RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Перспективы ханафитского мазхаба

24.02.2007 13:37

Мы уже неоднократно в своих публикациях обращали внимание на то, что любую радикальную идеологию невозможно уничтожить физически, как это пытаются осуществить силовые ведомства на Северном Кавказе, а в последние два­три года — и в Поволжье. В частности, «на вооружение силовиков взяты методы и технологии борьбы с терроризмом израильских спецслужб, где не ставится задача интеграции палестинского населения в общественную и государственную жизнь страны. Напротив, там стараются обеспечить постоянный фронт отчуждения и борьбы и формирования израильского общества на ненависти к окружающему арабскому миру. В Израиле практикуется установка презумпции виновности, действует принцип коллективной ответственности, когда по подозрению в соучастии в террористическом акте арестовывают всех родственников и не отпускают их до тех пор, пока не выловят якобы террориста, узаконены пытки и признательные показания, добытые под пытками» (цитаты из статьи «За рамками нормальной жизни» политолога, эксперта Государственной думы РФ Д. Халитова).

    Задача российского общества гораздо сложнее: создать такие условия жизни, при которых радикальная идеология изжила бы сама себя, не будучи востребованной людьми. Именно этому и способствует видение Ислама традиционными юридическими школами — в частности, ханафитским мазхабом. В своей последней монографии «Исламская альтернатива и исламистский проект» один из ведущих исламоведов России д. и. н. А.В. Малашенко указывает на то, что «ханафитский мазхаб является фактором сдерживания радикализма». Так, он замечает, что последователи движения «Хизб ут-тахрир» идеологически противостоят ханафитскому учению. Действительно, как анализируют эксперты, приверженцы «“Хизб ут-тахрир” не относят себя к суннитам: у них иная методология взгляда на хадисы, они отрицают некоторые положения суннитской акиды и т. д.» (Ежова Ф. А. «“Хизб ут-тахрир”: детская болезнь халифатизма в исламской политике»).

    Акида — это важнейшее направление богословия, которое затрагивает вопросы вероучения и идеологии общества. Разногласия в Исламе вызваны не столько разницей в мазхабах, сколько разногласиями именно в акиде. И если взгляды и биография Ибн Абдель­Ваххаба (основателя ваххабизма) хорошо известна русскоязычному читателю из многотиражной литературы, активно издающейся на деньги спонсоров из арабских стран, то методика и взгляды Абу­Ханифы практически неизвестны, хотя в истории мусульман СНГ наибольшее распространение получил именно ханафитский мазхаб. Эта школа является и признается в кругах специалистов самой толерантной и умеренной в Исламе. Однако на сегодняшний день книжные рынки наших стран переполнены литературой, пропагандирующей другие направления, которые призывают к агрессии и насильственным действиям против немусульман. Отсюда рождается непонимание исламской религии, ассоциируемой с эксклюзивизмом и экстремистским агрессивным настроем, в то время как в действительности значительная часть этих настроений снимается при грамотном богословском подходе, объясняющем конкретные ситуации в шариате в позитивном смысле.

