RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

В защиту религиозных чувств. Обзор мнений

08.02.2013 11:09

В течение нескольких месяцев российское общество обсуждает проект Федерального закона № 142303-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний».

 

Коротко говоря, оскорбление религиозных чувств предлагается делать уголовно наказуемым. Законопроект был внесен в государственную думу 26 сентября 2012 года, причем внесен депутатами от всех четырех фракций парламента («Единая Россия», «Справедливая Россия», Коммунистическая партия, Либерально-демократическая партия), однако до сих пор нижней палатой не рассматривался.

 

Проект закона совсем небольшой по объему. Суть его сводится к тому, чтобы в Уголовный кодекс РФ ввести новую статью – за номером 243.1, а текст этой статьи должен быть следующим:

 

«Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний.

 

1. Публичное оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно как публичное оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до двухсот часов, либо лишением свободы на срок до трех лет.

 

2. Осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения богослужения, других религиозных обрядов и церемоний религиозных объединений, исповедующих религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, а равно повреждение и/или разрушение таких предметов (мест), – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо лишением свободы на срок до пяти лет».

 

В целом, думские фракции инициативу поддерживают. Поддерживает ее и консервативная часть общества (т.е. большинство населения). Напомним, что появление законопроекта спровоцировал инцидент с «панк-группой», которая «выступала» в Храме Христа Спасителя. Подавляющим большинством россиян такие выходки расцениваются как недопустимые, с этим связана и поддержка законопроекта. Мусульманской частью населения перспектива введения уголовного наказания обидчикам воспринимается в контексте регулярных нападок и оскорблений священных для себя понятий (карикатуры на Пророка (мир ему), всевозможные «разоблачающие» фильмы и т.д.). Некоторые религиозные деятели предложили даже рассматривать гражданские акции против строительства мечетей как одну из форм оскорбления чувств верующих.

 

Однако законопроект вызывает резкую критику со стороны правозащитного сообщества, скепсис у юристов и умеренную критику со стороны ряда государственных органов.

 

В частности, через несколько дней после обнародования законопроекта, а именно 4 октября 2012 года, в Общественной палате РФ состоялись посвященные ему слушания.

 

В качестве представителя мусульманского сообщества России от Совета муфтиев России на слушаниях выступил первый заместитель муфтия Дамир-хазрат Мухетдинов. Он озвучил вопросы, которыми задаются мусульмане России в контексте данной темы: как будет определяться, по какому критерию наличествует оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан? Где эта грань – между оскорблением или неоскорблением? «Наша задача – создать в постсоветское время новую культурно-духовно-правовую среду, где преступления против чувств верующих являются или маловероятными, или вовсе немыслимыми для большинства населения. Сама способность к таким преступлениям должна в общественном сознании уйти в то же маргинальное поле, как, скажем, зоофилия, каннибализм или фашизм. А для этого нужно силами интеллигенции, экспертного и педагогического сообщества изучить корни явления, той размытости морали, свойственной традиции, доставшейся нам в «нагрузку» от советского тоталитаризма. Иначе эти явления будут воспроизводиться постоянно и постоянно разрушать нашу гражданскую жизнь, а подчас и безопасность страны», – заявил тогда заместитель муфтия.

 

23 октября опубликована экспертиза ОП РФ с отрицательной оценкой законопроекта. Общественники указали, что предлагаемый законопроект противоречит ряду принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и международными нормативными актами, содержит юридически неопределенную терминологию. Кроме того, в тексте экспертизы говорится о том, что состав преступления, содержащийся в проекте, практически полностью охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ, которая посвящена ответственности за унижения человеческого достоинства по признаку отношения к религии и содержит весьма суровые санкции вплоть до пяти лет лишения свободы. Введение в УК РФ новой статьи, аналогичной уже имеющейся, приведет к необоснованному утяжелению данного правового акта, считают авторы экспертизы.

 

На следующий день – 24 октября – председатель Комитета Госдумы РФ по общественным объединениям и религиозным организациям Ярослав Нилов (ЛДПР) призвал Общественную палату к конструктивной работе над законопроектом о защите чувств верующих и заявил, что считает «опасным заигрывание с общественным мнением в этой чувствительной сфере».

 

25 октября датирован отзыв Верховного суда РФ, который был опубликован «Российской газетой». В некоторых пунктах он перекликается с экспертизой ОП РФ. Например: «В интересах достижения большей правовой определенности законопроект нуждается в доработке с точки зрения его юридико-технического, а также лингвистического оформления. В частности, в предлагаемой статье 243 УК РФ содержатся термины, не имеющие правового закрепления (например, богослужение, религиозные обряды и церемонии, а также религиозные объединения, исповедующие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России и т.п.)». В документе отмечается также, что используемая в названии и диспозиции части первой статьи 243 УК РФ терминология – «оскорбление, унижение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний», «оскорбление убеждений» – не вполне соответствует понятийному аппарату, традиционно используемому в уголовном законодательстве. Тем не менее, даже с учетов вышесказанного, представленный законопроект Верховным судом РФ в целом поддерживается, «учитывая значимость для безопасности государства сохранения межрелигиозного мира, опасность деяний, направленных на нарушение баланса интересов различных религиозных объединений».

