RSS | PDA | Архив   Вторник 18 Июнь 2019 | 1433 х.
 

VIII Мусульманский форум «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели» - глазами доброжелательного христианина

28.11.2012 18:40

Отмеченное мероприятие, прошедшее 27 ноября с.г. очередной раз выявило озабоченность мусульман – россиян, наших соотечественников, судьбами российского ислама.  

 

Из немалого числа докладов просматривается вывод об искренней и не всегда скрываемой тревоге по этому поводу. Позицию выступавших вправе характеризовать как проявление “российского исламского патриотизма”, вне всякого сомнения, являющегося составной частью общегосударственного российского патриотизма. В подавляющем большинстве выступления носили конструктивный характер. Они  направлены на нормализацию непростых отношений в умме ,  поиски путей выхода из них. Практически, это подтверждение тезиса, что в российском мусульманском сообществе заложен мощный созидательный потенциал, который не находит полного выражения по причине структурной несогласованности. Тема структурных преобразований  становится определяющей. Немало разночтений. Надо признать, что единомыслия нет. Но отсутствие единомыслия не означает отсутствие единодушия. С этой категорией практически все в порядке. Российские мусульмане более чем устали от распрей, происходящих в их сообществе.  Это объединяет их чаяния. Определенное несоответствие единодушия и единомыслия является по существу проверкой на способность к компромиссу. Такой способности  российские мусульмане, судя по всему, не лишены. Умма в ожидании перемен. Предчувствие грядущих нововведений российскими мусульманами обсуждается повсеместно на бытовом уровне. Принимаются во внимание различные варианты построения взаимоотношений между мусульманами, включая до последнего времени кажущимися невероятными.   Рассмотрение происходящих событий в таком ракурсе определяет тематику форума. Основной акцент сделан на совершенствовании  исламского образования.

 

Тема входящей в программу форума V Международной образовательной конференции «Международное измерение исламского образования в России» выбрана не случайно.  Это настоящее и будущее российского исламского сообщества, перспективы его внутреннего развития, взаимоотношений с исламским миром. По всей вероятности, в немалой степени проблема состоит в том, что на эту сферу стремятся оказать влияние различные зарубежные  исламские силы. Их экспансия на российском мусульманском пространстве очевидна. Ситуация осложняется тем, что  сама всемирная умма  находится в исключительно сложном состоянии.  Здесь противоборство различных направлений понимания религии, преследующих нередко прагматические цели,  переносится на  просветительство. Соответствие такой деятельности интересам россиян вызывает немало размышлений. Осознание столь непростой ситуации присутствует. 

 

Уже во вступительном слове муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в том плане, что “обязанность духовных лидеров, наших наставников, не позволить внешним силам воспрепятствовать нашей консолидации”. Далее, на пленарном заседании он развил свою мысль, указывая на то, что развитие уммы не может ограничиваться пределами одного государства. Нужно отсекать силы, не заинтересованные в нашей консолидации, поскольку цель этих людей уничтожить веру и культуру наших предков. Эти взгляды получили поддержку и в других выступлениях.

 

Представитель московской патриархии Всеволод Чаплин отметил, что внешнее влияние не всегда конструктивно. Развивая свои высказывания он заметил, что российская умма претерпевает вызов. Буквально этими же словами охарактеризовал ситуацию член совета федерации РФ Руслан Гаттаров. Вряд ли буквально дословное совпадение мнений этих весьма разноплановых людей можно расценивать, как простое совпадение.

 

Директор института востоковедения В.В. Наумкин, говоря о внутриконфессиональном противостоянии, упомянул “мрачное и тяжелое дыхание радикалов”. Он убежден, что развитие в России исламского образования должно опираться на традиции российского ислама. Необходимо уберечь умму от чужих идеологических войн.  По его мнению, идеи российского ислама сами способны оказывать влияние на мусульманское зарубежье.

 

Заместитель Верховного муфтия Казахстана Мухаммад Хусейн Алсабеков сообщил о том, что приезжающие после обучения из исламского зарубежья молодые люди нередко являются источником многих проблем. Причина в том, что в определенной степени они становятся проводниками политических интересов стран, предоставивших им образование. В своем выступлении он ратует на опору на собственное исламское образование.

