RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

«Островная» идеология. Сумеет ли Россия не свернуть на тупиковый путь?

24.02.2007 13:34

Известно, что телевидение играет в современной жизни огромную роль. На сегодняшний день оно не только является средством проведения времени, но и выполняет функцию программиста, закладывающего в сознание и подсознание людей те или иные программы-ориентиры. Понимая это, любое уважающее себя движение или партия старается использовать любую возможность продвижения своей идеологии на телевидении. Естественно, что на этом поприще особым успехом будут пользоваться крупные, поддерживаемые финансовым ресурсом движения, поскольку большие проекты, соответственно, требуют и больших денежных вливаний.

Одним из мощных проектов в области кинематографии в последнее время стал раскрученный в средствах массовой информации художественный фильм «Остров». Недаром говорят, что «реклама — это двигатель торговли»: в рейтинге новогоднего телеэфира картина заняла второе место. Многие посмотревшие фильм не скрывали своих эмоций, открыв для себя что-то новое. Почему? Потому что сюжет фильма затрагивает внутреннюю сущность человека, а такие темы всегда являются крайне эмоционально окрашенными.

Несомненно, что эта картина пропагандирует общечеловеческие ценности, которые необходимы в каждом нормальном и цивилизованном обществе вне зависимости от вероисповедания. Однако здесь упор сделан на православие, что, впрочем, для России естественно. Проблема только в том, что авторы фильма, указав направление к Богу, забыли показать путь, которым следует идти обычным рядовым жителям. Вернее, путь был представлен, но это не было сказано открыто, потому что даже создатели фильма понимают: монастырская жизнь является настолько сложной, что большинство людей никогда не сможет ее выдержать. А ведь, кроме монашества, больше практически ничего предложено не было. Да, в конце прозвучали напутствия о том, чтобы прожить эту жизнь не греша, но где грань, где черта, за которую нельзя переступать? Вот, к примеру, человек действительно решил исправиться и изменить свою жизнь. Естественно, что он в первую очередь будет переживать все это в душе, но что дальше? Уйти в монастырь? Но все не могут стать монахами — это не только сложно для всех людей, но и невозможно по социально-биологическим законам человеческой цивилизации.

По каким правилам, по какому закону следует жить искренне раскаявшемуся в своих ошибках или заблуждениях человеку? Например, можно ему продолжать выпивать или нет, ведь это не запрещено? А если можно чуть-чуть, то почему нельзя больше, разве написано где-нибудь, что «стакан водки можно выпить, а два — уже нельзя»? А наказание — разве по церковным законам человека можно наказать за какие-нибудь грехи, кроме как отлучив от церкви? Но если нет наказания, то кого и чего тогда бояться? Бога? Но ведь Он далеко, да и батюшка простит — разве не так рассуждает большинство россиян? В Европе в свое время было еще проще — есть у тебя деньги, значит — изволь заплатить и получить бумажку (индульгенцию), где черным по белому сказано, что все твои грехи уже прощены и до следующей мессы об этом можно не беспокоиться. Не это ли, вкупе с диктатом папы в области мирской жизни, стало причиной появления реформаторских движений, в результате которых появилось на свет протестантство (от слова — «протест»!).

Католичество не смогло создать приемлемого для многих европейцев образа жизни, подавляя их свободу мысли. Человечество стремилось к прогрессу, особенно на фоне свободомыслия в мусульманских Испании и Сицилии, поэтому абсолютно закономерным явлением стало появление оппозиции. Протестантская идеология взяла за основу труд, посредством которого человек приближается к Богу, поскольку рассматривает мирскую жизнь как Богом данный дар, от которого нельзя отказаться. Очевидно, что такое мировоззрение должно было принести свои плоды, и мы действительно можем наблюдать это на примере протестантских стран. Посмотрите на Швецию, Голландию, Англию — вы увидите, насколько их жители свободны в прямом смысле этого слова. Та же Финляндия, над жителями которой у нас любят посмеяться («горячие финские парни»), на порядок отличается от многих других европейских государств. В чем? Во всем том, что касается мирской жизни — экология (Финляндия на первом месте), здоровый образ жизни (на первом месте Швеция) и т. д. Посмотрите, какое в Финляндии качество дорог, а ведь они живут с нами на одних и тех же широтах, даже, скорее, севернее.

Впоследствии протестантская идеология, несомненно, оказала свое влияние и на католичество в целом, поскольку Ватикан столкнулся с сильной конкуренцией. Папы и епископы, испробовав силовые методы воздействия (война Испании против Англии, Варфоломеевская ночь во Франции), ныне идут уже другим путем — они просто перенимают протестантские методы (например, создание мирского с виду ордена Опус Деи; проповеди под современную музыку и многое другое).

