RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Россия - Центральная Азия: открывая врата Исламского мира

01.02.2008 17:18

Постсоветский период начался с разрыва контактов между новыми независимыми государствами – бывшими союзными республиками СССР – во многих сферах. Новые страны выстраивали свою государственность и национальную идентичность. Однако старый друг лучше новых двух. Контакты между некоторыми регионами СНГ возникли не только до создания СССР, но и до появления российского государства вообще. Особую роль здесь играют взаимоотношения между мусульманскими республиками. Особенно велико значение контактов Поволжья с Центральной Азией. Эти связи возникли еще как минимум во времена державы Аттилы – первой евразийской империи. Но век кочевых империй, даже самой великой из них – Золотой орды – был, как правило, недолог. Российское государство с его двуглавым орлом было обращено как к Европе, так и к Азии. Со второй половины XVIII века, когда Россия все больше начала проникать через казахские степи в оазисы Средней Азии, началось укрепление исламских институтов и в самой России. С этого времени и до победы Советского режима шакирды из Волго-уральского региона и Сибири ездили учиться в Бухару. По возвращению они становилась ректорами крупнейших медресе.

Татары играли ведущую роль в евразийских интеграционных процессах. Как прекрасно сказал современный московский исламовед Г.Г. Косач они «становились полезны русским интересам... с точки зрения своих экономических навыков, хозяйственной инициативы и предприимчивости, контактов с иными мусульманскими народами... и в силу этого, укрепления российских возможностей на Южном Урале, в казахских степях и Средней Азии. Они включались в государственный контекст, сохраняя свою культуру, язык и веру. Иных путей реализации русской колониальной экспансии в это время просто не существовало или они могли быть слишком разорительными для России».

Для России развитие торговли со Средней Азией имело особое значение. До завоевания Туркестана русские купцы не ездили в Среднюю Азию, а торговые операции вели через комиссионеров-мусульман. Во многом это было связано с тем, что в среднеазиатских государствах за ввозимые в Азию и вывозимые оттуда товары с христиан взималась двойная (в Хиве) и даже четверная (в Бухаре) пошлина. В XVIII веке бухарцы, приезжавшие из Средней Азии, то имели право находиться во внутренних районах России (1739-1752, 1755-1763), то лишались его. Допуск восточных купцов на внутренние ярмарки был возобновлен в XIX веке. В 1802 году 63% вывоза русских товаров на Восток приходилось на Китай через Кяхту, 33,7% – на казахские степи и ханства Средней Азии, 3,3% – на Иран и Турцию. В 1807 году бухарские купцы официально царским указом получили право приезжать на три главные ярмарки страны: Ирбитскую, Коренную и интересующую нас Макарьевскую (на нижегородской земле). Это право подтверждалось в 1825 и 1832 годах. Показательно, что в первой четверти XIX века сальдо торговых отношений между Россией и среднеазиатскими государствами было в пользу последних.

Большинство наблюдателей отмечало присутствие на ярмарке большого количества бухарцев. Г.Реман писал в 1804 году о торгах: «половина разговоров слышится на бухарском, армянском или татарском языках». В записке Н.Тярина 1827 года отмечалось, что бухарцы доставляют на Нижегородскую ярмарку «большое количество хлопчатой бумаги, пряденую бумагу и так называемую бухарскую выбойку. Бухарской бумаги находилось в продаже от 500.000 пудов от 17 до 20 рублей за пуд, пряденой – до 200.000 пудов от 40 до 70 рублей за пуд и выбойки до 1.000.000 концов от 5 до 7 рублей за конец».

В советские годы было сделано много положительного для Центральной Азии, но антиисламская составляющая коммунистического режима отталкивала как простой народ, так и интеллигенцию. Бездумная русификация и нежелание учить местные языки во многом способствовали взаимному отчуждению приезжего и коренного населения, особенно начиная с годов застоя.

В дни распада СССР лидеры центральноазиатских республик до последнего момента были сторонниками заключения нового Союзного договора и сохранения единого государства. Отношения между Россией и ее юго-восточными соседями резко улучшились в 2000-е гг. в период президентства В.В. Путина. Старые обиды были забыты, негативные последствия разрыва связей кооперации были осознаны, и возникло понимание новых возможностей для взаимосвязей между уже независимыми республиками. Однако духовные контакты так и оставались во многом прерванными. Особенно болезненным было прекращение контактов с Узбекистаном, где училось поколение нынешних российских муфтиев. 

С 29 апреля по 4 мая 2007 года российские мусульмане побывали с визитом в Узбекистане. Делегацию возглавил председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазрат Идрисов. ДУМНО было также представлено руководителем аппарата Дамир-хазратом Мухетдиновым. Целью поездки было восстановление утраченных за последние пятнадцать лет братских связей с единоверцами Республики Узбекистан, а также развитие сотрудничества с татарскими организациями и учеными-востоковедами.