 

С той же проблемой, как с системной, от своей уммы, а также от лица мусульман  Скандинавии и Балтии выступил муфтий Финляндии Рамиль Беляев, считая, что отправка молодежи на обучение в исламское зарубежье чревато приобретением радикальных взглядов. Он -  сторонник исламского образования на базе местных условий, с опорой на классические традиции российского ислама.

 

Идею опоры в исламском образовании на классические ценности традиционного российского ислама далее развил Хайретдинов  Дамир Зинюрович, ректор Московского исламского университета. Вместе с тем, он отметил важность и необходимость признания достижений зарубежного ислама и целесообразность их синтеза с классическими ценностями традиционного российского ислама.

 

Но многое из изложенного предстоит осуществлять не в простых условиях. Более того, как отмечалось на форуме, на местах среди имамов продолжают оставаться безграмотные, невежественные самозванцы. Нет единых норм, определяющих соответствие кандидатуры на должность имама. К тому же в нашей стране юридически не отрегулирована деятельность иностранных зарубежных проповедников. Нередко все это отдается на откуп местным элитам. Местная элита не всегда реагирует подобающе, продвигая собственные интересы. Нужны защитительные меры. При отсутствии соответствующего контроля нежелательные последствия  закономерны. Напрашивается вывод о необходимости их предотвращения. Вместе с тем, любые последовательные поступки по принятию действенных мер сталкиваются с потребностью централизованного управления. Но  даже частичной централизации  российской уммы препятствует ее раздробленность. Отсутствие элементов единоначалия или же другого схожего механизма не дает возможности выработки конструктивных решений   в  международных отношениях и сфере образования.

 

Та же картина наблюдается  при рассмотрении проблем российских мусульман в целом. Хорошо известно - в исторической практике ислама отсутствуют примеры единоначалия, за исключением отдельных харизматических личностей. Нет в исламе фигур, подобных понтифику в католицизме или же патриарху в православии. Да, и такая структура церкви  не лишена поводов для критики.  Но она хотя бы отчасти дает возможность избежать трудностей, с которыми сталкивается современное российское мусульманство. Быть может, автора упрекнут в излишнем “православном патриотизме”. И все же нельзя жить только канонами прошедших лет. Новые формы управления ( это не опечатка ) уммой необходимы. Пример структурирования православия заслуживает внимания и изучения со стороны мусульман. Такая заинтересованность наблюдается. Не есть ли это конкретная реализация идеи диалога религий и конфессий на страновом уровне, а также отрицание сомнительного, но бытующего тезиса о конфликте цивилизаций. От трудно решаемых вопросов проще всего отмахнуться. Но  жизнь не позволяет. Нужны поиски и компромиссы. Нужны социологические исследования. На форуме пока не очень решительно, но все же прозвучало признание того, что отсутствие централизации препятствует выработки общего критерия успеха. Если не единоначалие или же авторитетный конклав, то роль популярной личности, обладающей  харизмой, дают основания надеяться, что россияне способны преодолеть свои  серьезнейшие проблемы. Такие кандидатуры в российском мусульманстве есть. Россия богата талантами. К сожалению, они не всегда востребованы. Их надо искать или же разглядеть. Нужны свежие, молодые силы, не отягощенные стереотипами заскорузлого мышления и личностными обязательствами прошлого, обладающие соответствующим кругозором, способностью к компромиссу, волей и необходимым зарядом энергии. Есть, по мнению автора и его единомышленником, такая фигура и в Духовном управлении мусульман европейской части России. Праведность или ошибочность этих слов определят последующие события.

 

Можно констатировать, что форум увенчался успехом. Главной составляющей успеха стало подтверждение  способности российской уммы к глубоким созидательным преобразованиям и выявление причин, им препятствующих.

 

С Богом. Бог един.

 

М.Н. Гусев

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/25220/">ISLAMRF.RU: VIII Мусульманский форум «Консолидация мусульманского сообщества стран СНГ: достижения и цели» - глазами доброжелательного христианина</a>