RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Подводя итоги года: активность во всем

26.12.2007 18:25

2007 год стал эпохой возрождения общественной активности в России. Это стало новым моментом, так как страна уже несколько лет жила без значительных выборов и проявлений народной воли. Ведь после Беслана избрание губернаторов было поручено местным законодательным собраниям, а проведение референдумов стало фактически невозможным. В отсутствие полноценных политических партий в последние годы широкая общественная жизнь замерла. Но периоды апатии всегда сменяются периодами оживления…

Думские выборы и весьма противоречивые отклики на них, выдвижение Президентом В. Путиным кандидатуры своего преемника не могли не вызвать активного обмена мнениями. Современное общество, живущее в эпоху интернетовских технологий, привыкло к онлайновому обсуждению проблем и быстрой мобилизации. Для горожан-профессионалов и учащейся молодежи Интернет стал основным источником информации. Тем более что и нынешний Президент В. Путин, и выдвинутый на съезде «Единой России» кандидат в президенты Д. Медведев, не чужды походам по Всемирной сети. Если в годы перестройки бурлили площади в считанных городах, а квалифицированная дискуссия велась на страницах редких органов печати, то сегодня Интернет доступен абсолютному большинству хотя бы относительно обеспеченных людей, живущих вне глухих деревень. В текущем году был создан всероссийский сайт Islam.RF. Хотя он не развернулся в полную силу, но обзоры прессы и, прежде всего, блогов дают небывалую ранее картину обмена мнениями внутри российской уммы и мнений о ней. Газета «Медина аль-Ислам», которая выходит теперь еженедельно, по-прежнему доступна и на страницах Всемирной сети. Впрочем, заказчики ее печатного варианта появились уже в десятках регионов России.

В. Путин после президентских выборов марта 2008 года, вероятно, сохранит позиции внутри руководства страны. Но новый Президент России неизбежно поставит вопрос о сочетании перемен и преемственности курса. В последние годы население России намного больше интересовалось гражданскими и социальными правами: правом на достойный заработок и жилье, доступом к качественному образованию и здравоохранению, свободой передвижения, чем собственно политическими правами. Вместе с этими правами, для мусульман России важным является истинное равенство, независимо от религии, нации, разреза глаз и цвета кожи. Последние Ураза-байрам и Курбан-байрам вновь показали, что растет число активно отмечающих два этих великих праздника Ислама. При этом все больше заметно участие молодежи. Все в большем количестве регионов России мусульмане составляют моральное большинство и активное меньшинство. Поэтому попытка воплотить в жизнь формулу «Православие, самодержавие, народность», стремление заставить всех граждан изучать «Основы православной культуры» неминуемо вызывает только новую линию раскола страны. Не случайно, что власти России, и в первую очередь, Президент В. Путин выступили против превращения ОПК в один из обязательных школьных предметов. Со своей стороны, членам уммы стоит более активно заниматься пропагандой наследия российских мусульман, изучения опыта взаимодействия народов России.

Совет улемов — голос единства российских мусульман

Мусульманские общины всегда славились своим высоким уровнем самоуправления. Лидеры общин — имамы не навязывались вышестоящими церковными или светскими властями, а избирались самими верующими. Поэтому они могли быть истинными лидерами своих прихожан в любых вопросах и при любых условиях. К тому же от создания Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 году до начала 1990-х гг. российские мусульмане (кроме Северного Кавказа) имели жестко очерченное единое административное пространство, которое было определено в правовых вопросах рамками ханафитского мазхаба. Это пространство простиралось от оазисов Средней Азии и гор Кавказа до Ледовитого океана и от Балтики до Тихого океана.

С 1990-х гг. и по сегодняшний день мы имеем более 40 духовных управлений мусульман. Формально они объединены в рамках Совета муфтиев России или Центрального духовного управления мусульман, но эти органы внутри себя не имеют единого правового поля и четких механизмов взаимодействия. Российский муфтий, как и его аналог в большинстве мусульманских стран, превратился в главу духовенства большого города (обычно субъекта федерации) и его не слишком отдаленной округи.

