RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

В поисках своего лица

21.05.2007 13:44

Мусульманские СМИ России все еще не отвечают требованиям, которые ставят перед ними время и общество

В новейшей истории России мусульманские средства массовой информации появились почти одновременно (или с небольшим опозданием) с возрождением и других основных общественных институтов мусульман – мечетей, медресе, книгопечатания и торговли религиозной атрибутикой. Первые печатные СМИ появились в 1990-1991ых годах. Показательно, что поначалу печатные СМИ выходили на национальных языках – татарском, башкирском, чуть позже, когда в Ислам в массовом порядке стали «приходить» не только пенсионеры, но и молодежь, слабо владеющая родным языком и неэтнические мусульмане, встал вопрос об учреждении газет и журналов на русском языке. В основном мусульманские печатные СМИ в России имеют региональный характер, однако в последние годы делается множество попыток создания общероссийского печатного органа мусульман. Надо признать, что пока ни одна из этих попыток успехом не увенчалась, однако существует ряд изданий, которые знают и читают в нескольких регионах России

Рассмотрим мусульманские средства массовой информации в следующих категориях:

Печатные: газеты и журналы,

Электронные: радио, телевидение, Интернет.

Не секрет, что для мусульманской части населения самым массовым и самым доступным СМИ является газета. Для людей старшего возраста, не пользующихся Интернетом, газета зачастую является единственным источником оперативной информации о жизни уммы. В регионах России на сегодняшний день издается несколько десятков газет. Это, в основном, официальные печатные органы духовных управлений мусульман или издания мусульманских общественных организаций. Это, например, газеты «Иман» и «Вера» (Выходят ежемесячно с 1991 и 1993 года соответственно), журналы «Мусульманский мир», «Дин вэ эдэп» Центра исламской культуры «Иман», «Ислам минбэре» — ДУМ ЕЧР (Выходит ежемесячно с 1994 г., тираж 10000) и другие, «Медина аль-Ислам» ДУМ НО (выходит ежемесячно с 2004, тираж 15000), «Современная мысль» Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» (выходит с 1999 г.), «Ас-Салам» ДУМ Дагестана (выходит с 1995 г., тираж — 47000, периодичность — 2 раза в месяц, сайт — www. assalam. ru), «Истина» Казыятского управления мусульман Свердловской области (выходит с 2003 г. тиражем 3000), «Ислам в Мордовии» (выходит ежемесячно с 2001 г. тираж — 4000) — ДУМ РМ, «Ислам» НКА татар Костромской области и Мусульманского религиозного объединения г. Костромы (выходит с 1999 г.), газета «Да’ва» Исламского культурного центра Северной Осетии, «Рисалят — Послание» ДУМ Башкортостана (выходит ежемесячно с 1998 г. в Интернете — http://rslt.livejournal.com), «Мусульманский вестник» ДУМ Поволжья (Выходит с 1990 г., тираж - 5000), «Прямой путь» ДУМ Карелии (выходит ежемесячно с 2007 г.).

Существуют даже официальные газеты мухтасибатов («Казан мохтэсибэте») или мечетей — к примеру «Умма» (мечеть Булгар Казани, выходит с 2002 г., тираж — 5000, сайт — http://umma.tatarlar.ru), «Ислам-инфо» на татарском и русском языках (мечеть Сулейман Казани, выходит с 2002 г.), «Рисаля» (Центральная соборная мечеть и медресе «Рисаля» г. Нижнекамска, выходит с 2002 г.). В Казани также издают собственные студенческие газеты Российский Исламский университет («Форум») и Казанский Исламский колледж («Аль Марджан»).

Первые годы работы подавляющие большинство из них «грешило» отсутствием именно газетного, «репортерского» подхода. Львиную долю материалов составляли перепечатки из религиозных книг о мусульманском вероучении, обрядах, мусульманских праздниках. Оперативной информации о жизни мусульман в России и за рубежом, тем более аналитики, в них почти не было. Когда прошел этот период, в общественной жизни мусульман стали происходить события, достойные стать объектом репортажей, газеты ударились в другую крайность: они давали большой объем новостей и аналитики перепечатывая материалы из Интернета или других печатных изданий, а газета теряла собственное «региональное» лицо, то есть новостей и репортажей локального характера почти не было. Этим, в принципе, и сейчас характеризуются основная масса мусульманских газет.