    Истоки терроризма в Исламе традиционно связывают с двумя средневековыми сектами крайних убеждений. Первые — хариджиты — откололись от большинства мусульман уже в 657 году, объявив обоих претендентов на руководство Халифата — Али и Муавию — вероотступниками. Хотя халиф Али завещал не вести с ними войн, сам он разгромил большую часть хариджитов в битве при Нахраване. Однако идеи хариджитов оказались популярны в некоторых частях Халифата среди наиболее отсталых слоев бедуинского населения. Хариджиты стремились провести в жизнь идеи «Царства Божьего» и полагали, что все прочие, кроме них, обречены на вечные муки. Крайние хариджиты проповедовали идеи обобществления имущества и социальной «уравниловки», считали кяфирами (неверными) всех, кто не согласен с ними; территорию своих противников рассматривали как «дар аль­куфр» (земля неверных), так что ее население подлежало безусловному истреблению. Их воззрения отличались крайней нетерпимостью, а действия — предельной жестокостью. Не только мужчин из числа своих оппонентов они считали «великими грешниками» (то есть, согласно их доктрине, неверными), подлежащими убийству, но и жен и детей, под предлогом того, что им определены вечные муки в аду. После совершения террористической атаки на мирные поселения хариджиты скрывались в недоступных местах. В конечном счете все эти действия и идеи вызвали абсолютную ненависть к ним со стороны большинства населения Халифата, что и предопределило их военное поражение (в то время как в начале их деятельности люди массами шли к ним в надежде найти здесь идеальное общество во главе со справедливым правителем и с абсолютным равенством всех членов движения). Но перед тем хариджитам удалось нанести ряд серьезных ударов по единству Халифата и социальному развитию исламского общества. Так, именно от рук хариджитов во время теракта в мечети пал четвертый праведный халиф и зять Пророка Али. Из хариджитов выжили только наиболее умеренные — ибадиты, которые отказались от терроризма.

    Второй сектой в Исламе, использующей терроризм, стали исмаилиты. Будучи эксклюзивистами во взглядах на религию и используя запрещенные шариатом методы — наркотическое опьянение, — они наводили страх и ужас на верхи и низы мусульманского общества в XII–XIII вв., убивая всех несогласных с ними и легко идя на самоубийство во время совершения теракта (под воздействием наркотиков). Исмаилитов зомбировали в высокогорной крепости Аламут в Иране, внушая им под воздействием наркотиков, в частности гашиша, то, что такое же наслаждение, как от наркотического опьянения, они получат в Раю, идя на верную гибель. Многие наивные исмаилиты пали бессмысленными жертвами их лидеров. Сначала население Халифата было лояльно к ним: ведь они атаковали сельджуков, убивая их военачальников и наместников, особенно тех, кто был известен своей коррумпированностью и был нелюбим народом. Однако позже весь мусульманский мир стал решительно настроенным против их тактики террора и относился к ним как к вероотступникам. Центр деятельности исмаилитов­ассасинов был уничтожен во время нашествия монголов, после чего движение исмаилитов мигрировало в Индию и позже трансформировалось в нынешнее либеральное течение во главе с Ага­ханами.

    Терроризм в России имеет старинные корни и так же связан с деятельностью группировок, враждующих с властью по идеологическим или социально­политическим причинам. В дореволюционной России терроризм активно использовался левыми и левацкими движениями (народники, эсеры, социал­демократы и др.); в советское время к нему прибегали националисты­леваки (армянские дашнаки, устроившие несколько терактов в Москве аж в 1970‑е годы). На Северном Кавказе в наше время идейно мотивированный терроризм появился далеко не сразу — до возникновения чеченского конфликта провокации с захватами самолетов и вертолетов носили безыдейный характер бандитских вылазок. Однако данный вид бандитизма, наложенный на свежие впечатления чрезвычайно жестокой войны в Абхазии (с футболом из отрезанных голов в Сухуми), вошел в соприкосновение с идеологией экстремистов из арабских стран, которые приехали в Чечню не столько ради финансовой выгоды, сколько для участия в «джихаде против неверных». Они­то и помогли с идейной мотивацией терроризма.

     Отныне все воюющие против сепаратистов объявлялись неверными; все сочувствующие неверным, включая чеченцев­мусульман, также становились неверными, а имущество и кровь неверных, по логике буквалистов, разрешены шариатом. Дальше — больше: неверными постепенно объявлялись или становились все, кто не поддерживал движение сепаратистов. Как обычно в истории, носителями терроризма становились люди самые неграмотные и с низкими социальными запросами, к тому же жившие изолированно или представлявшие собой отдельный клан. В отличие от многих боевиков террористы должны были пройти особую психологическую подготовку, в ходе которой использовались методы внушения идей «избранности» террориста перед Богом, его особой миссии; обещание Рая и вечного наслаждения в нем. Эти и другие идеи, наряду с желанием мести, являлись ключевой движущей силой террористов и террористок из Чечни в современности, и практически ничем не отличались от идей средневековых хариджитов или исмаилитов.

