RSS | PDA | Архив   Четверг 17 Октябрь 2019 | 1433 х.
 

Исламизация Чечни: миф или реальность?

22.02.2008 11:52

В духовной и культурной жизни Чечни усиливается роль исламского фактора. Инициатором этого процесса является президент Чечни Рамзан Кадыров. По его распоряжению представители Духовного Управления Мусульман (ДУМ) ЧР проводят регулярные встречи в школах, вузах, тюрьмах, исправительно-трудовых колониях. В сетке вещания государственных телеканалов значительная часть эфирного времени отведена для передач на темы ислама, в контексте культурной тематики на первый план выходят народные обычаи и традиции.

Карта и флаг ЧечниМежду тем, российские наблюдатели расценивают усиление роли религии в социальной жизни ЧР как процесс «исламизации и традиционализации республики». В самой же Чечне эксперты акцентируют внимание на исконно ключевой роли ислама в духовной и нравственной жизни чеченского общества.

Выполняя возложенную Кадыровым задачу «морально-нравственного воспитания молодежи», государственные телеканалы Чечни изменили сетку вещания. Религиозная жизнь республики освещается в ежедневных информационных выпусках, а в четверг и пятницу - в программах с участием представителей муфтията ЧР. В передачах на тему культуры старушки рассказывают о полузабытых обрядах, в концертах все чаще появляются фольклорные коллективы.

Изменения наблюдаются и в сетке вещания частных телеканалов. Из эфира исчезли «сомнительные» фильмы и видеоклипы, на худой конец фривольные кадры заслоняет заставка.

Между тем, программы федеральных телеканалов в Чеченской Республике изменений не претерпели. Если не считать того, что второй год на территории республики ежедневно отключается сигнал «РенТВ» — около полуночи, к началу показа эротических кинокартин. Судя по всему, ночные программы «РенТВ» «закрыли» для чеченских зрителей по неофициальному указанию «сверху». Как считают многие жители республики, мера по моральным соображениям вполне адекватная, учитывая жанры ночных кинокартин «РенТВ».

Следуя распоряжениям Рамзана Кадырова, в госучрждениях представительниц слабого пола обязали покрывать голову платком. Соответствующие объявления развешаны на входных дверях Дома печати, вузов республики и т. д. Ослушниц ждут неприятности в виде «табу» на доступ в учреждение. Ношение женщиной головного убора всегда считалось чеченцами символом нравственности.

— Современные чеченцы в любом случае должны чтить свои традиции, быть мусульманами, - комментирует ситуацию начальник информационно-аналитического отдела комитета по делам молодежи Адлан Бачаев.

Об «угрозе излишней исламизации Чечни» российские политологи заговорили после преобразований, введенных Кадыровым в его премьерском прошлом. Тогда, в январе 2006-го, Кадыров объявил в телеэфире войну наркомании и выразил негодование по поводу избытка любовной тематики в песнях чеченских поп-исполнителей. Той же зимой двухгодичной давности он потребовал предоставить сценические площадки и телеэфир для фольклорных песенных коллективов, незаслуженно оттертых «попсой» на обочину национальной эстрады.

Тогда же Министерство культуры Чечни разработало правила поведения для артистов. Как было заявлено, песни и танцевальные композиции должны соответствовать «требованиям художественного вкуса и нормам чеченского менталитета и воспитания», а вокалисты и танцоры должны одеваться «в соответствии с вайнахской культурой».

— В прошлые годы наши молодые эстрадные певицы выступали на правительственных концертах в облегающих одеяниях, пели о любви, — вспоминает 35-летняя Айшат Мугуева, жительница Грозного. - Меня коробило от этих текстов, надо ведь знать где и о чем петь. Так что я поддерживаю замечания президента.

Особенный резонанс возымели президентские инициативы, последовавшие за визитами Кадырова в Чеченский госуниверситет и Грозненский нефтяной институт осенью 2007-го. Как тогда выяснилось, немалое число студентов учится в свободном режиме посещения лекций и семинаров, кроме того, игнорирует чеченские обычаи (девушки, считающие ношение головного убора традицией прошлых веков) и попирает нормы вайнахского этикета (курящие юноши). Все, что президент думал по поводу увиденного, было доведено до чеченских зрителей в информационных передачах республиканского телевидения. В итоге, спустя считанные дни после президентских встреч в грозненских вузах ввели правило ношения платков девушками, а юношей обязали посещать занятия в пиджаках с галстуком.

