RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Александр Невский как образец для современной российской дипломатии

18.12.2007 16:51

На прошлой неделе глава МИД России Сергей Лавров, выступая в МГИМО на конференции, посвященной знаковой роли легендарного князя XIII века Александра Ярославича для становления российской внешней политики, сказал, что «активность Александра Невского на западе и востоке заложила то, что мы называем многовекторной дипломатией. Россия во внешнеполитическом плане должна работать на всех направлениях». Фактически, речь идет о частичном возрождении МИДом официальной традиции Российской империи – почитать князя Александра Ярославича Невского в качестве родоначальника и эталонного образца российской дипломатии.

Александр НевскийИ действительно, реальная жизнь князя Александра Ярославича была жизнью искушенного политика, мудрого государственного деятеля, который шел на самые сложными компромиссы ради единственной цели – спасения, сохранения и укрепления зарождавшегося под властью Монгольской империи единого российского государства.

     Русская православная церковь причислила его спустя три века после смерти к лику святых, особенно использовал его образ в церковно-государственной символике император Петр Первый, который хотел сместить акценты духовной жизни своих подданных на социальную активность, участие в преобразовании всей государственной жизни, причем в сторону западных образцов – последнее не вызвало поддержки всего населения страны. Однко затем образ князя сместился с его блестящих военных побед в сторону дипломатии как искусства достигать своих целей максимально бескровно. После 1917 года этот символ российской дипломатии был забыт вместе со всем остальным из «проклятого царского прошлого».

     Вторая кампания по использованию имиджа великого князя пришлась на конец 1930-ых годов. Масштабный политико-мифологический фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский», снятый перед самой Второй мировой войной, трактовал образ князя уже в евразийской традиции, более близкой пониманию большинства советских граждан: дружба с Ордой, хотя и «неприятная», и бескомпромиссный отпор западным крестоносцам. Во время Великой Отечественной войны Сталин возрождает и официальную награду в честь Александра Невского, но она носит, главным образом, военный характер.

     И вот теперь МИД РФ возвращается к подзабытой традиции. Как отнестись к этому мусульманам, патриотам своей страны? Ведь не секрет, что многие инициативы по государственной символике 90-ых годов и начала этого десятилетия вызывали тревогу у мусульман, так как эта символика отказывала мусульманам в праве быть не только патриотами своей Родины, но и просто равноправными гражданами.

     Например, Борис Ельцин восстановил российские дореволюционные государственные награды только в одном, православном, варианте – предназначавшемся до 1917 года исключительно православным христианам, но не восстановил их равноценного второго варианта, предназначавшегося до 1917 года всем героям России, исповедовавшим ислам или иные религии, помимо православия. В этом многие увидели знак, что светская по Конституции Российская Федерация меньше думает об уважении чувств своих героев, происходящих из мусульманских народов, чем православная Российская империя. Попытка причислить к числу государственных праздников России военную победу Московского княжества над Казанским вызвала многочисленные протесты татарской общественности и была вовремя остановлена нынешним Президентом РФ.

     Однако в случае с Александром Невским опасаться нечего. Скорее наоборот. И вот почему. В заголовок своей замечательной книги об отношениях православных с мусульманами митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Русская православная церковь) вынес политическое завещание именно Александра Невского: «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». Завещание было подкреплено его собственной биографией – именно он дважды разгромил официальные крестовые походы Рима против Руси, которую католики, в 1204 году захватившие и разграбившие Константинополь, хотели видеть в таком же порабощенном состоянии. Предложение Папы Римского принять католицизм и получить от него титул короля русских Александр решительно отверг.

     Хотя в то время Монгольская империя и ее улус – Золотая Орда –не была исламской и принесли немало горя предкам российских мусульман – волжским булгарам, в Ясе – конституции Чингиз-хана – утверждалась вера в Единого для всех Бога и провозглашалась уникальнейшая для той эпохи веротерпимость – империя разрешала любые веры при условии политической лояльности богдыхану. Более того, усилиями князя в Орде была открыта Сарайская церковная епархия, а Русская православная церковь получила множество прав и гарантий безопасности: за словесное оскорбление священника полагалась смертная казнь даже монголу.