Зачем, спросят уважаемые читатели, вы все это нам расписываете, зачем хвалите этот «ненавистный Запад»? Но разве правильно будет закрывать глаза на то, что действительно имеет место? Давайте вспомним, в результате чего произошел европейский Ренессанс, — не в последнюю очередь благодаря заимствованиям из арабо-мусульманской культуры (многие ученые считают, что в первую очередь благодаря этим заимствованиям). Вспомним, каким образом уже сама мусульманская цивилизация сумела достичь небывалых высот — в том числе благодаря и грамотной политике полезных заимствований от разных народов. А что касается нынешней ситуации, то к ней применима оценка, высказанная в одном из хадисов Пророка Мухаммада (мир ему). Здесь рассказывается о положении потомков Рума (под которыми в то время подразумевались как жители Византии, так и их соплеменники на другом конце Европы — все они являлись наследниками великой Римской империи) перед концом света: «У них есть четыре качества. Они проявляют невиданную выдержку во время испытаний, быстрее всех поднимаются на ноги после бедствий, быстрее других возвращаются после бегства и лучше других относятся к бедным, сиротам и беспомощным. Есть у них и пятое прекрасное качество: они больше других обезопашены от несправедливости» (Сахих Муслим). Не правда ли, удивительное совпадение? Разве не за счет этих характеристик европейцы сумели так возвыситься над остальными народами? И разве есть народ, который отказался бы иметь подобные черты?

И все же есть одно «но»… И оно настолько серьезное, что перечеркивает многие положительные моменты европейского прогресса. Дело в том, что европейцами в погоне за счастьем мирским (что отнюдь не является греховным) было оставлено далеко позади Царство небесное. Жизнь духовная настолько оказалась вытесненной из реальности, что ей практически уже не находится места. Отсюда тот огромный процент атеистов в той же Голландии или Дании. Из протестантской этики ушло понятие сакральности, святости. Отсюда рождается их искреннее непонимание того, как можно оскорбляться на богохульство или оскорбления пророков (мир им всем и благословения Аллаха). Ведь по их убеждениям (конечно же, не всех, но все-таки очень многих), на первом месте всегда стояла свобода, которая постепенно переросла во вседозволенность. Такое положение вещей тоже не могло не сказаться на ситуации, поэтому часть протестантских церквей стала постепенно вырождаться. Вернее — перерождаться, потому что трудно считать «христианской» церковь, которая освящает однополые «браки». Еще труднее называть именем Мессии церковь, в которой епископом служит представитель сексуальных меньшинств. Неужели кто-то может всерьез полагать, что Иисус (мир ему), вернувшись в этот мир, выступит на стороне содомитов и богохульников?

Существует ли такое положение вещей в католичестве и православии? Если и да, то, по крайней мере, пока что оно хотя бы пресекается. Хотя скандалы на эту и другие темы (тоже сексуальные) звучат все громче и громче. Чем это вызвано? Помимо множества разных обстоятельств, отдельным пунктом стоит обет безбрачия, который настолько противоречит человеческой природе, что заставляет нарушать его, в том числе, и теми самыми богопротивными действиями. Дело дошло до того, что сейчас уже сами священники (католические) требуют отменить этот обет и разрешить им вступать в брак, не теряя своего сана. Не случайно один из аятов Священного Корана гласит: «Потом Мы отправили по их следам Наших посланников, и отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), и даровали ему Инджиль (Евангелие). В сердца тех, которые последовали за ним, Мы вселили сострадание и милосердие, а монашество они выдумали сами. Мы не предписывали им ничего этого, кроме как стремиться к довольству Аллаха. Но они и его не соблюли должным образом. Тем из них, которые уверовали, Мы даровали их награду, но многие из них являются нечестивцами» (сура «Аль-Хадид», 57:27). И все же в Коране сказано — «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Это потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (сура «Аль-Ма’ида», 5:82).

Таким образом, современное положение таково, что протестантский мир, несмотря на свое действительное и реальное благополучие, все больше отдаляется от Бога как посредством содомии, так и посредством отхода от религии вообще. (Для наглядности приведем такие цифры: Голландия в XVIII–XIX веках считалась преимущественно протестантской страной, в 1950 году протестанты составляли уже только 23 процента населения против 42 процентов католиков. Сейчас протестантов осталось 6 процентов, католиков — 17, а к 2020 году, по прогнозам социологов, их будет соответственно 2 и 10 процентов. Подробности см. в статье «Пост-секулярное будущее Голландии». Куда же делись остальные протестанты? — Стали атеистами.)

