RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

451 градус по Фаренгейту

23.04.2008 12:34

Страну охватили весенние пожары. Ветры разносят пылающие прошлогодние листья и зимний сор — горят дома. 18 апреля мы возвращались из Уфы в Казань, и воздух на дороге кажется гудел от напряжения. 17 апреля в татарской столице произошло нечто невиданное с 1998 года: далеко не добровольное (хотя и временное) отстранение от должности Валиуллы-хазрата Якупова с постов первого заместителя председателя Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ) и председателя вакфов. Оно произошло по инициативе обращения мухтасибов ДУМ РТ Закамского региона. Их возмутил призыв Валиуллы-хазрата сжигать ту часть мусульманской литературы, которая включена в список экстремистских изданий, запрещенных преимущественно Бугурусланским судом.

Жечь или не жечь?

Прошло всего два месяца с тех пор, когда на заседании Совета муфтиев России (СМР) в Казани было принято обращение против запрещения религиозной литературы в России. В обращении указывается, что для создания такого рода списков «необходимо наличие экспертизы от самих религиозных организаций России. Председатель СМР муфтий шейх Равиль-хазрат Гайнутдин заявил, что при СМР создается научно-богословский экспертный совет: «И мы будем требовать от органов власти признавать [его] заключения», подчеркнул он тогда. Пока нет ни никакого совета. А заместитель председателя ДУМ РТ, подписавшего заявление СМР, прямо призывает сжигать книги. Валиулле-хазрату стоило подождать еще месяц, чтобы его призыв попал прямо к юбилею. Ведь 10 мая 1933 года в Берлине на площади перед Оперой фашисты в «торжественной» обстановке при свете прожекторов жгли неугодные им книги.

Нам долго говорили о мире, согласии и прогрессе, царящем в ДУМ РТ, но эти «горячие» события обнажили большой клубок противоречий. 14–15 февраля о ДУМ РТ говорили фактически как об образцовом муфтияте, строящем одинаково положительные отношения как с властями, так и с членами уммы. Утверждалось, что 10 лет назад все внутренние раздоры внутри татарстанской уммы были преодолены, но дело Валиуллы-хазрата взорвало картину внешнего благолепия. И тогда 15 февраля Верховный суд Татарстана вынес приговор группе мусульман, обвиняемых в подготовке терактов. На заседании СМР об этом не говорилось. Валиулла-хазрат также уверял, что все замечательно. В роскошном отеле «Корстон», казалось, происходил съезд победителей. На формально устроенной научной конференции не стали анализировать конфликтные ситуации прошлого, а рассказывали как все замечательно сегодня. Но Аналитический центр «Амаль» одним из первых четко указал, что в «Багдаде далеко не все спокойно». К сожалению, наш прогноз оправдался.

Валиулле-хазрату удалось почти невозможное: против него сплотились все слои, ассоциирующие себя с религией Ислама. На сайте islamnews.ru даже устроили голосование по вопросу: «Должен ли представитель Духовного управления мусульман, призывающий к сожжению исламской литературы, уйти в отставку?». На вечер 20 апреля из 192 ответивших 164 (85%) сказали «да».

Призывы устроить аутодафе слишком отдает традициями европейской, а не мусульманской цивилизации. Российские мусульмане еще слишком хорошо помнят, как уничтожали книги коммунисты. «Красным» принадлежит печальная пальма первенства перед «красно-коричневыми» и в этом деле…

От не сожженных книг к неорганизованному покушению

Днем ранее, 16 апреля, федеральные газеты сообщили о том, что суд присяжных в Санкт-Петербурге оправдал молодых людей, которых обвинили в подготовке покушения на губернатора Валентину Матвиенко на празднике Сабантуй. В деле было замешано два подстрекателя, следы которых найти не удалось. Технически грамотные присяжные посчитали, что разговоры о зашумленных записях, удаленных файлах и компонентах, якобы пригодных для производства оружия, не слишком доказательны. За критику же власти нужно арестовывать почти всю страну. Одна из женщин-присяжных сказала: «Мало ли, о чем люди на кухне говорят… Так можно посадить и бабушку, которая ругает власть на скамейке». Данный случай очень хорошо говорит о настоящей питерской интеллигентности и об отношении образованных русских к мусульманам, прежде всего — к татарам. Может, неслучайно Петербург — родина двух российских президентов в нашем веке. Ведь даже когда идет русско-татарская перепалка на сайтах, обе стороны помнят о миллионах своих дедов, которые «лежат в земле сырой». Сколько их погибло «у Волхова у синего», на Невской Дубровке… Мы знаем о подвиге Мусы Джалиля, но здесь лежат многие тысячи правоверных.

