RSS | PDA | Архив   Среда 17 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Дорогу осилит идущий

27.03.2008 10:41

III Съезд татар-мишар и V Фаизхановские чтения собрали гостей из многих регионов России, стран СНГ и Финляндии. Казалось бы, какое дело представителям Узбекистана или Казахстана до сугубо локальных проблем местных татар? Однако такой подход крайне поверхностен, так как по сути эти мероприятия давно превратились в неформальные съезды мусульманских интеллектуалов не только со всей России, но и из тех стран, которые некогда входили в единое с нашей страной государство.

На наших глазах происходит становление мусульманской элиты, которой в ближайшее время предстоит преодолевать тяжелое наследие интеллектуального застоя российской уммы. Результаты этого застоя известны всем и каждому, кто занимается проблемами состояния Ислама в России. Буквально в те же дни, когда проходили вышеназванные мероприятия, пришло еще одно подтверждение давно известного факта: пока еще числящиеся лидерами мусульман в очередной раз сами себя завели в тупик, на сей раз под кодовым названием «якобы межконфессиональный конфликт». Нет ни малейших сомнений, что скандала легко можно было избежать, если бы муфтии привлекали к решению сложнейших проблем современности высокообразованных интеллектуалов, специалистов в различных отраслях, в том числе — в области информационных технологий. Но, пока суд да дело, эти люди-профи, будучи вытесненными на обочину общественно-религиозной жизни уммы, объединяются в кулуарах и на секциях съездов и конференций, подобных «Фаизхановским чтениям». Сегодня «Фаизхановские чтения» превратились в форум, затрагивающий наиболее актуальные и острые вопросы политической и религиозной жизни всей России. Периодичность форума позволяет проводить постоянный мониторинг ситуации и дает возможность лицам, принимающим решения, получать объективную и достоверную информацию.

Беспрецедентный для России уровень активности «нижегородской» команды мусульманских интеллектуалов проявляется и в факте регулярного проведения мероприятий с масштабным участием ученых из многих регионов страны (в этом году были представлены Татарстан и Москва, Санкт-Петербург и Ярославль, Дагестан и Екатеринбург, Ульяновск и Мордовия, Марий-Эл и Рязань и др.), и в большом числе новой литературы издательского дома «Медина», и в смелом подходе к инновационным проектам в деле развития уммы. Представим вниманию читателей хотя бы два самых громких проекта, озвученных в Нижнем: археологический проект «Изучение материальной культуры Волго-Окского региона» стоимостью в один миллион рублей (на 2008 год), и проект энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации» ценой в один миллион рублей за каждый выпуск. В рамках второго проекта участникам «Фаизхановских чтений» был представлен только что вышедший в свет второй том словаря — «Ислам в Москве». Готовится к изданию третий том — «Ислам в Санкт-Петербурге», идет сбор материалов по четвертому тому «Ислам в Центральной России».

Хусаин Фаизханов (1823–1866) — известный татарский ученый-ориенталист, просветитель и общественный деятель. Родлся в с. Сафаджай ныне Пильнинского района Нижегородской области.

Автор трудов «Казан тарихы» («История Казани»), «Касимский ханлыгы» («Касимовское ханство») и «Ислах ал-мадарис» («Школьная реформа»).

Хусаин Фаизханов первым из татарских просветителей, убедившись в преимуществе европейской системы обучения, приходит к мысли о необходимости перенесения европейских методов образования на татарскую. Этому посвящена работа «Ислах аль-мадарис». Своим проектом Фаизханов фактически подготовил почву для джадидистского медресе. Он был предшественником новометодного образования, основным принципом которого являлся звуковой метод обучения.

Можно задаться вопросом: а зачем «нижегородцам» Москва и Петербург? Какое отношение Нижний Новгород имеет к археологическим раскопкам на Рязанщине и в Ульяновской области? Однако мы не случайно постоянно закавычиваем определение движущей мозговой команды этих проектов как «нижегородской», поскольку в действительности Нижегородская область представлена инициативной группой, а сама команда объединяет десятки интеллектуалов из разных городов и весей Росси и СНГ. Подобное единение могло и даже должно было состояться на базе Москвы как столицы страны, или Петербурга как крупного интеллектуального центра в масштабах России, или Казани как татарской культурной и духовной столицы… Могло, но не состоялось, потому что руководители соответствующих мусульманских религиозных и общественных организаций, вероятно, посчитали ниже своего достоинства общаться с простыми людьми (в смысле — небизнесменами), а то и просто-напросто испугались конкуренции со стороны тех, кто знает и понимает в своей науке и других социальных сферах много больше самых именитых хазратов.