29 апреля прошла встреча с представителями татарской общины города во главе с выдающимся общественным и государственным деятелем Узбекской ССР, министром мелиорации Римом Абдуловичем Гиниятуллиным, являющимся ныне председателем Совета старейшин Общественного культурно-просветительского центра татар Республики Узбекистан, а также членом Совета Башкирского культурного центра Узбекистана.

30 апреля состоялась встреча с главой мусульман Республики муфтием Усманханом Алимовым. В тот же день россияне посетили основанный президентом Узбекистана Исламом Каримовым Ташкентский исламский университет, а затем Ташкентский исламский институт имени имама Аль Бухари, где 20 лет назад учились Умар Идрисов и нынешний глава мусульман Узбекистана. Гостей встречал ректор Абдукаюм Азимов. Визит вежливости к митрополиту Русской православной церкви Владимиру не состоялся лишь по причине его отсутствия в Ташкенте.

В следующие дни прошли встречи с представителями рода муфтиев САДУМ  (Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана) Бабахановых.

3 мая в Ташкенте было открыто представительство Республики Татарстан в Узбекистане. На презентации Умар-хазрат Идрисов выступил с приветственной речью в адрес посла России в Узбекистане Фарида Мубаракшевича Мухаметшина, госсоветника при президенте Республики Татарстан по международным вопросам Тимура Акулова и руководителя представительства Рамиля Шакирова.

4 мая состоялась встреча с выдающимся правоведом и дипломатом современного Узбекистана доктором Акмалом Саидовым, директором Национального центра по правам человека Республики Узбекистан, членом Олий Межлиса, где он руководит комитетом по развитию демократических институтов, неправительственных организаций и структур гражданского самоуправления.

Муфтий Узбекистана Усманхан Алимов сказал: «У нас общие корни в истории: ведь Волжская Булгария, а затем и иные земли и народы современной России узнали об Исламе от наших предков, проживавших на землях, именуемых Мавераннахром. А знаменитое медресе «Мир-и-Араб» подготовило значительную часть ныне действующих лидеров исламских организаций России». Действительно, именно из Мавераннахра пришел к мусульманам Волго-Уральского региона и Сибири и ханафитский мазхаб и суфизм тариката «Накшбандийа».

В XVIII-XIX вв. татары выполняли функции торговых представителей, особенно при бухарском дворе. Роль татар как «толмачей» – переводчиков между Западом и Востоком, Россией и исламским миром – оказалась, как и в древности, продуктивной. Не случайно, МИД России назначил послом в Узбекистан именно татарина Фарида Мубаракшевича Мухаметшина.

Глава ДУМНО Умар-хазрат Идрисов с добрыми чувствами встретил своих соучеников по Бухаре и Ташкенту. По результатам поездки он написал книгу воспоминаний о бухарских истоках современной российской мусульманской жизни. Она стала первой книгой мемуаров у российских муфтиев советской и постсоветской эпохи. А предыдущая – «Дамелла Галимджан Баруди», посвященная будущему муфтию Центрального Духовного управления мусульман, также учившемуся в Бухаре, вышла в свет 100 лет назад.

Визит в Узбекистан не стал развлекательной поездкой. Фонд Бабахановых сейчас проходит регистрацию в России. Молодежь приезжает на различные конференции в Нижнем Новгороде. На прошедшую в ноябре в Российском гуманитарном университете конференцию прибыл историк Ренат Шигабдинов, который уже не первый год собирает и публикует материалы по теме «Татары в Узбекистане».

После Узбекистана настал черед другого геополитического полюса Центральной Азии – Казахстана. С 29 ноября по 1 декабря 2007 года состоялся визит делегации российских мусульман в «южную столицу» Казахстана Алматы. Возглавлял делегацию руководитель Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар Идрисов. Его сопровождал ректор Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова Дамир Мухетдинов.

В ходе своего визита россияне стали участниками целого ряда знаменательных событий. Они посетили джума-мечеть Алматы и встретились с работниками Духовного управления мусульман Казахстана. Далее состоялась встреча в Египетском университете исламской культуры «Нур Мубарак» с ректором и профессорами-египтянами университета. Затем – с активистами татарской общины, потом – с сотрудниками ведущей русскоязычной исламской газеты «Наш мир». Достигнуто соглашение, по которому газета «Наш мир» выступает крупнейшим информационным партнером газеты «Медина аль-Ислам» в Центральной Азии.

Кроме того, российская делегация приняла участие в работе двух «круглых столов». Организационную поддержку алматинскому визиту российских мусульман оказал директор Фонда имени муфтиев Бабахановых Амирсаид Усманходжаев-Бабаханов. Выступая на одном из приемов, он выразил идею инициативы россиян следующими словами: «Объединительный потенциал Ислама поможет нам достойно войти в XXI век. Визит российских мусульман — начало качественно нового этапа Евразийского Ислама».

Важнейшим мозговым штурмом стал, созванный Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) форум: «Секуляризм и ислам в совместном государстве: что объединяет их?». Ведущим выступил директор КИСИ, доктор Булат Султанов. Модераторами поочередно были муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, директор Центра стратегических исследований при Президенте Таджикистана, доктор Сухроб Шарипов, а также инициатор и координатор этого проекта доктор Арне Зайферт, дипломат из Германии, занимающийся диалогом западной и исламской цивилизаций.