К счастью, мы живем не в сталинском СССР или Германии Третьего рейха, когда миллионы на митингах дружно требовали: «распни его». Эти сроки пишутся в преддверии светлого праздника Пасхи, когда люди вспоминают о муках Иисуса Христа или в мусульманской традиции — пророка Исы. После великой победы над нацизмом великий русский писатель, еврей по национальности, Василий Гроссман в рассказе «Сикстинская мадонна» сравнил муки погибших в фашистских и сталинских лагерях с крестным путем Иисуса.

Питерские присяжные поступили в соответствии с тем, как они понимают справедливость. Ведь она дана Богом, а за неправедно вынесенный приговор кара настигает и в другом мире. Сегодня в России уже никого не удивляет убийство судей, особенно на Северном Кавказе. Своеобразным пиком стал расстрел у бензоколонки заместителя председателя Верховного суда Ингушетии. Имаму Абу-Ханифе в его кровавый век тоже приходилось идти на грани смерти, он томился в тюрьмах, но люди не оспаривали его приговоров таким способом.

Российская нация и российская умма: вместе или не совсем?

100 лет назад на невских берегах с трибуны Государственной Думы Садри Максуди приводил следующее различие между терминами nation (нация) и nationalite (национальность): «Понятие “nation” обозначает народ, живущий в пределах одного государства. “nationalite”, независимо от гражданства в том или ином государстве — это общность людей, говорящих на одном языке, имеющих общую культуру и историю и желающих существовать как независимая политическая сила». Максуди воспроизводил французскую теорию наций, с которой он ознакомился в Сорбонне. Сегодня часто говорится о единой российской нации. Правда, ее варианты иногда удивляют. Так? на Кавказе уже во многих местах не купишь алкоголь и не увидишь женщин без хиджаба, даже в госучреждениях и вузах. Преподавание Ислама школьникам заметно уже не только на Северном Кавказе, но и в сельских районах Татарстана.

В регионах, где большинство составляют православные, ведется все более активное внедрение Православия в школы. Отмена национально-регионального компонента приведет лишь к прекращению изучения языков нерусских народов. Зато школьникам будут преподаваться что-то вроде основ духовности, то есть в большинстве регионов того же Православия. В итоге мы вернемся к временам примерно столетней давности. В итоге россияне не только будут по-разному питается и одеваться, но и не будут понимать образ жизни и морально-нравственный кодекс друг друга. Помнится, лозунг «чья власть, того и вера» привел в XVII веке Германию к Тридцатилетней войне и расколу страны. Старшее поколение еще не оправилось от раскола страны по национальному признаку, а ему уже предлагают деление по признаку религиозному.

Дуга напряжения может тем более проявиться в преимущественно православных субъектах федерации: там, где в отдельных районах мусульмане являются значительным меньшинством или даже большинством. Неприятность здесь в том, что эти регионы либо нефте-газовые, либо через них проходят соответствующие трубопроводы. Это большая часть Тюменской области с ее обоими округами, Астрахань, Ульяновская область, Оренбуржье, юг Пермского края, восток Самарской области. Если учесть, что старейшие месторождения нефти приходятся на земли азербайджанцев, чеченцев и татар, то не удивительно, что эти народы движутся вслед за «большой нефтью».