В редакциях газет работают, в основном, непрофессионалы. Это люди, неравнодушные к развитию мусульманской уммы. Не секрет, что издатели не имеют возможности привлечь к работе в мусульманских газетах профессионалов из-за отсутствия достойного финансирования. Есть случаи, когда вся редколлегия газеты работает исключительно на общественных началах. Многие газеты выпускаются и вовсе «на коленках» — то есть минимальным коллективом в 1–3 человека, без необходимого оборудования. Возможно, это является одной из основных причин того, что огромное количество мусульманских СМИ закрылось и продолжает закрываться буквально после выхода 3–5 номеров.

Характерная черта всех мусульманских газет России — они распространяются бесплатно. Чаще всего свежие номера выкладываются у входа в мечеть или медресе. Таким образом, круг читателей газеты автоматически сокращается только до посетителей исламских учреждений. Само собой разумеется, о рентабельности этих печатных органов речь не идет, хотя в последнее время большинство из них публикует на страницах газеты рекламу. Редкая мусульманская газета хорошо распространяется по подписке. Приходится признать, что до сих пор в мусульманском сообществе культура выписывания домой газет и журналов не сформировалась.

Также для мусульманской печатной прессы характерно работать не регистрируясь. Чаще всего газета начинает выходить небольшим тиражом, а через год-другой, встав на ноги, регистрируется и увеличивает тираж. Тем не менее, часто бывает, что заявленные тиражи мусульманских газет не соответствуют реальным, завышаются. Вдобавок, многие газеты выходят не регулярно.

Несмотря на все эти существенные недостатки, ряду мусульманских газет все же удалось, преодолев все трудности, подняться на определенный уровень, достойный того, чтобы именоваться лицом российского Ислама. Как наиболее успешные проекты, приведем газету «Современная мысль» (Москва), «Медина аль-Ислам» (Нижний Новгород) и «Ас-Салам» (Махачкала).

Начнем с дагестанского «Ас-Салам»а. Газета издается на восьми языках — русском, аварском, даргинском, лакском, лезгинском, кумыкском, табасаранском и чеченском. Общий тираж — 47000, 44000 из которых распространяются по подписке, остальные — в розничной продаже. Издание выходит 2 раза в месяц объемом 12 полос формата А3. Это единственное издание в республике, объединяющее столько наций. Над выпуском газеты работает 27 человек, 16 из которых — члены союза журналистов России. Популярность и грамотный менеджмент издателей обеспечили самоокупаемость газеты. Для привлечения новой аудитории газетой организуются специальные акции — «Дни газеты», вечера, встречи, используется реклама на ТВ и радио. Особую честь газете делает то, что основная масса материалов — собственная, редакция перепечатывает из других изданий лишь мировые новости в исламской умме.

Нижегородская «Медина аль-Ислам» выходит каждый месяц на 16-24 полосах (в формате А3) тиражом от 10 до 50 тысяч. Газета стала преемником издававшейся ДУМНО с 2000 г. газеты «Нур аль-Ильм» («Свет знаний»), входит в медиа-холдинг Издательского дома «Медина». Распространяется в Нижегородской обл., Татарстане, Москве, Санкт-Петербурге, Башкортостане, Ярославле и др. регионах России в розницу и по почтовой подписке через специальный бланк, публикуемый на страницах газеты. С октября 2006 года выходит приложение «Аль-Хаят» — приложение Местной национально-культурной автономии азербайджанцев. Собственный стиль газеты заключается в особом акценте на историю Ислама в России, освещению тем, связанных с мусульманской наукой, культурой. Актуальные проблемы российской и мировой уммы освещаются в публицистических очерках и интервью с ключевыми персонами российского Ислама. К работе над выпуском газеты привлекаются ведущие российские исламоведы, ученые-историки.