Что же даст российской мусульманской умме реализация тех или иных проектов «нижегородской» команды? Впервые в современной истории Ислама создается реальная почва для объединения разрозненных групп исламских и около-исламских интеллектуалов, впервые создается научная база по исследованию прошлого и настоящего уммы в отдельных регионах и во всей стране. При этом, конечно, неизбежно рушатся мифы о величии того или иного местного мусульманского «князька», в реальности не контролирующего общины и не имеющего представления об истории собственного прихода, не владеющего информацией о состоянии дел на соседней улице. Однако одновременно формируется крепкий фундамент под новое здание, о котором много говорится и для строительства которого мало что делается: просветительский, умеренный, реформаторский с социальной точки зрения и в то же время традиционный в своей идеологии Ислам российских мусульман — коренных народов, древних насельников своей земли. Вот для чего нужна археология, которая в совокупности с историей, социологией, этнографией и богословием создает совершенно новый облик российского гражданина исламского вероисповедания, активного строителя гражданского общества, миротворца и посредника в связях России с миром Востока.

Современность приготовила мусульманам, как и в целом верующим людям, много вызовов, на которые нужно вырабатывать консолидированный, рациональный, грамотный ответ. Как можно это сделать, если наша умма раздираема противоречиями? Для начала важно понять, что эти противоречия не всегда носят неизбежный и объективный характер; напротив, большинство из них навеяно амбициями мусульманских религиозных лидеров — или, точнее, тех, кто считает себя таковым, не будучи им на самом деле. Кстати, именно этот тип противоречий преобладает в сегодняшнем информационном пространстве, мешая объединительным процессам, без которых невозможно дать адекватный ответ вызовам времени. Так что, говоря открыто, активность мусульманских интеллектуалов призвана заполнить лакуну, образовавшуюся по причинам низкой образовательной планки ряда хазратов и их неспособности найти между собой общий язык.

Вышесказанное объясняет важность резолюции, принятой на «Фаизхановских чтениях»; обратим внимание на самое начало документа. «Эффективное решение задач консолидации российской уммы возможно лишь при системном подходе к решению основополагающих проблем. Таковыми являются сохранение идентичности уммы и реформа мусульманской образовательной системы — механизма формирования ценностных установок и преемственности поколений. Российское мусульманское сообщество испытывает потребность в выработке консолидированной богословской основы для достижения подлинного единства и эффективной интеграции в общественно-политические процессы».

А теперь давайте окунемся в область фантастики и представим себе, как бы оценили данную конференцию Садри Максуди или Муса Бигиев, если бы они смогли попасть в наше время и увидеть активность «нижегородских» мусульман в контексте общеполитической и общемусульманской ситуации в стране… В свое время они потратили немало нервов и сил для объединения уммы, для разоблачения деятелей в чапанах, препятствующих интеллектуальному прогрессу российских мусульман. Вспомним, как пришлось скрываться от полиции участникам первых, тогда еще подпольных собраний мусульман в том же Нижнем Новгороде в начале прошлого века, как они мечтали о возможности собрать воедино передовые круги уммы, как сложно они решали финансовые вопросы, связанные с такого рода собраниями… Нет сомнений, что нижегородский опыт был бы по достоинству оценен нашими предками — активистами развития Ислама в сфере интеллекта.

Зададимся и другим гипотетическим вопросом — возможно ли было провести конференцию на том уровне, на котором она прошла, не будь многих других составляющих? Допустим, если бы в той же внутренней политике государства акценты были бы расставлены примерно так, как это было в эпоху Максуди и Бигиева, вряд ли мы могли бы открыто собираться, высказывать свои мнения и тем более призывать мусульман «ускорить процесс формирования исламских социальных сетей и институтов».

Разумеется, все было бы иначе и в том случае, если бы экономическое состояние нашей страны было на уровне хотя бы 1990-х гг. — времен всеобщего хаоса и развала. И, безусловно, стоит задуматься и о том, какой могла быть конференция, если б мусульмане были более дисциплинированы и образованы.

История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, поэтому вернемся к нашей действительности. Как уже было сказано, «Фаизхановские чтения» впервые в этом году вызвали интерес со стороны мусульманского сообщества Казахстана, Узбекистана и Азербайджана. Две первые страны посещались представителями Нижегородского духовного управления мусульман в прошлом году, и между россиянами и их коллегами из Центральной Азии были установлены активные рабочие контакты. Действительно, российским активистам есть, что предложить бывшим соотечественникам: межцивилизационный и межкультурный диалог, популяризация и освещение культуры мусульманских народов России и стран СНГ — вот те наработки и проекты, которые наших единоверцев из Узбекистана, Казахстана и других стран СНГ.

Дамир Хайретдинов,
кандидат политических наук

27.03.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 61,
22 – 28 марта 2008 — с. 1-3

Ссылки по теме:

24-03-08 Объявлены первые лауреаты Фаизхановской премии и медали Хусаина Фаизханова

24-03-08 Участники «Фаизхановских чтений» выступили с предложением разработать концепцию реформы высшего исламского образования

21-03-08 В Нижнем Новгороде открываются III Съезд нижегородских татар-мишарей и «Фаизхановские чтения»

04-03-08 В Нижнем Новгороде пройдет всероссийская конференция «Фаизхановские чтения»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/2210/">ISLAMRF.RU: Дорогу осилит идущий</a>