Абсолютно четкий сигнал поступил из российской столицы углеводородов. Глава Казыятского управления мусульман Тюменской области ДУМАЧР Фатых-хазрат Гарифуллин направил в адрес директора Департамента образования и науки Правительства Тюменской области Ирины Лысаковой письмо следующего содержания: «Мусульманская общественность Тюменской области встревожена сообщениями о введении с 1 сентября 2008 года в общеобразовательных школах уроков православной религии. … Мне как главе Казыятского управления мусульман Тюменской области часто приходится бывать в мусульманских общинах сел и слышать возмущения людей, которые называют последние инициативы РПЦ не иначе как «попытками очередного крещения… История помнит немало попыток, как насильственного, так и миссионерского крещения сибирских татар. Всякий раз подобные шаги оборачивались лишь взаимным отчуждением. В начале ХХ века миссионер “Тобольской Противомусульманской миссии” Е.Елисеев писал: “Вследствие чего весь мир татар сплотился около своих мулл, чтобы впредь не растерять своих птенцов для прославления Ислама”».

Конечно, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II может говорить о симбиозе русских и татар в Татарстане. Только русские в этой волжской республике имеют все возможности для обучения на родном языке, а сейчас эту возможность отнимают даже у многих татар Татарстана. Не нужно забывать, что любое даже во многом внешнее наступление Православия приводило к росту оппозиционных настроений среди мусульман. Попытки священников православной церкви раздавать среди раненых-мусульман молитвенники в дни Первой мировой войны имели одно весьма определенное последствие. В дни гражданской войны российские мусульмане-коммунисты призывали защищать не столько Советскую власть, сколько законы Шариата и адаты и бороться против новых попыток крещения со стороны Колчака и Деникина. Это было не совсем правдой, но сработало очень хорошо. Горцы разнесли тылы Деникина, а на Урале перешедшие на сторону красных башкирские части открыли фронт войск Колчака.

Сегодня в мусульманах видят своих союзников многие оппозиционные движения в России. Так, вначале на Белгородчине, а затем в десятках других регионов мусульмане и коммунисты объединятся именно в сопротивлении введению Православия. В больших городах на их стороне оказывается и интеллигенция. Ведь опросы, например, по Нижнему Новгороду и Екатеринбургу, показывают, что две трети населения не поддерживают инициативу введения преподавания основ религии в школах. Среди так называемых «русских мусульман» достаточно много бывших нацболов и других радикалов с соответствующим опытом. Пока умму удерживает хотя и формальная но приверженность гражданским традициям российских мусульман, в Европейской России и Сибири это особенно касается татар. Но если мусульмане станут русскоязычными, то эта опора падет. Мы уже призывали вспомнить опыт Бугуруслана с его антитатарским русскоязычным медресе. Помнится, его ректор, муфтий Исмаил Шангараев договорился до призывов к оранжевой революции. Правда, пока только в стратегическом союзнике России — Узбекистане.

Так кто же будет влиять на этих утерявших свои корни мусульман: бывшие нацболы или сегодняшние хизбуты с ваххабитами. Последних уже хватает в той же Тюмени. Зачем же власти бросать перчатку столь многим сторонам? Классик политологии Ханна Арендт предупреждала, что это очень опасно для любого режима. Мусульмане требуют лишь соблюдения конституционных принципов: отделения церкви от государства и школы от церкви.

Да, земли России поделены между десятками муфтиятов, вступающими в союзы и вновь разделяющимися. В книге Романа Силантьева можно долго вычитывать соответствующие примеры. В итоге, все чаще нет единства даже по самым важным вопросам: например, касательно преподавания основ религий в школах. Для Кавказа это вроде бы выгодно. Здесь религия объединяет большинство. 19 апреля в Махачкале на стадионе собралось на празднование Мавлида 40 000 человек. Это реальная сила. Таких встреч-митингов не было в другие времена. На какое мероприятие соберешь столько народу из числа мусульман? Только на Сабантуй: но сюда приходят люди всех религий. Станет ли празднование Мавлида новой традицией российской гражданской нации по всей стране? Время покажет…

Дамир МУХЕТДИНОВ

23.04.2008

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 64,

19 – 25 апреля 2008 — с. 1 - 3

Ссылки по теме:

Мусульманский рост в современном мире

Идеологические установки в мусульманском сообществе России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/2570/">ISLAMRF.RU: 451 градус по Фаренгейту</a>