RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Победим ли Запад запретами исламской литературы?

12.02.2008 11:01

После того как Московский и Бугурусланский суды, не привлекая ни одного специалиста по профилю, стали объявлять мусульманские книги «экстремистскими» целыми списками, мусульманская общественность заметно встревожилась. Однако публичная реакция больше напоминает «плач Ярославны», нежели продуманные действия в защиту справедливости.

Одновременно обвиняющая сторона продемонстрировала в светских СМИ масштабную аналитическую панораму геополитической игры против России, ведущейся с использованием исламского фактора, включая запрещенную литературу. «Большая игра» весьма убедительно показывает мотивы действий правоохранительных органов России, пошедших на такие серьезные и опасные для внутренней стабильности решения.

Но отечественные мусульманские СМИ предпочли не заметить в упор серьезнейших аргументов государственных аналитиков и дальше стали высказываться в стиле М. Жванецкого: «А мы же как же, как же ж мы же?» Никакой попытки анализа причин в мусульманских СМИ, увы, даже и не предпринималось, только жалостные просьбы не запрещать хотя бы Коран.

В итоге общественное сознание россиян разделилось как бы на два разных, не сообщающихся друг с другом полушария: полушарие экспертов по геополитике и полушарие мусульманской общественности, а между ними — никакого смыслового стыка. Силовики проигнорировали мудрость красноармейца Сухова, что Восток — дело тонкое, и пошли рубить сплеча все подряд, а мусульманские активисты продолжают в упор не видеть, как их самих вовсю используют против Ислама идеологи «крестового похода», начатого 11 сентября.

Итак, Мосгорсуд подтвердил запрет на 14 книг турецкого автора Саида Нурси, основателя секты «Нурджулар», а Бугурусланский горсуд отнес к экстремистским почти все книги, обнаруженные в Бугурусланском медресе «Аль-Фуркан». Правозащитники задались вопросом: «Чем опасен на Руси богослов Саид Нурси»?

Сначала выслушаем мнение «той стороны». Весьма авторитетное приложение к «НГ» — «Независимое военное обозрение» (НВО) — обратило особое внимание на публичную позицию российской контрразведки: «В декабре минувшего года информационные агентства распространили заявление руководителя контрразведывательного подразделения Управления ФСБ по Республике Башкортостан Рустема Ибрагимова об активизации зарубежных разведок в исламских регионах России. Спецслужбы некоторых государств “пытаются создать и закрепить свои позиции в кругах местной политической элиты и крупного бизнеса, влиять на перспективную молодежь”, — утверждал Рустем Ибрагимов. Контрразведчик особо отметил деятельность турецких лицеев в Башкирии, где еще недавно “молодежи делали совершенно определенные идеологические прививки”. Речь... идет о сети образовательных учреждений, созданной турецким религиозным деятелем Фейтуллой Гюленом, ныне проживающим в США. Эти школы действуют в мусульманских республиках Кавказа и Поволжья».

Однако появляется червь сомнения: отношения России и Турции постепенно налаживаются, турецкие мусульмане — отнюдь не ваххабиты. В чем опасность мирных турецких лицеев? Ну, учат грамоте, и слава Богу!

«НВО обратилось за комментариями к эксперту по “евразийскому направлению”, одному из руководителей Рабочей партии Турции профессору Семиху Кораю. “Школы Фейтуллы Гюлена, разбросанные по России, конечно, не совсем турецкие школы, — сказал Семих Корай. — В Турции есть силы, следующие в русле американского проекта “Большой Средний Восток”. К ним относится и движение Фейтуллы Гюлена, чьи школы действуют и в Турции, оказывая отрицательное воздействие на нашу молодежь. Нет сомнений, что это движение напрямую связано с соответствующими организациями в США. Поскольку Турция имеет давние традиции взаимоотношений с НАТО, под ее прикрытием последователи Гюлена угнездились в Турции и создают тайно действующие силовые структуры, которые мы называем “супер-НАТО”. Эта разрушительная деятельность имеет целью ослабление стран, на которые она направлена...”, — заключил Семих Корай».