Газета «Современная мысль» выходит в Москве один раз в месяц. На страницах газеты большое внимание уделяется новостям в России и мире, аналитическим и публицистическим материалам. Средний тираж – 5000, а вот географии распространения можно позавидовать – издание охватывает около 20 регионов России – это республики Поволжья, Сибирь. Основная часть материалов для газеты готовится редколлегией.

В ряду лидеров также можно указать газету «Истина», которая, при тираже 2000–3000 экз., «покрывает» практически всю территорию ДУМ Азиатской части России — Урал, почти всю Сибирь.

Приходится констатировать, что за все прошедшие годы полноценной ежедневной или, по крайней мере, еженедельной, федеральной газеты на русском языке, признанной на медийном пространстве России не образовалось. Многие из газет, по сути, являются печатными органами журнального типа, но из-за того, что издание журналов требует гораздо больших расходов, они выходят в формате газеты.

Иначе обстоит дело с мусульманскими журналами. Общероссийскими и признанными можно назвать такие журналы как «Ислам» и «Минарет» (ежеквартальный, выходит с 2004 года). Их отличает высокий уровень профессионализма, признанность журналистским и экспертным сообществом, неплохой дизайн и полиграфия. Их проблема заключается в ином, нежели у газет — в открытой продаже они плохо раскупаются, а издатели не имеют стольких средств, чтобы распространять журналы бесплатно. Для многих читателей цена в 50-60 рублей оказывается неподъемной.

Невозможно пройти мимо и другого факта: в последнее время появилась тенденция — создаются журналы, которые финансируются зарубежными религиозными организациями. В качестве примера можно назвать журнал «Суфий», пропагандирующий суфийский орден Ниматуллахи, журнал «Родник», финасируемый из фондов суфийского ордена Сулейманийе. Также как и в случае с газетами, нередки случаи распада редколлегии после выхода нескольких номеров. Такая печальная участь, например, постигла журналы «Мусульмане» и «Оазис», которые, в свое время, привлекли внимание общественности хорошим профессиональным уровнем.

Примечательно, что, как правило, совпадают развитое книгоиздание и выпуск СМИ. К примеру, казанские «Иман», «Вера», «Муслима» и др. выпускаются на базе одноименного издательства, специализирующегося на мусульманской религиозной литературе. Газета «Медина аль-Ислам», журналы «Минарет» и «Ислам в современном мире» выходят в издательском доме «Медина», где ежегодно также выходят в свет десятки религиозных, научных и общественно-политических книг на исламскую тематику.

Из электронных СМИ самыми «действенными», разумеется, являются радио и телевидение. Однако ни общедоступного мусульманского радио на FM-частоте, ни телевидения на сегодняшний день в России нет. Несмотря на то, что в профессиональных кругах время от времени появляются разговоры о создании мусульманского телеканала, дальше общих планов пока никто не ушел. Тем не менее, серьезный шаг вперед уже сделан – в сети Интернет начал работу исламский телеканал (www.islamtv.ru), учредителем которого является телевидеокомпания «Исламский мир».

Как известно, на некоторых теле- и радиоканалах выходят специализированные мусульманские передачи. Их неотъемлемым преимуществом является профессиональный подход — руководство телеканала или радиостанции следит за тем, чтобы профессиональный уровень данной передачи был не ниже всех остальных передач. Авторами, как правило, являются опытные журналисты. К таковым относятся «Ходжа Насреддин» на Радио России, «Мусульмане» на телеканале «Россия». В Татарстане передачи исламского содержания на русском и татарском языках выходят на нескольких коммерческих радиостанциях, эфирное время для таких передач, как правило, выкупается религиозными организациями.

При создании региональных телепередач профессиональная команда журналистов сталкивается с другой проблемой: качественный телевизионный продукт требует бюджета в разы превышающего даже бюджет хорошей газеты. Эфирное время приходится заполнять «из того, что было», не выезжая в другие города, не делая сложных съемок, монтажа, высокохудожественного дизайна и прочего. Это, в частности, относится к мусульманской телепередаче на татарском языке «Нэсихэт» («Наставление», выходит еженедельно с 2003 года) на татарстанском спутниковом телеканале «Новый век» и передачи «Минарет» (выходит еженедельно с 1994 г.) на нижегородском телеканале ННТВ.