    Разгром терроризма должен включать в себя несколько стадий и соответствующих им действий.

1. Если на первой стадии без вооруженного физического подавления очагов терроризма не обойтись, то на последующих одно лишь физическое преследование не способно ликвидировать идеологию эксклюзивизма в религии, на которую опираются все экстремистские круги. Недаром халиф Али завещал преемникам не применять к террористам своего времени методы насильственного преследования и уничтожения: истребить можно носителей идеологии, но не саму идеологию, которая, слово заразная болезнь, находит для себя все новых и новых носителей.

2. Именно поэтому важно создавать особую атмосферу неприятия не только методов террористов, но и их религиозных воззрений (эксклюзивизм, такфиризм, якобы наличие справедливого правителя). Следует помнить, что в истории Ислама терроризм обрекал сам себя на гибель тогда, когда общественное мнение разочаровывалось в нем и оборачивалось против него.

3. Но еще более важным следует признать третью, самую главную стадию борьбы с терроризмом в Исламе — стадию религиозного обоснования ошибочности, преступности террористов и неизбежности Божественного проклятия в их адрес. Только тогда, когда Абу­Ханифа обосновал богословско­правовые нормы, приравнивающие хариджитов к гибельной перед Богом ереси, это движение трансформировалось в умеренное, навсегда сняв радикальную риторику с повестки дня.

     В пользу того, что противодействие радикальному настрою следует оказывать прежде всего с позиций богословия, наглядно свидетельствуют работы специалистов, исследующих феномен терроризма. Л.В. Перепелкин в статье «Современный терроризм и его религиозные обоснования» указывает на то, что «группа авторитетных турецких ученых в 2004 году опубликовала книгу “Ислам о терроре и акциях террористов­смертников”. Основной вывод авторов заключается в том, что убийство и самоубийство в Исламе запрещены, а следовательно, те группы, которые это практикуют, отошли от Ислама. По мнению другого, не менее авторитетного автора, Мухаммада Хасана, терроризм на исламской основе присущ такому направлению салафизма, как такфиризм».

    Общеизвестно, что в целях распространения в общинах верующих мусульман на территории России экстремистских идей и радикальных настроений активно используется перевод, издание и широкое распространение соответствующей литературы, подготавливающей читателя к неадекватному восприятию общероссийских социальных и национальных ценностей. Для противодействия этим тенденциям одних лишь правоохранительных мер явно недостаточно, ибо государственные органы надзора не в состоянии отследить радикальную литературу и отфильтровать ее от общепризнанных в Исламе трудов по богословию. При этом важно осознавать, что работы по Исламу в нашей стране широко представлены только в исполнении светских ученых­востоковедов; как правило, читатели­мусульмане предпочитают иные трактовки этих трудов, относясь к ним с подозрением и недоверием. На сегодняшний день и система мусульманского образования, и книжные полки при мечетях, и библиотеки российских мусульман нуждаются в комплексных и базовых учебниках по Исламу, которые охватывали бы широкий круг богословских дисциплин и приводили бы к унификации многочисленных и порой конфликтующих идеологических школ, к профилактике экстремизма и радикализма в обществе. Мы изначально во главу угла своей деятельности ставили борьбу с экстремизмом на идеологическим уровне, для чего занимаемся изданием качественной литературы по Исламу с учетом традиционного богословия и в рамках исторически распространенного среди мусульман Поволжья ханафитского мазхаба.

Д.В. Мухетдинов

(Статья из газеты «Медина аль-Ислам», № 26)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/24/">ISLAMRF.RU: Перспективы ханафитского мазхаба</a>