Это уже сильный аргумент, причем от турецкого эксперта. Но тогда возникает следующий вопрос: сейчас у власти в Турции мусульманская партия, но ведь до них были кемалисты-атеисты. Как это вяжется с тем, что атеисты, искоренявшие учение Нурси в самой Турции, поприжавшие и Гюлена, могли популяризировать его в других странах? На этот вопрос отвечает исламовед Г. Энгельгард: «Здесь возможности “Нурджулар” оказались весьма полезными для турецких властей в деле создания внешней сферы влияния. Речь идет как раз о пантюркизме и турецком национализме. В свою очередь, образовательные структуры “Нурджулар” могут выступать в роли таких “центров влияния”, трансляторов турецких идей и ценностей. Поэтому кемалисты вполне лояльно относятся к заграничной деятельности нурсистов, до тех пор пока она не влияет на политическую ситуацию в самой Турции».

Институт Ближнего Востока выдал подробный анализ структуры и деятельности «Нурджалар»; приведем ряд подробных выдержек из статьи М. Н. Давыдова, чтобы мусульманский читатель все же прочувствовал то, что заботит аналитиков и контрразведчиков, ибо без всестороннего рассмотрения всех позиций невозможно сделать собственный правильный вывод.

МНЕНИЕ

Висам Али Бардвиль, председатель Духовного управления мусульман Республики Карелия:

— Я считаю, что подобные шаги — проявление непрофессионализма и, возможно, даже умышленное ограничение свободы слова. В частности, в списке литературы во многих случаях даже не указывают имя автора книги.

Действительно, есть спорные источники, но давать им оценку должны профессионалы, богословы.

Умар Идрисов, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области:

— Среди исламской литературы трудно найти книгу более полезную для всего общества, чем «Личность мусульманина» Мухаммада Али аль-Хашими. Многие тысячи людей обрели веру в единого Бога и Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, именно благодаря ей. Думаю, нет ни одной мусульманской семьи, мусульманского дома, где не было бы ее. Парадоксально, что она попала в Федеральный список экстремистской литературы.

 

«Турецкая религиозная секта “Нурджулар” основана после Первой мировой войны муллой Саидом Нурси... В 1970 году идеи С. Нурси по установлению шариата активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхулла Гюлен Хаджи эфенди... В соавторстве с другими последователями С. Нурси Ф. Гюлен издал устав “Рисале-и Нур”, регламентирующий все сферы жизни адептов, необходимость применения ими мер конспирации. Активная миссионерская деятельность Ф. Гюлена послужила толчком для создания вокруг него мощной, вертикально структурированной организации его последователей, ориентированных на наследие С. Нурси и написанных самим Ф. Гюленом произведений...

Результаты анализа деятельности Ф. Гюлена по материалам турецких СМИ показывают резкий рост совокупного капитала его общины с середины 80-х годов. В настоящее время он составляет более 50 миллиардов долларов, что дает основание предполагать искусственное вливание денежных средств в развитие структур Ф. Гюлена... США и Турция рассматривают присутствие структурных звеньев “Нурджулар” в странах Евразии в качестве одного из способов усиления политического и экономического влияния Турецкой Республики в данных регионах. Лидер секты Ф. Гюлен, продолжая с 2000 года скрываться в США, активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом...

Секта занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти и управления как Турции, так и СНГ, в том числе России.

...Деятельность секты, осуществляемая за пределами Турецкой Республики, признана правительством страны полезной с точки зрения реализации стратегических задач Турции и доктрины пантюркизма... Особое внимание “Нурджулар” уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня... Всего с начала 90-х годов миссионеры “Нурджулар” развернули за пределами Турции более 500 официально считающихся светскими учебных заведений, в которых в равной степени преподаются общеобразовательные и религиозные предметы... Так, в России сектой было открыто более 20 учебных заведений. В настоящее время действует порядка семи татарско-турецких лицеев...

Картина нарисована, мягко говоря, мрачная. Ведь каждый мусульманин — патриот своей Родины, и у российских мусульман нет иной Родины, кроме России, и они обязаны защищать ее интересы, а не интересы Турции или любого иного государства. В то же время запрет литературы целыми списками вряд ли можно назвать удачной идеей, тем более что в книгах Саида Нурси нет ни одного экстремистского призыва, там, скорее, либеральная философия и естественная для верующего критика материализма. И это засвидетельствовали все крупнейшие официальные структуры России: Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман в Уфе, множество религиозных и светских экспертов, включая Уполномоченного по правам человека в России В. Лукина».

Но мотивация запрета очевидным образом лежит вне смыслового поля текстов Нурси, и это признает упомянутый Г. Энгельгард, отнюдь не симпатизирующий Исламу: «...Логика властей, добившихся осуждения работ Саида Нурси, вполне ясна. Можно критиковать сам метод — запрет текстов. Но рассматривать этот запрет изолированно от той репутации “Нурджулар”, которая сложилась в России, не приходится».