     Именно это обстоятельство и позволило князю Александру не опасаться ни Монгольской империи, ни ее тюркско-славянского улуса – Золотой Орды. Они совершенно не покушались на духовный, культурный, национальный суверенитет русских княжеств, на их самобытность, а дань ("иго", в то время это слово не несло ничего негативного) в любом случае платится народом верховному правителю, какой бы национальности он ни был. "Иго", налоги – это один из двух столпов всякой государственности. Налог на Орду был большим, иногда неподъемным, что приводило к народным мятежам, поэтому со временем слово "иго" и стало негативно нарицательным, но откупиться было лучше, чем потерять и свою самобытность, и самую жизнь.

    А когда позднее при хане Узбеке Орда стала в большинстве своем мусульманской, политическое предвидение князя, оставившего столь мудрое завещание своим потомкам, показало себя в полном объеме: мусульманские правители Орды в силу религиозных предписаний дали православной церкви такие льготы, которые даже не снились православным в Византии, где церковь не была собственником всевозможной недвижимости, как в России. За время так называемого «ига» количество церквей на Руси выросло в 4 раза, церковь молилась за «царя татарского», как он назывался в богослужебных книгах.

    Таким образом, благодаря мудрой политике Александра Невского был подготовлен фундамент под крепкий евразийский союз славянских (православных) и тюркских (мусульманских) народов, все государственное становление и развитие Московии до начала XV века основывалось на этом фундаменте. И вина уже не Александра в том, что потом был сделан трагический уклон в сторону византийщины, а потом произошла и просто добровольная сдача российской элиты в плен ценностям Запада.

    Сейчас, когда Россия ищет в своем прошлом положительные парадигмы для своего будущего, для своей общенациональной идеологии, пример Александра Невского является знаковым и очень положительным. Как точно заметил в своей книге митрополит Владимир, «не случайно территориальная конфигурация созданного при Александре Невском стратегического союза во многом совпадала с внешними границами нынешней Шанхайской Организации Сотрудничества (членами которой стали Казахстан, Киргизстан, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан)».

    Сохраняя религию «людей Писания» в языческой тогда Орде и в Каракоруме, князь Александр Невский был названым сыном Батыя (Бату-хана). Давая решительный отпор агрессивным притязаниям Запада, особенно Римской церкви, он разрешал открыть в Пскове католический костел. Он вел активную торговлю с тогдашним «Евросоюзом» – союзом ганзейских городов. Он свято чтил свои обязательства по договору с Ордой: когда новгородцы побили налоговых чиновников Орды, он жестоко подавил их мятеж, более того, он выступил как союзник монголов и против родного брата Андрея.

    Поэтому для российских мусульман возрождаемый образ князя Александра Невского несет в себе символ духовной ориентации русского народа на Восток и миролюбивое, но твердое, бескомпромиссное в вопросах своей духовно-культурной самобытности отстаивание собственных интересов на Западе. Его приятие национальных особенностей Орды, дружба и верное союзничество с представителями тюркской элиты являются примером славянско-татарского комплиментарного союза, о котором замечательно писал проф. Л.Н.Гумилев. Поэтому было бы правильно, на наш взгляд, подумать о том, как возродить государственную награду – орден князя Александра Невского в его былом величии и одновременно распространить не только на военные заслуги, но и на служение Отечеству на уровне международной и внешнеполитической деятельности, укрепление авторитета нашей страны, защиту его интересов и безопасности. Вступление России в ОИК самым замечательным образом укладывается в русло той политики, которую проводил князь Александр, и потому инициатор этого вступления заслуживает этого ордена под номером 1.

 Дамир-хазрат Мухетдинов

 На снимке: памятник Александру Невскому. Фото с сайта www.annews.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1073/">ISLAMRF.RU: Александр Невский как образец для современной российской дипломатии</a>