Мир католичества и православия, пытаясь бороться против нарастающего богохульства, старается удержаться, прибегая в том числе и к новым современным методам (фильм «Остров» из их числа). Однако, исключая из своего обихода жизнь мирскую (особенно это касается православия), противостоять современному открытому и свободному миру им становится все сложнее. В результате, если католичество все больше прибегает к методам протестантским, то православие предлагает все тот же изоляционизм, который присутствовал в нашей стране еще с древнейших времен (до революции это называлось крепостным правом, после — «железным занавесом»). В справедливости подобного утверждения можно убедиться, не только посмотрев фильм «Остров», основная идейная канва которого практически полностью развивается в монастыре, но даже по одному названию картины.

То, что такая идеология абсолютно бесперспективна для большинства населения России, где к тому же немалую часть общества составляют еще и представители других конфессий, к сожалению, не всеми осознается в полной мере. То, что монастырский уклад жизни абсолютно не приспособлен для современного многогранного мира, видно даже невооруженным взглядом — стоит только внимательнее прислушаться к своему внутреннему голосу, чтобы ответить на вопрос: хотели ли бы вы прожить всю жизнь в монастыре? Хотели бы вы, чтобы государством управляла церковь, которая уже управляла им несколько веков подряд, предопределив колоссальное отставание российского социума от Европы по всем параметрам? Так почему же наши политики и аналитики не осознают реальности? Вероятно, проблема в том, что некоторые из них (исключая, конечно же, конъюнктурщиков, работающих исключительно за деньги) просто не в состоянии подойти к этим проблемам более или менее объективно, потому что смотрят на мир «из узкого монастырского окошка». Они не могут выйти за рамки этого окна, потому что из него больше ничего не видно. Им нечего предложить современному обществу, не только из-за отсутствия хоть какой-нибудь объективности, но и по причине их особого взгляда на само это общество. Жизнь в миру рассматривается ими как тягость, что исходит из самого уклада монастырской жизни. Это, кстати, абсолютно не является плохим качеством, при таком образе жизни можно действительно очищаться, самосовершенствоваться и приближаться к Богу. Только вот угодно ли это Ему?

Нам, как мусульманам, ответ на этот вопрос очевиден — кто желает, может идти и этим путем (в Исламе, например, тоже есть понятие аскетизма), но такой путь не может стать народной идеологией. Иначе этот народ никогда не сможет добиться никакого успеха, что и видно на примере России, которая придерживалась на словах доктрины «подставления щеки врагу», а на деле завоевывала огромные территории, что никак не соответствовало принципам монашества. Зато идеология смирения очень хорошо применялась по отношению к простому народу, который почти всю свою российскую историю фактически провел в рабстве. Не для этого ли России предлагают сейчас вернуться на несколько веков назад?

Можно было бы рассмотреть и другие конфессии, но ведь и так очевидно, что ни иудаизм, ни буддизм (а тем более язычество, конфуцианство или синтоизм) не способны вывести российские народы на новый уровень своего развития как с духовной, так и с мирской сторон жизни. Иудеями мы все равно никогда стать не сможем (для этого нам всем необходимо иметь еврейскую кровь), а став буддистами, окажемся на месте жителей Тибета, которые не в состоянии ни защитить свою страну, ни вернуть на родину своего духовного лидера Далай-ламу. Остается еще, конечно, язычество, но неужели кто-то всерьез полагает (а судя по фильму «Волкодав», такие люди есть), что сумеет объединить всех россиян под этой древней, как мир, идеологией?

Так какой же выход из создавшегося духовного вакуума можно предложить? Их в принципе не так уж и много:

  1. либо оставить все как есть (то есть не предпринимать идеологического наступления, но при этом активно пропагандировать общечеловеческие ценности);

  2. либо продолжать вести клерикализацию общества, заново прививая ему «островную» идеологию (что неминуемо приведет не только к сепаратизму на всех уровнях многоконфессионального (по признанию митрополита Кирилла) российского общества — от элиты до простого народа, но и в разы снизит конкурентоспособность россиян по сравнению и с европейцами, и азиатами);

  3. либо пойти путем протестантства, взяв за основу жизнь мирскую, но при этом неминуемо влиться в европейское сообщество, потеряв всю свою идентичность и став сырьевым придатком Запада, потому что Европе не нужна такая огромная, да к тому же еще и ядерная держава (вспомним о желании некоторых западных политиков о распаде России на удельные княжества — кстати, они высказываются до сих пор)…

Наконец, обо всех выгодах четвертого пути мы скромно умолчим — приведем лишь такие интересные данные: по исследованиям известного европейского журнала «Шпигель» (Spiegel), за период с июня 2004-го по июль 2005 года в Ислам обратилось около 4000 тысяч немцев, причем многие из них — не только люди хорошо образованные, но и в своем прошлом набожные христиане.

Аналитический центр «Амаль»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/23/">ISLAMRF.RU: «Островная» идеология. Сумеет ли Россия не свернуть на тупиковый путь?</a>