Собственно, против такого ложного метода и выступили все официальные и неофициальные мусульманские структуры России, и были правы, но их позиция была проигнорирована. С ними могли бы и посоветоваться! В текстах книг Нурси на самом деле ничего криминального нет. А для обоснования запрета книг из Бугурусланского медресе приводятся нередко цитаты из Сунны и Корана, а не личная позиция авторов книг. Однако следует отметить, что часть бугурусланской литературы пронизана тем, что в СМИ называют «ваххабизмом», то есть призывы к войне со всеми, кроме королевской династии Саудовской Аравии. Получилось одновременно две «правды» — у каждого своя, и каждая правдивая. Возможно ли произвести смысловую стыковку двух этих «правд», превратив их в одну большую, единую Правду, объединяющую наш многоголосый народ? Полагаем, да.

1) Лучше всего, если бы инициаторы запрета книг Нурси и части книг из Бугуруслана заранее посоветовались с муфтиями и их экспертами именно по части литературы. Это помогло бы четко установить, какие книги действительно представляют реальный вред для российской уммы, а какие — нет, нужна ли запретительная мера вообще, избирательно или же она совсем излишня? Не поздно еще сделать это и сейчас, поскольку суды в более высокой инстанции еще могут отменить решения нижестоящих.

Запрет идей, книг — это вообще не самое удачное занятие. Как известно, с идеями воюют не пушками, а идеями. Ну, запретили, стали обыски устраивать. И что? Читаем новости: провели обыски в офисах, в квартирах, где ранее встречались последователи С. Нурси и... ничего не обнаружили, никого не нашли. А что или кого хотели найти после судебного шоу? После решения суда, конечно, книги попрятаны, люди рассредоточились, ушли в подполье, будут собираться более мелкими группами только из своих, чтобы никто не донес. Короче, концы в воду. И что, для контрразведки станет легче бороться с этой проамериканской сектой, когда она перестала собираться открыто и перешла на полную конспирацию? Ведь либеральные книги были лишь средством выхода на секту, а теперь от этого средства сами отказались.

Совет с муфтиями и экспертами помог бы избежать этой очевидной ошибки и сделать политику государства в сфере обеспечения интересов национальной безопасности более понятной.

2) В Коране говорится о тех мусульманах, которые живут за пределами халифата: «Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор. Аллах видит то, что вы совершаете» (Коран, 8: 72). Таким образом, наши братья за границами России могут помогать российским мусульманам только при условии, что эта помощь не направлена против Российского государства и его народа, которое признано всеми мусульманскими странами, состоящими с Россией в договоре через ООН, двусторонних соглашениях и на уровне посольств. Собственно, именно об этом условии российские мусульмане, подчиняясь воле Аллаха, превелик Он и преславен, и должны договориться с государством — все, кроме того, что направлено против народа своей страны.

Они должны сами обозначить рамки своего долга пред государством по защите интересов всего населения России, включая мусульман. И тогда вопросы, возникшие в связи с запретом литературы, в будущем не будут возникать в принципе. Ибо имея, с одной стороны, все возможности для жизни в соответствии с мусульманскими традициями, мусульмане будут четко отделять свободу своей религиозной деятельности от инспирируемых из-за рубежа под флагами Ислама политические инициативы, направленные на ослабление или разрушение их земной Родины.

Таким образом, запрет на два списка мусульманской литературы парадоксальным образом был направлен не против Ислама, не против российских мусульман, а против «большой игры» США в отношении России с целью ослабления и расчленения ее территории. В одном случае — руками продавшихся Западу турецких националистических сект, в другом — руками салафистов, которых в свое время использовала Британская империя для разрушения Халифата, а теперь США используют для дестабилизации обстановки в нефтеносных регионах, куда следом прибывает «американская демократия» в военном камуфляже.

Но этот запрет по логике прецедента ставит любого мусульманина в России в уязвимое с точки зрения прав человека положение, так как таким методом, каким запрещались книги Нурси, можно любую книгу по Исламу, начиная с Корана, объявить экстремистской, а ее хранителя бросить в тюрьму. И вот от этого прецедента лучше бы поскорее избавиться, договорившись с властями о границах своих неотъемлемых интересов и границах государственных, национальных интересов. Только так два полушария общественного сознания станут единым полноценным мозгом единой Российской нации.

Аналитический центр «Амаль»

12.02.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №55,
8–14 февраля 2008 — с. 1, 3.

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1490/">ISLAMRF.RU: Победим ли Запад запретами исламской литературы?</a>