Поэтому в этом варианте свободы имамов и многочисленности муфтиятов есть и свои минусы. Во-первых, уровень образования имамов может не соответствовать реалиям современности. Наиболее явным примером является Татарстан, где, несмотря на наличие 9 мусульманских образовательных центров, по последним данным муфтия Духовного управления мусульман республики Г. Исхакова, только 15–20% имамов имеют религиозное образование. При этом даже баш-казый (главный судья) республики не владеет арабским языком. Такие имамы и казыи не могут эффективно противостоять пропаганде ваххабитов и хизб ут-тахрир, свидетелями чего мы являемся. Во-вторых, если оренбургский муфтий и председатель ЦДУМ воспринимались как бесспорные лидеры российской уммы в отношениях со всеми уровнями властей, отвечающие за всю умму, то сегодня лидерам страны непонятно с кем вести переговоры. В-третьих, все переговоры о едином образовательном пространстве ведутся как максимум ректорами нескольких мусульманских учебных заведений. После того как будут определен ряд вузов, имеющих право выдавать дипломы гособразца, что станет с остальными учебными заведениями? В-четвертых, отсутствует единое богословское и правовое пространство, хотя никто из мусульман к северу от кавказских гор не отрицает свою принадлежность к ханафитскому мазхабу. Ваххабиты издают свои фетвы пачками, но ответа умеренных ханафитов пока не слышно. Косвенным, но важным свидетельством успеха ваххабитов являются не исчезающие с новостных лент сообщения о боевых столкновениях на Кавказе. Об успехах хизбутов, редко, впрочем, отмечаемых в печати, свидетельствуют все более частые конфискации их журнала «Аль-ваъй». В-пятых, всем российским мусульманам необходимо выстраивать общие отношения с властями. При этом, с одной стороны, в регионах должны быть обеспечены элементарные права на строительство мечетей и достойный образ жизни для мигрантов, с другой – мусульмане-мигранты должны вести себя, не задевая чувств и устоев жизни местного населения.

Представители Кавказа часто видят в создании единого органа какую-то жесткую вертикаль вроде Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ МП). Реально и ОМДС, и ЦДУМ основывались на весьма большой свободе регионов, городов, мухтасибатов и отдельных махаллей. При этом муфтият в Уфе оказывался окончательным центром принятия решений в спорных и судьбоносных ситуациях. Это касалось как счастья девушки, отказывавшейся от брака с нелюбимым, так и выстраивания позиции всей уммы в отношениях с властями или борьбы с каким-то сектантским течением. Поэтому идея Общества или Совета улемов существует уже как минимум с 1905 года. Глубоко отраден тот факт, что Совет муфтиев России приступил к непосредственной проработке создания этого органа. Голос всероссийских мусульманских форумов оказался услышанным. Очень важно, что на состоявшийся в Москве III Всероссийский мусульманский форум пришли представители мусульман не только Европейской России, но и Северного Кавказа, Закавказья, Узбекистана. Российская умма становится многоликой, число проблем увеличивается, но растет и число образованных и состоятельных мусульман, способных предлагать варианты решения и новые планы развития.

Икра! — Читай!

Таковы были первые слова, ниспосланные Богом через ангела Джибриила Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего). В прошедшем году как никогда много говорилось об образовательных программах, новых учебниках и учебных пособиях для российских мусульман. Федеральные и региональные власти наконец-то поняли, что для спокойствия в стране нужно оказывать поддержку не только РПЦ МП, но и мусульманам. Нельзя забывать, что в свое время российское государство конфисковало огромные земельные массивы, принадлежавшие мусульманским государствам и их подданным, и ликвидировало в Европейской части России такой вид собственности как вакф. Вакф, то есть собственность, доходы с которой идут на религиозные, благотворительные и образовательные цели, вновь была уничтожена уже Советской властью. Сейчас ставится вопрос о введении пункта о вакуфном имуществе в федеральное законодательство, но потребности мусульманского образования нужно обеспечивать уже сегодня. Ведь отделения православной теологии открыты уже как минимум в 30 государственных учебных заведениях.