Самая успешная и бурно развивающаяся ниша мусульманских СМИ — Интернет-сайты. Общероссийским брэндом стал сайт «Ислам.Ру», работают мусульманские информагентства «Муслим-пресс» и «ИсламНьюс». Высокая посещаемость у интернет-сайта Исламского культурного центра Санкт-Петербурга «ИсламОнлайн.Ру», на достойном уровне ведет свою деятельность сайт общины «Ахль сунна Валь джамаа» «Джамаат.Ру». Новостные ресурсы во многом повторяют друг друга, хотя и имеют отличия в контент-политике, эти характерные особенности заметить можно лишь очень присмотревшись. Впрочем, то же самое касается и основной массы общероссийских новостных служб.

Элементом статуса для региональных духовных правлений мусульман стало ведение собственного сайта. Если считать интернет-сайт средством массовой информации, то свои официальные издания в глобальной сети имеют многие религиозные, общественно-просветительские организации мусульман. В данное время собственный сайт имеют Совет муфтиев России (www.muslim.ru), ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (www.islamnn.ru), ДУМ Татарстана (www.e-islam.ru), ДУМ Дагестана (www.islamdag.ru), ДУМ Мордовии (www.islaminmr.com), ДУМ Пермского края (www.moslem.ru), ДУМ Карелии (www.islam.karelia.ru). Из исламских учебных заведений собственные сайты есть у Российского Исламского университета (www.e-riu.ru), Казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» (www.muhammadiya.ru). Собственными сайтами стали обзаводится и некоторые мечети. Например, официальный сайт имеют Историческая мечеть Москвы (www.minbar.ru), мечеть «Ярдям» в Отрадном (www.yardyam.ru), Мемориальная мечеть на Поклонной горе (www.umma.ru), казанские мечети Сулейман (www.suleiman.ru) и Аль-Ихлас (www.ihlas.pp.net.ua), а также уфимская Ихлас (www.ihlas-ufa.ru).

Необходимо подчеркнуть, что официальные сайты духовных управлений мусульман и других религиозных структур являются основным источником информации для немусульманских новостных служб, освещающих религиозную и национальную тематики, в этом заключается их значение для информационного поля.

Наблюдается своеобразный симбиоз печатных и интернет СМИ. К примеру, газета «Современная мысль», в основном, дублирует материалы, опубликованные на сайте информационного агентства — ИсламНьюс. То же самое происходит с газетой «Медина аль-Ислам» и официальным сайтом ДУМ НО.

Интернет отличается отсутствием какой бы то ни было цензуры, в этом его в некоторых случаях отрицательная сторона. К примеру, на его просторах существуют сайты экстремистских организаций, которые запретить или закрыть не представляется возможным. По своему техническому исполнению они зачастую ушли очень далеко вперед среднестатистического мусульманского сайта.

Как наиболее «раскрученный» и посещаемый (около 4000 уникальных посетителей ежедневно и примерно такое же количество подписчиков) интернет-портал, лицом российского мусульманского Интернета по праву может считаться Независисимый Исламский Информационный Канал Ислам.Ру, учрежденный благотворительным фондом «Ансар» в 2000 г. Кроме того, что портал обладает самой широкой сетью собкоров по стране, он еще обеспечивает широкий мониторинг печатных и электронных СМИ по исламской тематике. Таким образом, соотношение собственной и цитируемой информации составляет 40% на 60%. Кроме медийной деятельности, при Ислам.Ру работает Интернет-магазин, служба знакомств и один из самых посещаемых мусульманских форумов.