Нередко президентские распоряжения ужесточаются на местах. Так, на территории вузов чеченской столицы введен запрет на курение. А с осени минувшего года в Чеченском госуниверситете девушкам вменили в обязанность приобретение (по цене 170 рублей) одинаковых красных косынок с аббревиатурой ЧГУ, в ГГНИ – с изображением нефтяных вышек. Это вызывает недовольство среди студенток. Правда, их претензии направлены не на президентское распоряжение по поводу ношения платков, сколько на интерпретацию его руководством вузов.

— Я покрывала голову и до нововведений в нашем университете. Так принято в нашей семье, и во многих других, где чтят традиции. Я знаю и то, что многие из девушек, которые раньше не хотели слышать о платках, теперь с радостью их носят (посмотрели в зеркало, и понравилось). Но мы ведь не в женской колонии находимся, где все обязаны носить униформу. Почему не разрешить студенткам подбирать платки, сочетающиеся с их гардеробом по дизайну и цветовой гамме? — говорит Майя Гашаева, студентка ЧГУ.

Тема приверженности этнокультурным ценностям и исламским канонам, как определяющим факторам духовно-нравственного развития социума – лейтмотив многих публичных выступлений президента Чечни. За последние два года на средства Фонда имени Ахмат-хаджи Кадырова в республике построены медресе, Исламский институт в Курчалое, десятки мечетей. Президент ЧР ежегодно посещает «зиярты» (места погребения «устазов», т. е. святых в Чечне), совершает хаджи в Саудовскую Аравию. А в 2007 г. Кадыров профинансировал паломничество сотен чеченских юношей и девушек в Мекку и Медину, выполняя просьбу, с которой обратились к нему студенты на одной из встреч в вузах Чечни.

Таким образом, требования Рамзана Кадырова следовать канонам ислама и придерживаться этнокультурных ценностей имеют перманентный характер, усиливаясь по мере укрепления стабилизационных процессов в республике.

Между тем, как сказал в интервью «НГ» член научного совета Московского фонда Карнеги Алексей Малашенко, речь идет об инициировании Кадыровым процесса «исламизации и традиционализации Чечни».

— Мы знаем, как он к этому бережно относится, как участвует во всех жертвоприношениях, совершает хадж и т.д. Президент Чечни в какой-то мере искусственно придает исламу фактор регулирования социальных отношений. Ислам для него в первую очередь средство консолидации и наведения порядка. Но, думаю, Рамзану не стоит этим увлекаться, потому что это может вызвать некое раздражение. Все-таки Чечня – не изолированный остров, это часть России. Так что это уже перебор, — отметил Малашенко.

О том, что Кадыров «взял крен в сторону исламизации» заявил в интервью KM.RU Геннадий Гудков, член фракции «Единая Россия». Это мнение не разделяют чеченские эксперты. Прокомментировать ситуацию я попросила политолога Эдильбека Хасмагомадова. Вот что он сказал:

— Исламизация? Во-первых, не понимаю, как можно исламизировать мусульманское общество. Чеченцы исповедуют ислам, по крайней мере, несколько веков. Во-вторых, если речь идет о системе власти, надо исходить из того, что под исламизацией подразумевается перестройка законодательства со светского права на шариат. В нашем случае как раз этого не происходит — у нас законодательство как было светским, так и остается.

На самом деле исполнительная власть пытается напомнить о каких-то моральных ценностях, нравственных принципах, на которых должна строиться жизнь. Расценивать это как попытку исламизации республики неверно. И слишком сильно сказано.