Нижегородский исламский институт им. Х. Фаизханова ведет планомерную деятельность по изданию учебной литературы. Сегодня основной акцент перенесен на издание современной учебной литературы в рамках ханафитского мазхаба и пособий, раскрывающих историю, богословскую и правовую мысль и институты мусульман России. Конечно, основное внимание уделяется Волго-Уральскому региону, но в последнее время все большее место занимает Северо-Кавказский регион, особенно Дагестан. Вокруг Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова сложился стабильный научный коллектив, объединяющий кроме нижегородцев ученых из Москвы, Казани, Махачкалы. Именно за их счет, на основе имеющихся уникальных наработок и баз данных, в крайне сжатые сроки был создан ряд учебников и электронных пособий по мусульманской тематике (с ними мы еще ознакомим наших читателей). Их пилотные издания уже дошли до своей аудитории. В Нижнем Новгороде было подготовлено около 400 печатных листов учебных изданий. Для сравнения — в Казани 150 официально заявленных авторов создали около 300 печатных листов аналогичной продукции. А в столице Поволжья число авторов было более чем на порядок ниже. Ректор Российского исламского университета в Казани Р. Мухаметшин, подвизающийся около 15 лет около ДУМ РТ, говорит, что за эти годы в Казани не было создано ни одного собственного учебника по мусульманским дисциплинам. В Нижнем Новгороде же были изданы пособия по ключевым проблемам ханафитского фикха. При этом выдающимся памятником стало первое издание на русском языка тафсира Абдуллы Юсуфа Али, современного ханафитского богослова. Даже его объем в 1800 страниц не имеет аналогов в мусульманской истории России. На эту книгу поступили заказы не только из десятков регионов России, но и стран СНГ. Для образованной молодежи подобные книги являются настоящими источниками знаний, разоблачающим ложность любой антиханафитской пропаганды, будь то ваххабитов, будь то вчерашних научных атеистов.

Фонды

Развитие любой деятельности требует все большего финансирования. Как уже неоднократно указывалось, ключевую роль здесь играют четыре фонда: Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования (связанный с правительственной программой поддержки российских мусульман) и три сугубо частных фонда, носящих имена имама Абу-Ханифы, Марджани, муфтиев Бабахановых. Фонд имени имама Абу-Ханифы все более аккумулирует в своих руках издание, прежде всего, учебной литературы в рамках этого традиционного для россиян мазхаба. Фонд Марджани превратился в научный центр, где готовятся книги, посвященные развитию мусульман в российском пространстве. Вышел в свет первый номер журнала «PAX Islamica» («Мир Ислама»), чьим главным редактором является один из наших постоянных авторов Айдар Хабутдинов. Журнал будет преимущественно посвящен изучению как классической мусульманской традиции, так и развития мусульман России. Фонд Бабахановых ориентируется как на исследование наследия этого рода муфтиев Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ), так и взаимосвязи мусульман России и Центральной Азии.

Прошедший год был годом большой, иногда даже несколько лихорадочной активности. Однако от дискуссий о будущем лидере страны до издания вузовских учебных пособий по мусульманским дисциплинам удалось достичь реальных результатов и согласия большинства участников. Дорогу осилит идущий. И поэтому Новый год должен стать годом конкретных дел и свершений, направленных на пользу российской уммы всех россиян.

Аналитический центр «Амаль»

"Медина аль-Ислам" № 48 (22 - 29 декабря 2007)

На фото:

- Московская Соборная мечеть

- Заседание Совета муфтиев России, 18 ноября 2007 г.

- Презентация изданий ИД "Медина", Москва, 10 октября 2007 г.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1109/">ISLAMRF.RU: Подводя итоги года: активность во всем</a>