Итак, подведем итоги. Главным достижением мусульманской уммы в области информации и печати последних лет мы можем назвать как таковое осознание необходимости медийной деятельности как для официальных религиозных структур, так и для мусульманских общественных организаций. В условиях, когда мусульмане не располагают какими-либо политическими или финансовыми рычагами влияния, масс-медиа становятся одним из ключевых инструментов продвижения и защиты собственных интересов уммы, практически единственным способом выразить собственное мнение во всеуслышанье. Российские исламские СМИ научились поднимать шум, отстаивать интересы уммы, обращать внимание на себя самых широких слоев населения.

Тем не менее, исламские масс-медиа до сих пор не справились с задачей информационной, надструктурной консолидации уммы и ни одна из них не может претендовать на выражение интересов и мнения всех мусульман России хотя бы потому, что ни одни не имеет соответствующий масштаб распространения — печатные из-за того, что не имеют достаточно широкой географии, а электронные потому что их аудитория, в основном, моложе 35 лет.

Наиболее активная информационная деятельность, как правило, принадлежит не муфтиятам, а всевозможным культурно-просветительским центрам, благотворительным фондам, которые стремятся выпускать востребованный и качественный информационный продукт, в отличие от изданий духовных управлений мусульман, которые, зачастую, делаются ради галочки. Счастливыми исключениями из этого правила можно назвать пожалуй, деятельность ДУМ Нижегородской области, ДУМ Карелии, ДУМ Дагестана, а также газеты «Рисалят» (ДУМ Башкортостана) и «Истина» (КУМ Свердловской области).

Причины прекращения деятельности мусульманских СМИ заключаются отнюдь не в отсутствии востребованности или низком профессиональном уровне «исполнения». К такому выводу можно прийти, повнимательнее приглядевшись к «кладбищу мусульманских СМИ», куда были отправлены журналы «Мусульмане» и «Оазис», многочисленные локальные газеты, радиопередача «Голос Ислама», информационный портал «Казанский студент» (www.i-student.ru), студенческая исламская газета «Формат мысли» (www.formatmysli.ru), информационное агентство Ислам-Инфо (www.islam-info.ru). Большинство из них было востребовано, и даже выполнено на хорошем уровне, однако распалось из-за проблем финансирования.

Как показывает практика, самыми долговечными мусульманским СМИ оказываются те, что входят в медиа-структуры, объединяющие книгоиздание, Интернет-деятельность и издание периодики.

Подводя итог, можно обозначить следующие задачи, стоящие перед мусульманским сообществом в области медиа-политики:

— Долгосрочное стратегическое планирование медийной деятельности;

— Привлечение достойного и стабильного финансирования;

— Привлечение профессионалов или подготовка профессионалов из мусульманской среды;

— Овладение навыками эффективного использования PR-стратегий.

Кроме того, полезным представляется проведение курсов базовой подготовки светских журналистов для написания статей религиозного характера. Большинство журналистов, не имеющих отношения к Исламу, взявшись за написание статьи на эту тему, непременно допустят пару-тройку фактологических неточностей, исказят религиозные термины, могут ненароком оскорбить мусульман. Предполагаемые курсы могли бы стать неким ликбезом для них по исламской тематике.

В целом же, можно прогнозировать и дальнейшее расширение и активизацию медийной деятельности мусульман, повышение профессионального уровня и даже решение многих проблем с финансированием из внутренних ресурсов уммы. Тем не менее, не ясно пока, пойдут ли мусульманские интернет-порталы по пути дальнейшей маргинализации или выйдут на уровень интересных не только для практикующих мусульман, но и для самых широких слоев населения изданий. Увлечение аналитикой и публицистикой, приоритет политики в ущерб познавательности, популярности по прежнему отпугивает от мусульманских СМИ огромные массы людей, симпатизирующих Исламу как части своей этнической идентичности.

Официальным же печатным и электронным органам централизованных мусульманских структур еще предстоит очень многое сделать для выведения подконтрольных СМИ на достойный уровень. Следующим шагом для них должен стать выход на международный уровень, для насыщения мирового информационного пространства материалами о жизни мусульман России. 

Диляра Рахимова,
Собкор сайта www.islamrf.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/133/">ISLAMRF.RU: В поисках своего лица</a>