Как мне кажется, Кадыров не случайно делает акцент на религиозном факторе. Чеченские народные традиции, скажем так, подзабыты и размыты. А религия – единственное, во что еще верят люди. Они верят не в служителей ислама, а в ислам, как мне думается. То есть, на мой взгляд, усиление роли ислама в жизни республики есть ничто иное, как попытка власти воспользоваться установками, которые еще не девальвировались и имеют хождение в обществе. Таким образом, то, что в России может восприниматься исламизацией, есть ничто иное, как попытка переориентировать общество с идеи личного успеха любой ценой на гуманитарную идею, возродить в нем моральные ценности.

Да и какие еще можно проповедовать ценности в мусульманском обществе? Недаром в России апеллируют к православию, пытаясь использовать авторитет православной церкви. На самом деле все религии выступают за общечеловеческие фундаментальные ценности, говорят об одних и тех же вещах – не кради, не лжесвидетельствуй, не лицемерь, не бери взяток, не прелюбодействуй… Речь идет о каких-то принципах, на которых должно строиться сосуществование индивидуумов в рамках общества, в рамках социума. Насколько будут эффективны усилия власти в этом направлении, сказать трудно. Это как раз тот случай, когда изначально невозможно рассчитывать на быстрый успех.

По словам Хасмагомадова, чеченское общество «находится на перепутье», ибо в городах республики обычаи и традиции соблюдаются слабее, чем в селах. Как считает политолог, городские жители (а это 300-350 тысяч, то есть третья часть населения республики) гораздо «более мобильно в плане идеологическом, склонно к новшествам, готово менять традиционный образ жизни, как-то его модернизировать». Другое дело религиозность, присущая чеченцам в независимости от географии. Как считает Хасмагомадов, показательный в этом плане пример – паломничество к мусульманским святыням в Саудовскую Аравию, которым в одинаковой мере охвачены как сельские жители, так и городские. Более того, по мнению чеченских экспертов, минувшая «чертовая дюжина» лет войн и смуты послужила катализатором религиозности чеченцев, особенно молодежи. Однако обвинения в исламизации беспочвенны в силу того, что степень влияния религиозного фактора на политическую организацию власти субъекта Российской Федерации равна нулю.

Свое мнение порталу IslamRF.Ru  высказал председатель Комитета по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению Народного собрания парламента ЧР Момпаш Мачуев:

— Законы нашей республики строго соответствуют федеральным. Все нормативные акты, которые принял и собирается принимать парламент Чеченской Республики, проходят проверку на соответствие федеральному законодательству. Что касается строительства мечетей и медресе… Надо через религию возвращать людей к духовным ценностям. И не надо во всем видеть плохое. Рекомендации Рамзана Кадырова направлены на улучшение духовно-нравственного климата в обществе.

Установление экономических и культурных контактов со странами исламского мира не может являться основанием для утверждений об исламизации Чечни, считает источник в правительстве ЧР. Еще один красноречивый штрих – внутренняя политика президента ЧР в отношении русскоязычного населения, не имеющая прецедента. Внеочередное выделение квартир русским семьям по личному распоряжению Кадырова, выплата денежной помощи 100 представителям русскоязычного населения в ЧР в канун православного праздника, распоряжение о расчистке от мусора христианских кладбищ, отданное в преддверии Пасхи — таков неполный перечень президентских инициатив.

Кроме того, создание условий для возвращения русскоязычного населения, возрождения полиэтничности ЧР стали ключевым пунктом Концепции государственной национальной политики ЧР - первого документа, подписанного Рамзаном Кадыровым после вступления в президентскую должность. По мнению собеседников портала IslamRF.Ru, чеченское руководство усиливает влияние исламского фактора на культурную и общественную жизнь социума, придерживаясь политики интернационализма и гармонизации межэтнических отношений в республике.

 

Зарина ЗУБАЙРАЕВА, Грозный

 

22.02.2008

Ссылки по теме:

18-02-08 Муфтият Чечни аттестует имамов и кадиев. Уволены 10 исламских священнослужителей

Миру — мир мусульман

07-02-08 Богословы встретились с заключенными ИК чеченской ст. Чернокозово

06-02-08 Религиозные деятели Чечни лечат душевнобольных и потенциальных самоубийц

Рамзан Кадыров: «Жизнь отца для меня — завещание»

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1690/">ISLAMRF.RU: Исламизация Чечни: миф или реальность?</a>