного и социального жилья, статус иммигрантов в окружающей нас жизни, причины инфляции, характер и темпы экономического роста, экспансия импорта готовой продукции на наши рынки, детская преступность и беспризорность и т. д.». Все эти проблемы требуют решения…

    За кадром остались проблемы регионов, национальные и религиозные особенности нерусских народов. Отмена национально­регионального компонента не дала возможность ввести в школах «Основы православной культуры», но она же зачеркнула возможность для национальных меньшинств изучать свои языки и историю. В Казани утверждается, что в ходе встречи В.В. Путина с президентом Татарстана М. Шаймиевым было принято решение о защите культурных прав нерусских народов. С такой инициативой следовало бы выступить новой Госдуме. Во всероссийскую, а в связи с Олимпиадой в Сочи, уже и в международную проблему превращается фактический запрет на строительство мечетей в целом ряде российских регионов, в том числе — Краснодарском крае. Три столетия назад Причерноморье было преимущественно мусульманским регионом. А гора в Сочи так и называется Ахун, напоминая о титуле мусульманского духовенства.

    В чрезвычайно болезненную проблему превратился рост численности мусульман — выходцев из Северного Кавказа и государств СНГ в российских городах. Но то, что православные россияне вымирают при коэффициенте рождаемости в 1,3, не значит, что их примеру должны последовать мусульмане. Численность практически всех мусульманских народов в России выросла по сравнению с 1989 годом. Необходимо вырабатывать механизмы адаптации, иначе подвергающиеся агрессии переселенцы станут на сторону экстремистов. А альтернатива, между тем, невелика: мусульмане или китайцы.

    Россия как евразийская держава продолжает политику интеграции на постсоветском пространстве, прежде всего, в Центральной Азии. Но веками пионерами здесь выступали татарские торговцы, дипломатические агенты и имамы. И если права мусульман не ущемлялись, если русские чиновники от Астрахани до Омска изучали татарский язык, то и отношение народов Казахстана и Туркестана к российскому государству становилось более благожелательным. Пока из всех лидеров СНГ самый лучший татарский язык — у казахстанского президента Нурсултана Назарбаева. Но Путин не случайно стал первым российским лидером, официально заговорившим на языке второго этноса России.

    Потребность в объединении в реальное СОДРУЖЕСТВО независимых государств позитивно воспринимается к югу от тайги и к северу от Памира. Не мусульмане планировали распад СССР, но сегодняшняя элита Центральной Азии высоко уважает общую с миллионами россиян религию Ислама, язык и историю тюркских предков.

    Все эти вопросы должна решать Дума пятого созыва. Не столь важно, кто именно будет в ней защищать интересы и права российских мусульман. Важно, насколько квалифицированной и благожелательной будет эта защита. Ведь сегодня мусульмане проживают почти по всему нашему Отечеству. Стабильность и миролюбие российской уммы является одним из залогов благополучного развития нашей Родины.

 

Аналитический центр «Амаль»

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 46

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1062/">ISLAMRF.RU: От единства в партии к единству граждан: выборы в Госдуму</a>