 

23 января опубликовано Экспертное заключение Совета по правам человека при президенте РФ. По мнению Совета, «ни законом, ни судебной практикой внутренние субъективные переживания одного лица или группы лиц не могут быть использованы в качестве объективного критерия оценки деяний других лиц, поскольку это привело бы к недопустимому и конституционно не обоснованному ущемлению прав и свобод человека и гражданина».

 

По мнению Совета по правам человека, содержание деяния «оскорбление религиозных чувств граждан» не имеет правовой определенности, и в реальных условиях правоприменения будет иметь расширительное толкование, приводящее к ущемлению прав и свобод лиц, действия которых, в том числе в рамках реализации конституционных прав и свобод (свободы слова, свободы творчества, свободы совести и т.д.), гипотетически могут трактоваться как оскорбляющие чувства отдельных граждан или групп граждан, выделяющихся по признаку отношения к религии. Это обусловлено, помимо прочего, неопределенностью и неприменимостью понятия «оскорбление» в отношении таких безличных явлений, как богослужения или другие религиозные обряды и церемонии. Таким образом, Совет при президенте также не поддержал законопроект.

 

27 января официальный отзыв на проект опубликовал портал правительства РФ. Эксперты из правительства вслед за ОП РФ, Верховным судом и Советом по правам человека указали на то, что действующим законодательством содержащиеся в законопроекте понятия «мировоззренческая символика» и «религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России» не определены. Отмечена также и конкуренция, возникающая между законопроектом и действующими нормами УК РФ. Правительством предложено «учесть высказанные замечания в ходе дальнейшей доработки законопроекта».

 

Инициаторы законопроекта пока публично не высказались о том, будут ли они дорабатывать документ с учетом прозвучавшей критики. В данном контексте важно также проследить позицию первого лица государства относительно данного вопроса. Владимир Путин по данной теме высказался за последние месяцы дважды. В первый раз – 13 сентября во время общения с журналистами. Причем тогда речь совершенно не шла о российской повестке дня, обсуждалось происходящее на Ближнем Востоке. Президент сказал следующее: «Наконец, все мы должны с особым вниманием и очень бережно относиться к религиозным чувствам, причем к религиозным чувствам людей, принадлежащих к самым разным конфессиям. Это касается и тех, кто считает себя сторонниками ислама, и христиан, и представителей всех других конфессий. Потому что если государство своевременно и жестко не реагирует на провокации, направленные против религиозных чувств людей, то тогда обиженные и оскорбленные, униженные люди сами начинают защищать свои взгляды и интересы, и подчас это приобретает совершенно неприемлемые формы, и действуют они неприемлемыми методами».

 

В следующий раз президент высказался уже конкретно по вопросу российского законотворчества. Это было 12 ноября, когда он провел заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Тогда на реплику Ирины Хакамады, что данный закон является бомбой замедленного действия, он сказал: «Мы с Вами хорошо знаем, что произошло в Советском Союзе с религией и какое количество священников, причем представителей самых разных конфессий, было репрессировано. Наверное, в процентном отношении ко всем другим группам это самое большое количество репрессий и самых жестоких при этом. У нашего государства есть тяжелое наследие, которое мы не можем не учитывать. И поэтому государство, конечно, должно думать и о защите религиозных чувств людей, и о защите тех, кто работает в этой сфере. Я условно говорю «работает». Конечно, чувство – это понятие не юридическое, может быть, даже в чем-то иррациональное, и есть, как Вы сказали, нормы, которые защищают в целом честь и достоинство людей, в том числе и по религиозным мотивам».

 

Владимир Путин не дал законопроекту однозначно положительной или отрицательной оценки, но предложил продолжить общественную дискуссию, а Совету по правам человека – проанализировать ситуацию.

 

«Пять лет дают там, предлагают дать. Вы знаете, я сейчас не хочу даже обсуждать – много, мало, нужна ли она, дополнительная статья, или в нашем арсенале достаточно инструментария для того, чтобы эти проблемы решать. Но то, что мы сейчас обязаны на это обратить внимание, мне кажется, правильно, потому что, повторяю еще раз: во-первых, мы должны всем людям, у которых есть какие-то религиозные чувства, и всем священнослужителям, мы должны защищать и чувства, и соответствующие конфессии», – подытожил президент.

 

Подготовила Диляра Ахметова

Всероссийская газета мусульман «Ислам минбаре» - февраль 2013 - № 2 (208)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/26092/">ISLAMRF.RU: В защиту религиозных чувств. Обзор мнений</a>