Объединение интеллектуальных усилий экспертов проходило под эгидой гамбургского Центра политики мира и безопасности (CORE — Centre for OSCE Research — Institute for Peace Research and Security Policy at the University of Hamburg (IFSH). По сути, это был «семинар в закрытом варианте», не для прессы. Участники заранее обменялись по электронной почте своими докладами, а на самом «круглом столе» поделились некоторыми соображениями. Состоялась дискуссия об актуальных теоретических проблемах.

Здесь были представители ФРГ, стран Центральной Азии (кроме Туркменистана) и России. Казахстанскую делегацию возглавлял шейх Абсаттар Хаджи Дербисали, Верховный муфтий Республики Казахстан, Председатель Духовного управления Казахстана, осветивший в своем докладе тему: «Секуляризм и ислам в совместном государстве: что объединяет их? Ислам и секуляризм в Казахстане».

Среди других тем нужно отметить: «Социально-политические и духовно-культурные аспекты взаимосвязи между религиозными и светскими ценностями в Республике Казахстан (Методология изучения и анализа возможностей и пределов светско-исламского диалога)» (Косиченко А.), «Исламистские проекты в Центральной Азии: в поиске альтернатив» (Алниязов Н.), «Ислам в Кыргызстане: тенденции развития» (Мурзахалилов К.), «Светское государство и исламский политический процесс в Кыргызстане: «мусульманский ресурс» как фактор формирования государства» (Маликов К.),  «Исламские ценности как важные элементы развития современного общества» (Усмонов И.), «Взаимосвязь секуляризма и исламской культуры, образования в Узбекистане» (Нурмухамедова М.), «Современное секуляризованное государство в условиях исламского общества» (Питш Роланд).

От российской стороны на встрече в Алматы приняли участие профессор Ирина Звягельская (вице-президент Международного центра стратегических и политических исследований, профессор МГИМО, Москва), председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар-хазрат Идрисов; ректор Нижегородского исламского института (НИИ) им. Х. Фаизханова, директор Издательского дома «Медина» Дамир Мухетдинов (Нижний Новгород). Его доклад назывался: «Российский Ислам: общие тенденции и особенности  Нижегородчины».

Позднее состоялась встреча Верховного муфтия Республики Казахстан шейха Абсаттара Хаджи Дербисали с председателем Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) Умар-хазратом Идрисовым. Муфтий Республики Казахстан дал высокую оценку книгам издательского дома «Медина», особенно из серии трудов по ханафитскому мазхабу. Российские учебные пособия будут использоваться в Казахстане. И это еще один шаг к реальному сотрудничеству между нашими государствами.

Таким образом, на протяжении полугода представители ДУМНО нанесли визиты в два важнейших геополитических узла Центральной Азии. Страны СНГ этого региона являются и важнейшими партнерами России по ШОС (Шанхайской организации сотрудничества), членами Договора о коллективной безопасности (ДКБ), активно сотрудничают в развитии углеводородного комплекса и трубопроводной сети. Еще весьма недавно, в 2005 г., президенты Н. Назарбаев и И. Каримов участвовали в саммите СНГ, проведенном в Казани.

Но сотрудничество политическое и экономическое должно быть дополнено сотрудничеством религиозным, научным и образовательным. И здесь Духовное управление мусульман Нижегородской области, Нижегородский исламский институт, издательский дом «Медина», фонды Бабахановых, имени Абу Ханифы и Марджани ждет большое поле деятельности. В нынешнем году намечены новые горизонты сотрудничества, в том числе поездки в Казахстан и Узбекистан с целью презентации продукции издательского дома «Медина». В процессе подготовки образовательные, научные, медийные проекты. Врата между регионами мусульманского мира становятся открытыми навсегда.

Дамир Мухетдинов,
Ректор Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова,
директор Издательского дома «Медина»

1.02.2008

На фото (из архива ИД «Медина»):

Ректор Нижегородского исламского института им. Х.Фаизханова Дамир Мухетдинов

Бухара (Узбекистан)

Делегация российских мусульман в Алматы (Казахстан)

Ссылки по теме:

Дамир Мухетдинов: Наша задача - готовить исламскую элиту России 21 века!

Нужна ли «нам» Центральная Азия?

Нижегородцы и бухарцы — исторические соприкосновения

Газета «Наш мир» о круглом столе «Мусульмане и государство в России и Казахстане»

11-12-07 В Алматы прошёл «круглый стол» по вопросам взаимодействия светского и исламского факторов в СНГ

07-12-07 В исламском университете Алматы были представлены новинки Издательского дома «Медина»

Ислам: помеха или партнер в диалогах Европы, России и Центральной Азии?

Ислам в СССР. О династии муфтиев Бабахановых

Подводя итоги года: активность во всем

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1343/">ISLAMRF.RU: Россия - Центральная Азия: открывая врата Исламского мира</a>